Срок службы самолетов при правильном обслуживании практически не ограничен.
Три полуразобранных самолета, отдельные ряды пассажирских кресел и множество огромных, в человеческий рост, деталей. Всюду передвигаются очень серьезные люди в синих и белых защитных костюмах. Именно в такой обстановке происходит ТО самолетов.
JustMedia.ru – в Авиационном техническом центре «Уральских авиалиний». И сейчас мы покажем внутрянку крылатых и расскажем об особенностях профессии техников, которые за ними следят.
В данный момент в ангаре в разной степени разобранности находятся три Airbus. Всего в этом пространстве без каких-либо ограничений могут обслуживать 5 самолетов размером, как Airbus А320. Если немного потесниться, то 6. Общая площадь центра такая же, как у стандартного футбольного поля, – 8256 квадратных метров. До самой верхней точки объекта - 27 метров, что соответствует высоте девятиэтажного дома.
Площадь ангара такая же как у стандартного футбольного поля |
В ангар самолеты закатывают через ворота, которые состоят из пяти независимых секций. Каждая представляют собой подъемное многослойное синтетическое полотно, складывающееся по принципу римских штор. Один самолет А319/320/321 можно вкатить в ангар, открыв лишь две боковые секции. В России ворота данного типа и таких размеров применены впервые в Авиационном техническом центре «Уральских авиалиний».
«Летом самолеты реже отправляются на длительное ТО, потому что частота полетов выше. В этот период хватает оперативного технического обслуживания прямо на перроне между прилетом и вылетом и еженедельного. Последнее проводится на стациях техобслуживания, которые есть в Самаре, Москве, Челябинске и Екатеринбурге. С конца сентября до конца апреля самолеты загоняются в ангар на длительное обслуживание – от нескольких дней и более», - говорит начальник цеха технического обслуживания Авиационного технического центра «УА» Юрий Попов.
Осмотр самолета между полетами занимает от 45 до часа |
На оперативное ТО самолета, в зависимости от его формы и модели, требуется от 45 минут до часа. Из них 15-20 минут тратятся на внешний осмотр воздушного судна. Специалисты смотрят не была ли повреждена или деформирована посторонними предметами, которые отлетают из-под колес от полосы, обшивка самолета. Не попадали ли в самолет во время полета молнии или птицы. От попадания молнии, как правило, повреждается краска, могут оплавится заклепки.
Попадание птиц и молний в самолет происходит летом довольно часто |
При попадании птицы на фюзеляже могут остаться небольшие вмятины, но такие повреждения не требуют экстренного ремонта. Исправление последних, если вообще требуются, откладывается до визита в ангар на техобслуживание. Попадание молний и птиц летом происходит довольно часто, но в 95% случаев – это просто констатация факта, который не влияет на безопасность выполнения полетов.
Во время транзитного обслуживания проверяется состояние колес, тормозов и внутренних систем |
«Самолет - живой организм, он слегка «дышит». Воздушное судно испытывает серьезные нагрузки. Они передаются на элементы конструкции и могут привести к их постепенному износу, реже - к повреждению. К примеру, со временем происходит ослабление винтовых соединений от вибрации, это обнаруживается и устраняется при техническом обслуживании», - отмечает Юрий Попов.
Также во время транзитного обслуживания проверяется состояние колес, тормозов и внутренних систем. В каждом из авиалайнеров установлена система, которая на протяжении всего полета очень подробно тестирует работу агрегатов и компонентов самолета, подключенных к электропитанию. Вся полученная информация передается на два компьютера этой диагностической системы.
В каждом из авиалайнеров установлена система, которая на протяжении всего полета очень подробно тестирует работу агрегатов и компонентов самолета |
После того как машина приземлится, система выдает мини-отчет о полете, в котором сообщается о том, были ли какие-то неисправности, отказы в работе. Отчет распечатывается с помощью небольшого принтера в кабине пилота. Его изучают инженер или техник, проводящие осмотр «крылатого», и прикладывают к «карте наряду» на техобслуживание. Стоит отметить, что подобные отчеты и в целом вся документация ведутся только на английском.
