Во время Второй мировой войны конструкторская элита страны трудилась на Среднем Урале.
Жители маленького свердловского поселка Билимбай уверены: именно на их земле в годы Великой Отечественной войны закладывалась основа всей реактивной техники страны. Ровно 75 лет назад — в 1941 году — по приказу Сталина в вотчину рода купцов Строгановых эвакуировали всю конструкторскую элиту Москвы. Эти ученые навсегда вошли в историю России как разработчики реактивного двигателя, без которого Юрий Гагарин не совершил бы первый полет в космос.
JustMedia побывал в поселке, где некоммерческий фонд «Строганофф» (создан группой людей, которые решили по крупицам восстановить события того времени и увековечить память выдающихся ученых — прим.ред.) на собственные средства воссоздал точную копию первого реактивного истребителя-перехватчика БИ-1, который был разработан на Среднем Урале великими инженерами. Сегодня самолет-новодел смотрит на Билимбай свысока — с крыши гаража, расположившегося по соседству с заводом купцов Строгановых. Отсюда он недоступен местной детворе, которая так и норовит вскарабкаться на машину, зато его видят все жители и гости поселка.
Историей создания БИ-1 с JustMedia поделился помощник директора некоммерческой организации Сергей Киряков:
«С момента приезда конструкторам дали всего 30 дней на разработку самолета. В Москве была оттепель, а здесь — минус 30 градусов. Свято-Троицкий храм, в котором предстояло работать инженерам, не отапливался, в здании не было ни стекол, ни света, ни оборудования, но эти люди справились с заданием за 39 дней».
В то время максимальная скорость, которую могла развивать винтокрылая авиация, то есть самолеты с пропеллерами, составляла 400 километров в час. Молодые ученые Александр Березняк и Алексей Исаев под руководством авиаконструктора Виктора Болховитинова добились от Сталина разрешения на разработку БИ-1 (назван по первым буквам фамилий создателей, второе название — «ближний истребитель» — прим. ред.), именуемого «Перехватчик». Им должен был стать самолет с реактивным двигателем, способный взлетать за несколько секунд, развивать скорость до 800 километров в час и перехватывать авиацию противника.
Всего над разработкой реактивного двигателя и самолета трудились с десяток московских конструкторов, в том числе соратник Сергея Королева Борис Черток, изобретатель вертолетов МИ Михаил Милль, потерявший в эвакуации двух детей, создатель серии военных вертолетов КА Николай Камов, разработчик турбореактивного двигателя, который до сих пор используется в Ту и Су, Архип Люлька.
Испытание двигателя и динамики БИ-1 проводились на Билимбаевском пруду, а 15 мая 1942 года в Кольцово состоялся первый экспериментальный полет. Самолетом управлял советский летчик-испытатель Георгий Бахчиванджи. Машина сразу развила скорость до 400 километров в час. На очередной взлет он вышел 27 марта 1943 года на Уктусском аэродроме с заданием развить максимальную скорость. Георгий Бахчиванджи добился результата ценой собственной жизни. Скорость самолета достигла 800 километров в час, после чего машина вошла в пике и разбилась. Летчик погиб. Еще тридцать выпущенных самолетов были уничтожены, а программа свернута.
Юрий Гагарин, который отправился в космос благодаря реактивному двигателю, заявлял: «Без полетов Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля». Оба летчика учились в одном институте, погибли 27 марта в одном возрасте с разницей в 25 лет.
«Мы собрали комиссию из представителей авиации, общественности, историков, которые подтвердили, что воссозданный нами БИ-1 является точной копией того, что был разработан конструкторами. 15 мая, в день первого полета Бахчиванджи, мы его презентовали. Пусть сам самолет Исаева и Березняка не сохранился, но начинка его используется до сих пор»,— рассказывает Сергей Киряков.
Фонд «Строганофф» намерен создать в поселке памятный комплекс. Перед храмом, в котором велись работы, установят постамент, где на следе от реактивного самолета, который внешне напоминает огненный меч, расположится копия БИ-1. Такой же огненный меч держит в своих руках Архангел Михаил — покровитель святого войска.
«Хочется, чтобы детям была память, чтобы они не забывали Гагарина и не думали, что Бахчиванджи — это рынок. Эти люди сознательно шли на смерть. Надеемся со временем создать в Билимбае нравственно-патриотический центр, ведь здесь много мест, в которых закладывалась история»,— говорит Сергей Киряков.
Просмотров: 9035
Автор: Татьяна Рябова
Фотограф: Василий Гришин