О чем говорили представители религиозных общин Урала.
На встречу с представителями религиозных общин Урала полпред Президента в УрФО Евгений Куйвашев опоздал почти на 15 минут. Это, конечно, не многочасовые опоздания на встречи с общественностью кандидата в президенты Владимира Путина, но таких задержек суровый тюменский управленец себе еще не позволял.
Остальные участники встречи оказались более пунктуальными. Православные владыки вальяжно листали журналы, муфтии оживленно беседовали, а раввин в широкополой шляпе бегал по залу, судорожно вглядываясь в лица присутствующих. Наконец он подбежал к полной женщине и что-то быстро прошептал на иврите. Женщина дернула еврейского юношу в обтягивающем свитере, тот достал айфон и пошел фотографировать всех участников встречи. Глядя на это, молодой дьякон с кудрями и золотым крестом достал зеркальный фотоаппарат и тоже начал снимать присутствующих, оставив у стула черный дипломат. Увидев одиноко стоящий дипломат, служба безопасности едва не эвакуировала все здание. К счастью, владелец быстро вернулся на место.
Опоздавший Куйвашев начал встречу с 15-минутного доклада о духовной ситуации на Урале.
—Создана Екатеринбургская митрополия, появились новые епархии — Екатеринбургская, Серовская, Каменская, Алапаевская,— загибал пальцы полпред.
Отдельно он остановился на проблемах противодействия экстремизму и формированию толерантности среди молодежи.
—Наиболее активными участникам, а зачастую и инициаторами межнациональных конфликтов выступают молодые люди,— заявил полпред и вспомнил Сагру, Махнево, массовую драку русских и кавказцев в Артемовском.
Затем полпред напомнил, что церковь отделена от государства, а религия должна находиться вне политической борьбы и, тем более, предвыборной агитации.
Радикально настроенные православные и новая история от евреев
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл получил возможность высказаться сразу после полпреда. Владыка, хоть и читал по бумажке, в темах монолога и выражениях не стеснялся. Показал довольно жесткую позицию в национальном вопросе:
—Агрессивное национальное самосознание зародилось при распаде СССР. Сейчас национальное большинство само дает почву для вызывающего поведения приезжих. Причина — отсутствие чувства национального достоинства, потеря своей культуры. Невозможно ожидать обмена культурации у приезжих, если само коренное население недостаточно погружено в свою собственную культуру.
Откровенно удивило участников встречи то, как владыка Кирилл оправдывал националистические настроения в современном обществе.
—Экзальтация некоторых русских патриотов фашиствующего толка дискредитировала саму идею образования крепкого и традиционно русского культурного поля. Однако было бы роковой ошибкой препятствовать свободному и открытому выражению народом своих национальных чувств.
Своими высказываниями митрополит настолько ошарашил присутствующих, что полпред даже не рискнул вступать с ним в диалог. Вместо этого он передал слово главному муфтию УрФО Ринату Раеву.
Муфтий говорил с большим акцентом, периодически сбиваясь с русского на татарский. Поделился опытом работы с молодежью, но большого интереса у присутствующих не вызвал. Из вежливости Куйвашев поинтересовался у лидера мусульман Урала о количестве мечетей в регионе и передал слово главному раввину округа Зелигу Ашкенази.
Раввин первым делом пожаловался полпреду на работников государственной статистики, вызвав тем самым улыбку у присутствующих.
—Грустно смотреть на результаты переписи населения в Свердловской области,— заявил Зелиг Ашкенази.— Нас как минимум в десять раз больше, чем говорит статистика. Я сужу об этом по людям, приходящим в синагогу.
Маленький Израиль есть, наверное, в каждой стране. И уж точно в каждом регионе России. У них есть синагоги, общинные центры, школы, детские сады.
Дальше Ашкенази умудрился представить на суд общественности свою трактовку мировой истории:
—Приближается День защитника Отечества, и хочется отметить значительный вклад еврейского народа над фашистской Германией.
И, конечно, раввин не преминул воспользоваться ситуацией, чтобы поведать о своих политических убеждениях:
—Президент и председатель правительства дают нам возможность соблюдать традиции. Еврейская община с большой симпатией относится к Путину и его стремлению к объединению и укреплению государства.
Кто обижает мусульман
Достойно выступил перед публикой архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан. В отличие от екатеринбургско-верхотурского коллеги, он не читал по бумажке, а говорил от души. Внутренний мир священника оказался богатым, а речь грамотной.
Владыка коснулся важной темы — введения в школах основ религиозной культуры.
—Есть уже указ президента,— возмущался архиепископ.— Но в школах мы сталкиваемся с непониманием и даже сопротивлением. Введение этих модулей воспринимается, как посягательство на светскость школы. Надо, чтобы руководство министерства образования позволило представителям религиозных организаций встречаться с преподавательским составом, чтобы донести суть этого взаимодействия.
