Известные уральцы рассказали о своем отношении к музыке.
Музыкальные педагоги говорят, что дети теряют способность к пению. Например, Гимн России на музыку Александрова не могут чисто спеть даже некоторые воспитанники Свердловской детской филармонии. Причина — в утрате традиций хорового пения, в том числе семейного.
Мы решили спросить известных уральцев, существует ли в их семье традиция петь хором или в караоке, попросили вспомнить про «хоровой опыт» в школьные годы, назвать любимые с детства песни, рассказать об отношении к музыке «из наушников». А еще спросили, не собираются ли они вступить в создаваемое сейчас Уральское хоровое общество и смогут ли воспроизвести мелодию Гимна России.
Нам ответили…
Дмитрий Нисковских, заместитель министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
—В первом классе родители отдали меня в хор мальчиков, но пробыл я в нем недолго — всего 3-4 недели. Уроки музыки посещал, и они мне нравились, а вот хор как-то не пошел. Мне больше нравились спортивные секции: самбо, футбол, лыжные гонки.
Есть у меня друзья, которые на праздниках поют хором, хорошо играют на гитаре. Честно сказать, я им немного завидую. Я тоже бывает, подпеваю на каких-то мероприятиях, особенно спортивных, в машине или дома. Хотя в последнее время езжу в машине без музыки или слушаю аудиокниги современных писателей.
Евгений Горенбург, бизнесмен, президент хоккейного клуба «Динамо», идеолог и директор фестиваля «Старый новый рок»:
—Музыка развлекает, зовет на борьбу, успокаивает, помогает в мыслительной деятельности. Я люблю петь, но предпочитаю исполнять песни не хором, а сольно или в составе камерного ансамбля. Музыкальное произведение, которое приходилось петь в компании — «Жила бы страна родная — и нету других забот», это «Песня о тревожной молодости». Существует очень много мест, где я люблю петь, но только не в караоке.
Вячеслав Трапезников, председатель правления группы компаний «Астон»:
—Я многократно участвовал в школьные годы в хоровом пении, но в течение всего этого времени подвергался унизительной процедуре. Мой руководитель Светлана Павловна Долниковская — известный в уральском регионе музыкант — всегда ставила меня на максимально дальнее расстояние от микрофона. Поэтому меня практически было не слышно, то есть фактически я просто открывал рот (смеется). На домашних мероприятиях хором не пою, но, как любой живой человек, могу запеть в душе. Когда я начинаю петь, мой пятилетний ребенок дико этому сопротивляется, поэтому я пою в душевой кабинке с плотно закрытой дверью.
Андрей Черкашев, заместитель председателя правления «Сберинвестбанка»:
—С помощью хора в школе я научился выговаривать букву «р». В советское время в День пионерии и на майские праздники наш класс всегда пел, но мне преподаватель музыки говорил: «Черкашев, не пой, просто открывай рот. То, что ты не выговариваешь «р», не скрывает даже, когда весь хор поет». А мне хотелось петь, и я дома занимался, ходил на репетиции и к девятому классу перестал картавить. Из моих знакомых даже никто не верит, что я не выговаривал «р». Сейчас иногда пою хором с дочкой, когда на машине едем к бабушке за город.
Анатолий Марчевский, директор Екатеринбургского цирка, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
—Мелодию гимна прекрасно знаю. Это который «Союз нерушимый республик свободных»? Слова российского гимна знаю наполовину, спеть смогу. Мы каждое заседание Заксобрания его поем в начале. Ну, как поем… Слушаем, подпеваем. А вообще петь люблю, и с семьей, и в компании, и один. А кто ж не любит? Люблю и караоке, под гитару, и под баян, и без баяна. Все зависит от компании и от того, сколько «чая» выпито. Предпочитаю песни Магомаева, Ободзинского, Пахмутову. В них есть душа, творчество, текст, мысль. А нынешний техноритм и недорифмы — это фастфуд от культуры, я его не люблю. В хоре никогда не пел, в детстве я занимался в цирковом кружке. Правда, в шестом классе мы готовили выступление, я пел «Песенку шофера»: «А дорога серою лентою вьется, залито дождем смотровое стекло…». Видимо, так хорошо пел, что мне сказали: лучше цирковые номера показывай.