Серьезные поломки, из-за которых может задержаться вылет рейса, происходят крайне редко |
«Если есть какие-то замечания, то они оперативно устраняются. Серьезные поломки, из-за которых может задержаться вылет рейса или возникает необходимость замены воздушного судна, происходят крайне редко. У нас работают профессионалы, которые способны быстро вернуть самолет в строй и уровень профессионализма постоянно повышается. В качестве примера приведу случай, когда, первое серьезное повреждение конструкции самолета произошло 10-11 лет назад. От покрышки колеса после касания с полосой на посадке отлетел кусок резины. Само колесо осталась целым и работоспособным, но куском резины был поврежден закрылок. Тогда, пока заказали и получили новый закрылок, самолет простоял на восстановлении 2 недели. Сегодня аналогичную проблему мы способны решить максимум за один день», - говорит Юрий Попов.
Между полетами техник проверяет комплектность и исправность аварийно-спасательного оборудования |
Между полетами техник проверяет комплектность и исправность аварийно-спасательного оборудования, целостность кресел, дверей и люков. Одновременно с этим сотрудники клининговой службы прибирают салон: моют столики, панели, багажные полки, пылесосят пассажирские кресла и ковры.
Также между полетами проверяется целостность кресел, дверей и люков самолета |
Если до вылета более 1,5 часов, то ко всему вышеперечисленному добавляется очистка, мойка приборов и панелей в кабине пилотов.
Еженедельно самолеты проходят ТО, на которое выделяется 6-7 часов. |
Еженедельно самолеты проходят ТО, на которое выделяется 6-7 часов. Во время него проводят более подробный профилактический осмотр воздушного судна, устраняют неисправности и поломки. Также во время еженедельного ТО самолет хорошенько моют, причем не только внутри, но и снаружи. Для выполнения последнего в штате технического центра есть специальная бригада.
Сегодня в среднем каждый самолет летает в 1,5-2 раза больше, чем в советские годы |
«Внештатные ситуации и поломки происходят довольно редко. И это несмотря на то, что сегодня в среднем каждый самолет летает в 1,5-2 раза больше, чем в советские годы», - отмечает Юрий Попов.
В кабине пилотов тоже есть столик |
Если технические неисправности и поломки конструкции самолета и двигателей бывают редко, то вот ремонт и замена сломанных кресел и столиков – довольно частое явление.
«Сам много летаю и вижу, как это происходит. Например, берут пассажиры большой чемодан или сумку и пытаются вместить в багажную полку, которая предназначена только для ручной клади. Потом пытаются все это уплотнить, потому что крышка не закрывается. И она ломается. Дети прыгают по сидениям, продавливая их, и родители их в этом развлечении не ограничивают. Часто ломают столики, подлокотники, вставая на них, обрывают карманы, в которых лежат журналы. Самое обидное, что люди считают это нормой. По их логике, они заплатили и могут делать все, что хотят», - говорит начальник цеха технического обслуживания Авиационного технического центра «УА».
По словам Юрия Попова, при налете самолетом 750 часов, согласно программе техобслуживания, машину загоняют в ангар на периодическое ТО. Во время такой проверки воздушное судно частично разбирают, даже снимают и выносят из салона пассажирские сиденья, заменяют изношенные детали, устраняют повреждения. И действительно в ангаре рядом с одним из самолетов в три ряда стоят кресла, над которыми «колдуют» сразу несколько человек. В это же время еще одна бригада трудится внутри машины, вторая – с какой-то большой деталью снаружи судна.
Во время переодического ТО из салоны выносят даже кресла |
Самолет, налетавший 3000 часов, ожидают еще более сложные проверочные и профилактические работы. Во время таких работ заменяют отдельные ресурсные агрегаты, ресурс которых подходит к своему пределу. Списывают самолеты крайне редко. По словам Юрия Попова, если хорошо следить за ними: вовремя выполнять профилактические осмотры, регулировки, смазки, устранять дефекты, менять детали, проводить плановые ТО, то машина может летать бесконечно.