Другой важный вопрос, который владыка Феофан хотел донести до полпреда и присутствующих, родился прямо во время встречи.
—Хотел бы затронуть тему масс-медиа, а конкретно — нашего присутствия в средствах массовой информации. Сейчас муфтий говорил, что раньше у них было 10 минут эфира в неделю, а в этом году пришла генеральный директор телеканала и сказала — 10 минут для вас много, мы даем 5 минут. Но чтобы за пять минут сказать что-то нормальное на религиозную тематику, надо быть супероратором.
Архиепископ еще долго говорил про идею совместных православно-мусульманских лагерей, где детей учат терпимости, и про культурный код, который формирует матрицу общественной жизни. И напоследок он не удержался от небольшой, но вполне осознанной агитации.
—Да, мы вне политической борьбы, но мы не вне ткани жизни нашего общества. Я член церкви, но я и гражданин. И мы должны реагировать на то, что происходит в современном мире. Я видел тот хаос, в 1993-м году я вел переговоры с противодействующими сторонами: и с покойным Борисом Николаевичем, и с Хасбулатовым, и со всем собранием. И я видел, что происходило. Мы стояли на грани катастрофы, на грани гражданской войны. Сегодня многие силы толкают нас опять к этому. Мы не должны говорить — голосуйте за того или этого. Но мы должны стремиться к стабильности развития. Нам не надо толкать этот паровоз под откос, а надо двигать его вперед. Мы не выдержим больше никаких революций.
Полпред слушал супероратора внимательно и уловил в речи владыки самое важное.
—Так на каком это канале вам сократили время?— обратился он к Ринату Раеву.— Разберитесь с этим обязательно,— повернулся Куйвашев уже к своему заму Сметанюку. – Это недопустимо.
Попам и имамам пора в фейсбук и твиттер
Выступали на встрече и светские люди, питающие к религии теплые чувства. Например, вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев заявил служителям церквей, мечетей и синагог о необходимости идти в ногу со временем. В частности, чиновник намекал на то, что духовенству надо проникать в Интернет.
—У нас в одной только Тюмени больше двухсот тысяч молодых людей зарегистрированы в фейсбуке, в контакте, в твиттере. А ведь зачастую там и зарождаются экстремистские настроения. Вам, уважаемые представители конфессий, надо тоже активнее проникать в Интернет, в социальные сети.
Идеи Сарычева больше всего заинтересовали полпреда.
—Интернет — тема нашей следующей встречи,— заявил он.— Надо подумать, в какой еще форме выходить на прямое общение. Присутствие традиционных конфессий в Интернете недопустимо мало.
Не обошлось на совещании и без самого светского среди духовных и самого духовного среди светских жителей Екатеринбурга Николая Косарева. Ректор горного университета не стал скрывать главного мотива своего прихода.
—Полпред Латышев, царство ему небесное, позволил нам построить храм,— начал эпатажный ректор.— Несмотря на то что прокуратура пыталась обвинить нас в нецелевом использовании средств, которые должны были тратиться на учебный процесс. Полпред Винниченко помог нам открыть теологический факультет. В прошлом году мы набрали 50 человек на православную теологию, в этом году 26 — на исламскую теологию. Мне кажется, лучше учить исламистов здесь, чем они будут учиться этому в Саудовской Аравии. Мы делаем свои передачи на трех каналах — ОТВ, «Союз» и ямальском телевидении. Областному мы платим примерно по 200 тысяч в квартал. С «Союзом» договорились, они наши программы бесплатно показывают. А вот Ямал за наши передачи платит нам по 400-800 тысяч в год. Вот вам отношение разных регионов к нашей работе. Если возможность есть, я прошу записать в решение нашего совета и как-то поспособствовать тому, чтобы нас бесплатно показывали на ОТВ.
Чтобы подкрепить свои слова доказательствами, ректор передал полпреду толстую папку, в которой содержался отчет о патриотической работе с молодежью. И напоследок Косарев тоже решил заявить о своих политических взглядах:
—Нынешние кандидаты в президенты так себя ведут, что я бы никому не доверил красную кнопку. Кроме одного, конечно.
Заседание продолжалось больше двух часов. И чем больше проходило времени, тем сильнее убеждались участники встречи, что никаких решений принято не будет. Кроме одного — собраться еще как-нибудь.
Ну что ж, зато полпред, говоривший на прошлой встрече, что он не может отвечать на вопросы о Путине, потому что его начальник — Медведев, в этот раз совершил политически верный поступок. Ведь буквально накануне его потенциальный начальник Путин тоже встретился с религиозными общинами. И тоже ничего не решил.
ФОТОрепортаж со встречи Евгения Куйвашева с представителями конфессий смотрите здесь.
Просмотров: 2508
Автор: Евгений КАТЫХИН, фото — Александр МАМАЕВ