Сергей Архипов, начальник комитета по экологии администрации Екатеринбурга:
—Я пел в глубоком-глубоком детстве, в школе. Мне медведь на ухо наступил, поэтому я жалею окружающих и при людях стараюсь не петь. В машине только иногда, если далеко куда-то еду и песня очень нравится. Тогда могу и под современные песни, и под романсы подпеть. В армии еще пел, концерты там устраивали. Во время гимна молчу в основном, но если настроение хорошее, могу немного подпеть.
Алена Вугельман, директор телекомпании «Четвертый канал»:
—Я в хоре в детстве пела, у нас школа была с музыкальным уклоном, и так получилось, что я была первым голосом. Но мне это все было не интересно, поэтому мои родители попросили директора школы освободить меня от этих занятий. Сейчас я практически не пою, только если совсем песня какая-то очень понравится и привяжется. Караоке и вообще самодеятельность не люблю, предпочитаю профессионалов.
Георгий Перский, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
—Хором не пою, люблю исполнять песни индивидуально. Посещаю караоке-клубы, с удовольствием отдаюсь этому делу, для меня пение — занятие для релаксации. Кто песни не слушает и петь не умеет, тот несчастлив! Я же предпочитаю исполнять лирические композиции про любовь, но и гимн России спою без проблем, слух у меня есть. Если же говорить о любимых музыкальных произведениях, наверное, это песни из репертуара Льва Лещенко, хотя есть и другие. Вообще, все зависит от возраста. В молодости слушал хиты того времени, чтобы быть, так сказать, «в теме». Сейчас отдаю предпочтение более лиричным композициям.
Артем Черанёв, генеральный директор «Инсис»:
—Музыкального образования у меня нет, но оно есть у моей мамы. Она — музыкальный человек, у нее отличный слух, прекрасный голос. Мне это, видимо, по наследству передалось, поэтому я пою хорошо. И гимн России пою правильно, хотя это бывает не часто. Знаю, что в семье дедушки существовала традиция хорового пения, там пели украинские песни. Я вряд ли смогу воспроизвести их так, как поют на Украине носители языка. В моей семье традиции петь хором уже нет. Но я все равно люблю напевать — по утрам в душе, например. Люблю романсы: «День и ночь роняет сердце ласку, день и ночь кружится голова», что-то из классики, да и Верку Сердючку могу спеть: «Хорошо! Все будет хорошо»! Все подряд, репертуар сборный. Музыку в наушниках слушаю, правда, только на беговой дорожке. К идее создания Уральского хорового общества отношусь отлично, но сам бы в него не вступил — просто некогда. А вот для детей это очень хорошо, пение развивает слух и голос, да и вообще музыка прекрасно влияет на человека. Только не надо за уши туда тащить, силой.
Илья Захаров, председатель избирательной комиссии Екатеринбурга:
—Слова и музыку гимна знаю прекрасно! Я в юракадемии преподаю конституционное право, и мне стыдно было бы такое не знать. А вообще, петь люблю. И на гитаре поигрываю. Правда, давно ее в руки не брал. Каких-то конкретных любимых песен назвать не могу. Пою советские песни, бардовские. Современные не пою. Детство мое прошло в Первоуральске, в хоре «Звонники». И я там не только пел. В 1982 году, когда я учился в первом классе, был юбилей города, к нам приезжала съемочная группа из Свердловска, и Лидия Васильевна Захарова брала у меня интервью. К сожалению, запись у меня не сохранилась, и я ее сейчас нигде не могу найти. Даже на СГТРК мне не помогли. Но воспоминания свежи до сих пор. И интервью, и песенка — «Хрю-хрю-хрю».