Если никакого ЧП с самолетом не произошло, то срок его службы практически не ограничен |
«Если никакого ЧП с самолетом не произошло, то срок его службы практически не ограничен. Самому старшему воздушному судну в нашем авиапарке пошел третий десяток. В данный момент он проходит очередное плановое ТО (Показывает на один из самолетов в ангаре – прим. ред.). В основном нашим машинам 10-15 лет. Есть совсем новенькие, которым 2-3 года. В сентябре «Уральские авиалинии» и компания «Boeing» заключили договор на поставку 14 новых воздушных судов Boeing 737 MAX 8, которые будут эксплуатироваться авиакомпанией на условиях операционной аренды. Поставка бортов начнется в октябре 2019 года. При этом из 14 воздушных судов 10 будут поставлены на условиях твердого контракта и 4 – опцион. Также в мае-июне 2019 года мы получим 5 новых А320 NEO», - говорит Юрий Попов.
Авиационный технический центр «УА» в Екатеринбурге очень хорошо оснащен |
Авиационный технический центр «УА» в Екатеринбурге очень хорошо оснащен. Это видно по огромному количеству оборудования в ангаре и технического персонала, который кружит вокруг обслуживаемых самолетов. Много здесь и запасных деталей, запечатанных в коробках, приготовленных для установки на воздушное судно. И это не только какие-то мелкие болтики, а, например, авиационные двигатели.
В АТЦ есть отдельный цех, который занимается обслуживанием электроники |
В АТЦ есть отдельный цех, который занимается обслуживанием электроники. Но несмотря на это, иногда сотрудникам техцентра все же приходится обращаться за помощью в другие специализированные организации.
К сожалению, ангар не приспособлен для того, чтобы полностью покрасить самолет |
«К сожалению, наш цех электроники не настолько мощный, чтобы починить любой компонент самолета. Также мы не можем полностью покрасить самолет. Ангар для этого не приспособлен. Здесь мы красим только то, что можем снять и поместить в покрасочную камеру», - отмечает Юрий Попов.
3142 литра топлива хватает на двухчасовой полет |
Отправляют в специальную организацию для проверки герметичности и отсутствия трещин дополнительные баки. Один из таких, объемом 3142 литра (хватит на двухчасовой полет – прим. ред.), как раз вернулся на базу, и завтра его обратно поставят в багажное отделение самолета. Основных баков в воздушном судне 5 – центральный и по два крыльевых. Баки вмещают в себя в общей сложности 18,5 тысяч литров топлива, 6 из которых заливаются в центральный.
Летная масса самолета, например, на 160 пассажиров, и так 65 тонн, на 220 человек – 90 тонн |
«Самолеты не возят с собой лишнее горючее. Зачем на борту нужны дополнительные тонны? Летная масса самолета, например, на 160 пассажиров, и так 65 тонн, на 220 человек – 90 тонн. Топлива заливают с запасом на 1-1,2 часа полета. Этого должно хватить на 3-4 круга над аэродромом и долететь до запасного. Есть такие, над которыми нельзя кружить. Если совсем плохая погода, то вообще никаких подлетов. В общем количество доптоплива для каждого аэродрома свое. Этот показатель рассчитывает штурман», - рассказывает наш экскурсовод.
Нагулявшись между самолетами и рассмотрев их со всех сторон, отправляемся внутрь одного из них. Быстро пробегаем между рядами и прямиком в кабину пилотов. Там устраиваемся поудобнее в кресле и начинаем изучать приборную панель Airbus А320. По бокам кабины, рядом с креслами пилотов, - по штурвалу, которые внешне выглядят как джойстики. Они используются для ручного управления, но как правило, ими капитаны воздушного судна пользуются только во время взлета и посадки самолета. Все остальное время работает автопилот, который непрерывно контролируется пилотами. Есть у пилотов, как и у каждого пассажира в салоне, выдвигающийся столик.
