Однако обвала рынка эксперты не прогнозируют.
Уровень спроса на екатеринбургском рынке розничной торговли продолжает падать. Хуже всего приходится продавцам одежды и бытовой техники. Объемы продаж в этих сегментах снизились до 40%. Причем больше всего сегодня страдают магазины стрит-ритейла. По прогнозам уральских экспертов, в ближайшие два года ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. Однако обвала рынка, как это было в 2008 года, также ждать не стоит.
О том, что происходит на рынке розничной торговли и что его ожидает в ближайшие два года, читайте в материале JustMedia.
По словам генерального директора консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александра Засухина, уменьшение спроса и, соответственно, продаж на рыночных комплексах, в магазинах стрит-ритейла и торговых центрах — это общая тенденция рынка розничной торговли последних 1-2 лет. Эксперты связывают это в основном с макроэкономическими причинами, давлением электронной торговли и растущим уровнем конкурентности рынка. В то же время среди указанных сегментов интенсивность падения продаж не одинакова, что связано с разным уровнем конкурентоспособности каждого из рассматриваемых форматов торговли.
Сильнее других страдают магазины стрит-ритейла, поскольку на рынках падение спроса торговцы стараются оперативно компенсировать ценой, а торговые центры спасает сильный покупательский трафик. Тем не менее, форматы уличных магазинов имеют свои преимущества, в числе которых близость к определенной группе потребителей, к транспортно-пересадочным узлам, районам с плотной жилой застройкой, поэтому после перераспределения уровня продаж они также сохранят свою привлекательность и устойчивость на рынке.
«С октября прошлого года уровень продаж в сегменте одежды упал на 25%. На мой взгляд, это обусловлено тем, что многие стали покупать вещи за рубежом, процветает интернет-торговля, например, купить одежду через онлайн-магазина в Америке с доставкой в Россию получается дешевле, чем у нас. Курс евро и доллара также подкосил этот рынок. Падение доходности привело к сокращению количества бутиков. Владельцы многих из них рассматривают варианты переноса торговых точек в крупные ТЦ. Стрит-ритейл становится неинтересен для размещения магазинов одежды. Однако все зависит от категории товара, например, в городе активно развивается сеть «Белорусский трикотаж», «Баско пати»», — рассказал JustMedia заместитель генерального директора ГК ЦН «Северная казна» по риэлтерской деятельности Павел Маслихин.
По словам генерального директора УК «R.management» Алексея Мальцева, в сегменте лакшери продажи практически не снизились. В эконом-классе также все спокойно. Больше всего в сложившейся ситуации пострадали классы «средний» и «средний+». В целом снижение объемов продаж на рынке одежды достигает от 25 до 40%.
«У людей среднего класса или тех, кто стремился к нему, доходы подорвутся, и они вернутся в «Ашан» и на китайский рынок. Пока падения доходов нет, но на потребительское поведение серьезно влияет негативный информационный фон. Горожане стараются покупать из одежды только товары первой необходимости. Причем деньги у людей есть, просто они их не тратят, а стараются откладывать», — отмечает Алексей Мальцев.
С тем, что на потребительский спрос влияет негативная информация из СМИ, согласен и генеральный директор мебельного центра «Гулливер» Алексей Караваев. По его словам, как только по телевизору начинаются сюжеты о напряженной политической и военной обстановке, екатеринбуржцы перестают покупать мебель. Об этом свидетельствует обзор показателей мебельного центра по посещаемости и выручке с квадратного метра. Общей тенденции снижения продаж, как это происходит в других сегментах розничной торговли, пока не прослеживается.
«В апреле было непонятно, что будет на Украине, и продажи относительно аналогичного периода прошлых лет, были хуже. Но не самыми плохими за 6 лет. Июнь оказался почему-то неплохим. Он стал вторым по объему выручки за время работы МЦ. Июль был средним. В целом средняя выручка с квадратного метра растет. Это связано с увеличением среднего чека и с изменением сегментирования нашего покупателя. Выводов за 2014 года и прогнозов на 2015 год делать не буду», — говорит Алексей Караваев.
В других узкоспециализированных сегментах розничной торговли ситуация также остается стабильной.
«Падение продаж есть, но оно не такое глобальное. В среднем на 10-15%, поэтому мы чувствуем себя достаточно спокойно. Постепенно освобождаем склады, но это не значит, что мы не будем закупать новые коллекции, тем более что обычно их моментально разбирают. В узкой нише падение и рост всегда незначительны. Что будет дальше, спрогнозировать трудно. Многое зависит от политики. Если украинский кризис закончится и эмбарго отменят, то наверное ситуация вырулится. Если нет, то развитие рынка пойдет по другому сценарию», — рассказала JustMedia директор торгового центра БУМ Екатерина Поспелова.
В отличие от мебельного сегмента и рынка тканей и фурнитуры, рынок бытовой техники в Екатеринбурге, по мнению Алексея Мальцева, еле дышит. Но связано это в основном не с политической обстановкой и экономической ситуацией в стране, а с тем, что развитие этого рынка происходит волнами. Горожане покупают этот вид товаров примерно раз в 5 лет. Последний пик продаж пришелся на 2007-2008 года. Некий подъем наблюдался в конце 2013 года. Кроме того, крупные игроки рынка активно уходят в сегмент онлайн-торговли.
«Объективно на ближайшие 1-1,5 года не вижу факторов, которые бы могли изменить ситуацию на розничном рынке к лучшему и дело тут даже не в политике. Все будет стабильно плохо, но повторения 2008 года и обвалов мы не ждем», — говорит Алексей Мальцев.
P.S. Никто из экспертов не берется спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке розничной торговли в Екатеринбурге даже до конца текущего года. Однако большинство из них сходятся во мнении, что роста спроса и увеличения объема продаж ожидать не стоит.
Просмотров: 10882
Автор: Екатерина Турдакина