Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ

Во время Второй мировой войны конструкторская элита страны трудилась на Среднем Урале.

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 1
Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ

Жители маленького свердловского поселка Билимбай уверены: именно на их земле в годы Великой Отечественной войны закладывалась основа всей реактивной техники страны. Ровно 75 лет назад — в 1941 году — по приказу Сталина в вотчину рода купцов Строгановых эвакуировали всю конструкторскую элиту Москвы. Эти ученые навсегда вошли в историю России как разработчики реактивного двигателя, без которого Юрий Гагарин не совершил бы первый полет в космос.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 2

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 3

 

JustMedia побывал в поселке, где некоммерческий фонд «Строганофф»  (создан группой людей, которые решили по крупицам восстановить события того времени и увековечить память выдающихся ученых — прим.ред.) на собственные средства воссоздал точную копию первого реактивного истребителя-перехватчика БИ-1, который был разработан на Среднем Урале великими инженерами. Сегодня самолет-новодел смотрит на Билимбай свысока — с крыши гаража, расположившегося по соседству с заводом купцов Строгановых. Отсюда он недоступен местной детворе, которая так и норовит вскарабкаться на машину, зато его видят все жители и гости поселка.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 4

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 5

 

Историей создания БИ-1 с JustMedia поделился помощник директора некоммерческой организации Сергей Киряков:

 

«С момента приезда конструкторам дали всего 30 дней на разработку самолета. В Москве была оттепель, а здесь — минус 30 градусов. Свято-Троицкий храм, в котором предстояло работать инженерам, не отапливался, в здании не было ни стекол, ни света, ни оборудования, но эти люди справились с заданием за 39 дней».

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 6

 

В то время максимальная скорость, которую могла развивать винтокрылая авиация, то есть самолеты с пропеллерами, составляла 400 километров в час. Молодые ученые Александр Березняк и Алексей Исаев под руководством авиаконструктора Виктора Болховитинова добились от Сталина разрешения на разработку БИ-1 (назван по первым буквам фамилий создателей, второе название — «ближний истребитель» — прим. ред.), именуемого «Перехватчик». Им должен был стать самолет с реактивным двигателем, способный взлетать за несколько секунд, развивать скорость до 800 километров в час и перехватывать авиацию противника.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 7

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 8

 

Всего над разработкой реактивного двигателя и самолета трудились с десяток московских конструкторов, в том числе соратник Сергея Королева Борис Черток, изобретатель вертолетов МИ Михаил Милль, потерявший в эвакуации двух детей, создатель серии военных вертолетов КА Николай Камов, разработчик турбореактивного двигателя, который до сих пор используется в Ту и Су, Архип Люлька.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 9

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 10

 

Испытание двигателя и динамики БИ-1 проводились на Билимбаевском пруду, а 15 мая 1942 года в Кольцово состоялся первый экспериментальный полет. Самолетом управлял советский летчик-испытатель Георгий Бахчиванджи. Машина сразу развила скорость до 400 километров в час. На очередной взлет он вышел 27 марта 1943 года на Уктусском аэродроме с заданием развить максимальную скорость. Георгий Бахчиванджи добился результата ценой собственной жизни. Скорость самолета достигла 800 километров в час, после чего машина вошла в пике и разбилась. Летчик погиб. Еще тридцать выпущенных самолетов были уничтожены, а программа свернута.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 11

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 12

 

Юрий Гагарин, который отправился в космос благодаря реактивному двигателю, заявлял: «Без полетов Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля». Оба летчика учились в одном институте, погибли 27 марта в одном возрасте с разницей в 25 лет.

 

«Мы собрали комиссию из представителей авиации, общественности, историков, которые подтвердили, что воссозданный нами БИ-1 является точной копией того, что был разработан конструкторами. 15 мая, в день первого полета Бахчиванджи, мы его презентовали. Пусть сам самолет Исаева и Березняка не сохранился, но начинка его используется до сих пор»,— рассказывает Сергей Киряков.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 13

 

Фонд «Строганофф» намерен создать в поселке памятный комплекс. Перед храмом, в котором велись работы, установят постамент, где на следе от реактивного самолета, который внешне напоминает огненный меч, расположится копия БИ-1. Такой же огненный меч держит в своих руках Архангел Михаил — покровитель святого войска.

 

Реактивный двигатель для ракеты Гагарина изобрели в маленьком свердловском поселке. СПЕЦПРОЕКТ - Фото 14

 

«Хочется, чтобы детям была память, чтобы они не забывали Гагарина и не думали, что Бахчиванджи — это рынок. Эти люди сознательно шли на смерть. Надеемся со временем создать в Билимбае нравственно-патриотический центр, ведь здесь много мест, в которых закладывалась история»,— говорит Сергей Киряков.

 

Просмотров: 9035

Автор:

Фотограф: Василий Гришин

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Осенний Дендропарк:

«Приходи гулять, у меня тут хорошо: золотая листва и уточки».

суббота, 23 ноября

Сегодня

-4
-4
0
0
Днем
-4
-4
Вечером

Последние события

В Екатеринбурге появится мемориальная табличка в память о Виталии Воловиче

Вчера в 19:32

В Екатеринбурге появится мемориальная табличка в память о Виталии Воловиче

Мемориальная доска появится на месте мастерской художника.

Российского стримера забанил Twitch после надписи «Z» в игре S.T.A.L.K.E.R. 2

Вчера в 19:28

Российского стримера забанил Twitch после надписи «Z» в игре S.T.A.L.K.E.R. 2

Игра вышла на этой неделе от украинских разработчиков.

«Россети Урал» возглавил энергетик с 30-летним стажем Дмитрий Воденников

Вчера в 19:21

«Россети Урал» возглавил энергетик с 30-летним стажем Дмитрий Воденников

Решение принял Совет директоров компании.

«Металлообработка 2024» в Казани

Вчера в 18:45

«Металлообработка 2024» в Казани

Всего через две недели дебютирует глобальный форум и международная выставка по металлообработке «ТЕМП-2024».

Глава «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов стал «Человеком года-2024»

Вчера в 18:36

Глава «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов стал «Человеком года-2024»

«Деловой квартал» вручил свою традиционную премию.