Лилия Саранчук, директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области:
—Я, конечно, пою, только тихо и наедине с собой, потому что чувствую, что у меня нет ни слуха, ни голоса. Как правило, подпеваю мелодиям 1950-70-х годов. Очень люблю слушать романсы и произведения Александры Пахмутовой, а также песни в исполнении Муслима Магомаева и Майи Кристалинской. Я коллекционирую грампластинки. У меня есть записи 1940-х годов, а также редкие вещицы, например, композиции в исполнении величайшего певца Петра Лещенко, записанные за границей. Если говорить о хоровом пении, для меня это — церковное пение, и подобные записи также имеются в моей коллекции. А вот песня, которую я помню с детства, — это «Топ-топ, топает малыш». Я прямо вижу себя, пятилетнюю девочку, на сцене завода, куда направились с концертом дети из нашего детского сада. Стою в белом платьице в горошек, с бантом на голове, ребята вокруг танцуют, а я громко пою. Это добрая и нежная песня, которая идет со мной по жизни.
Лев Ковпак, депутат законодательного собрания Свердловской области:
—Пение было моим любимым предметом, как и у большинства школьников. Особенно любил петь в хоре — кричишь в толпе, иногда не попадая в ноты, но никто этого не замечает (смеется).
На семейных праздниках не поем хором. Караоке мне дается не очень, но я люблю спеть песню, которую исполнял еще в пионерлагере: «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной».
Андрей Сазонов, генеральный директор ООО «Уралтермопласт»:
—Гимн России я всегда правильно спою — как-никак, лауреат премии имени Ленинского комсомола Туркменской АССР. Жена с музыкальным образованием. Но вот парадокс — сын абсолютно немузыкален. Сложно сказать, в чем тут дело, но «воспитывать» его уже поздно — 23 года парню. А я без музыки не могу. Знаете, даже сделал в своем доме музыкальную комнату — со сценой, светом, микрофонами. Собрал различные инструменты — барабаны, гитары, пианино. Когда что-то плохо, с кем-то поругался, обязательно захожу на часок в «музыкальный подвал». Побарабаню, спою — и все в порядке, отлично снимает стресс. Пою в основном романсы, песни военных лет, все песни Пахмутовой. Гости приходят и тоже присоединяются. А вот караоке-кафе не люблю: жалкое зрелище и уши болят от фальши. И музыку в наушниках я не воспринимаю. В Уральское хоровое общество я бы вступил с удовольствием, но пока некогда туда ходить. Думаю, это не всем подойдет. У меня есть мечта: все-таки выкроить два вечера в неделю и играть на трубе в каком-нибудь оркестре. Возможно, что и в Уральском хоровом обществе спел бы.
Стелла Быковская, директор компании «УралЭКО»:
—Знаете, мне в детстве медведь не только на ухо наступил, но еще и хорошенько потоптался. Поэтому петь я не пою, но слушать люблю. Через два месяца у меня родится дочка, и я специально купила подборку песен Лучано Паваротти. Слушаем вместе. Но о дальнейшем совместном музицировании пока не думаю. Вообще, удивляют родители, которые любой ценой хотят научить своего ребенка играть на пианино и заставляют часами играть «В траве сидел кузнечик». А если у него не получается? Ребенок на всю жизнь сохранит отвращение к музыке. Наушники — личное дело каждого, если нравится слушать музыку таким образом — ради Бога. А вот громко подпевать не всегда уместно, тем более, если это что-то типа песен группы Rammstein. Хоровое пение в целом — это хорошо, но в Уральское хоровое общество я бы вступать не стала, потому что не пою. А вот послушать пришла бы обязательно. В Испании есть гора Монтсеррат, рядом находится монастырь, там каждый год берут на обучение мальчиков в хор. Один раз в год этот хор дает концерт, а потом целый год в монастыре ставят только его запись. Прекрасное исполнение.
Олег Забродин, главный нарколог Свердловской области:
—В школе музыкальной пел в хоре. Я не очень разбирался в голосах, однажды хористка мне говорит «вольты» и рукой в сторону показывает, а я не мог понять, что ей нужно. Оказалось, она имела в виду, что альты должны встать в одной стороне. Сейчас очень люблю петь с друзьями хором и в караоке. Мне нравится слушать церковные хоры, специально захожу в церковь послушать. А еще люблю детей слушать, всегда очень переживаю за них, что вдруг не получится взять ноту. А они всегда так стараются, у них это все на лицах отражается.
Просмотров: 5156