На этом экране отражается работа всех систем самолета |
В центре кабины - педаль газа или рычаг управления двигателем (РУД). Посередине панели среди множества светящихся кнопок – небольшой экран. На нем отражается работа всех систем. Можно посмотреть, все ли двери и люки самолета закрыты, исправна ли электрическая система, состояние и температуру колес.
Именно так выглядит педаль газа или рычаг управления двигателем |
Например, сейчас их температура 20 градусов, при взлете и посадке за несколько секунд они разогреваются до 600 градусов. В полете их температура – минус 50 градусов. Резина на самолетах – универсальная, шипы в зимнее время на колесах для торможения не нужны. Взлетные полосы хорошо чистят, да и давление в колесах делает их просто деревянными. Так, если в колесах автомобиля 2 атмосферы, то здесь – 12-13.
При взлете и посадке за несколько секунд колеса самолета разогреваются до 600 градусов |
«В нашей стране для самолетов наиболее благоприятный климат, даже самой лютой зимой они отлично работают. Самолет предназначен для полетов, а там – 50 градусов. Хуже эта техника себя чувствует в Юго-Восточной Азии, где жара и влажность», - отмечает Юрий Попов.
Даже в лютый холод самолеты себя отлично чувствуют |
На сегодняшний день в авиапарке «УА» 46 машин. Их техническое обслуживание происходит на в Екатеринбурге. В штате 140 авиационных специалистов по техническому обслуживанию. Еще 20 техников кабинно-интерьерного оборудования, 20 уборщиц и 12 мойщиков.
В штате АТЦ 140 авиационных специалистов по техническому обслуживанию |
Для того, чтобы стать техником, для начала надо получить базовое образование в колледже или училище. Помимо теории, нужна практика – минимум год работы на авиационной технике. В техническом центре новички примерно два месяца изучают самолет, затем проходят еще несколько обучающих допмодулей, и только потом их подпускают к авиалайнерам. Правда, и после этого за ними строгий контроль: выполненную работу проверяют более опытные коллеги. Также на первых этапах новички не имеют права оформлять в документах выполнение даже несложных работы. Допуск к проведению любых работ и право подписи в документах по итогам выполнения люди получают примерно через три года. Каждые 5 лет специалисты должны пройти обязательное повышение квалификации. Ехать для этого никуда не надо, специалисты, например, из Московского государственного технического университета гражданской авиации, приезжают в Екатеринбург сами.
Каждые 5 лет техспециалисты должны пройти обязательное повышение квалификации |
Стоит отметить, что собирают и разбирают самолеты на станции ТО не только мужчины, но и представительницы прекрасной половины человечества. Правда, их не так много – всего 5.
Есть в штате и девушки-техники |
«5-6 лет назад к нам пришла девушка и сказала, что хочет работать техником, но опыта работы по этой специальности не было. Я поговорил с директором, и мы взяли ее отдел производственного обеспечения инженером-планировщиком, где она до сих пор работает. Потом пришла ее подруга Елена, которая до нас уже поработала техником. У нее очень хорошо получилось. За четыре года у нас она получила полный допуск к технике, какой только может быть. Параллельно с работой Елена учится на инженера в университете в Москве», - рассказывает Юрий Попов.
Специалист с более чем 30-летним опытом работы признается, что процент негодности к работе техником среди мужчин и женщин не в пользу первых. Среди девушек меньше неспособных или необучаемых.
Возрастных ограничений для техников нет, главное пройти ежегодную комиссию |
Возрастных ограничений в профессии нет, главное пройти ежегодную комиссию, получив положительное медицинское заключение. Так, восемь лет назад в штате преобладали люди старшего возраста. Но потом коллектив значительно «помолодел», средний возраст сегодня 30-35 лет. Правда, и сейчас в АТЦ работают несколько техников, заслуженных ветеранов, которым за 60 лет.
ФОТОРЕПОРТАЖ из АТЦ смотрите здесь.
Просмотров: 22565
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Александр Кадников