На Купальских святках горожане прыгали через костер, плели венки и пели рунические песни.
Современные екатеринбуржцы впервые смогли отметить Купальские святки в славянских традициях. 15 июня в центре «Ниотан» прошли настоящие русалии. Городские жители, бизнесмены и творческие люди прыгали через костер, плели венки, бились на мечах и учились исполнять рунические песни. В древнюю культуру наших предков погружались и корреспонденты JustMedia.
Сегодня в парке «Бажовские места» необычный выходной.
Уже на подъезде к центру «Ниотан» становится понятно, что сегодня в парке «Бажовские места» необычный выходной. На входе нас встречают люди в ярких сарафанах и расписных рубахах. Это участники группы «Суроварг». Они приехали из Подмосковья, где 25 лет назад организовали поселение в древних славянских традициях. Обычаи наших предков группа изучает в многочисленных этнографических экспедициях, которые проводятся в отдаленных деревнях и селах. В канун Купальских святок группа «Суроварг» приехала на Урал, чтобы передать эти знания горожанам.
По тропинке через рощу мы выходим на главную поляну и немного теряемся: здесь сразу в нескольких местах проходят мастер-классы. Мы решили начать с плетения венков. Издалека летняя кухня напоминает цветочную оранжерею. Рябина, береза, васильки и лютики буквально везде: на столах, скамейках, в руках и на головах.
«На Купалу в травах больше всего силы, поэтому в эти дни и плели венки»,— объясняет девушкам «Баба-Яга» Людмила Новикова.
Обережные венки приносят здоровье, удачу и богатство.
Она учит гостей плести обережные венки, которые принесут здоровье, удачу и богатство. По ее словам, использовать можно любые ветви и травы, главное — думать о хорошем.
«Считается, что ты сплетаешь свою судьбу, поэтому главный секрет — это любовь. Мысли должны быть светлыми, радостными, тогда ваш венок принесет вам только хорошее и убережет от несчастий»,— продолжает урок Баба-Яга.
Женщины постарше бороться с невзгодами решили при помощи кукол. В древности этому виду рукоделия уделяли особое внимание. У славянок практически на каждый случай была своя кукла.
—Мы делаем куклу-утопленницу,— шутят рукодельницы.
—Не утопленницу, а купавку!— поправляет преподаватель.
«Купавка» — пожалуй, главная кукла на Купальских святках
«Купавка» — пожалуй, главная кукла на Купальских святках. Считалось, что она может забрать все беды и несчастья своей хозяйки. Для этого в полночь куклу опускали в водоем.
«В основе мы берем деревянную крестовину, а голову делаем из травы, чтобы она дольше плыла. На руках у нее ленты, которые как раз символизируют болезни и несчастья, их нужно омыть в воде, которая считается исцеляющей»,— объясняет преподаватель Ирина Данилова.
«У меня какая-то морщинистая», «У моей плеч нет совсем»,— жалуются ученицы. Несмотря на то что через несколько часов женщинам придется расстаться со своими куклами, к своим творениям они относятся очень трепетно. Интересуюсь:
—А не жалко топить будет?
—Нет, это же несчастья, а с несчастьями расставаться не жалко.
У мужчин забавы серьезнее: мастер-класс по обращению с оружием
На этом мы на время покидаем дам и идем в мужской кружок. Кружок — в прямом смысле слова. Ученики стоят вокруг преподавателя, который по очереди подходит к каждому и показывает удары. Это мастер-класс по славянскому бою.
«Очень в древности любили скрученные удары. Он начинается, как прямой, а потом «закручивается». Такой удар сразу валит соперника, можно даже челюсть вынести»,— дает наставления Алексей Глинков, суровый бородатый мужчина в красной рубахе.
Отвлекать «воинов» от урока мы не решились, тем более, вдалеке уже слышится красивый мужской распев. Это «кот Баюн» Владимир Егоров созывает народ на мастер-класс по руническому пению. Руны — самый древний способ пения. Именно через руническое пение наши предки хранили и передавали свои знания.
«Это обрядовое пение. Его использовали на больших праздниках, а женщины пели руны во время рукоделия, заговаривая свои творения. Они запевали одну строчку, а следующая повторялась. Таким способом наши предки передавали знания о мироздании, корнях, о том, как следует жить потомкам»,— рассказывает Владимир Егоров.
Мужчины и женщины поют хором во славу богини судьбы Мокоши
На распевку гости собираются в часовне, здешняя акустика позволяет лучше передать всю красоту древних куплетов.
«Светла светлая, Русь рассветная…»,— запевает Владимир.
Песню робко подхватывает пара голосов.
«Не нужно стесняться. На самом деле, у каждого человека есть и слух, и голос. В деревнях вон вообще все поют, хотя ни у кого нет музыкального образования»,— подбадривает гостей «кто Баюн».
Люди становятся в круг, взявшись за руки, ведут хоровод.
«Во подоле у Мокоши…»,— мужчины и женщины поют уже хором.
—А что мы поем?— интересуется одна из девушек.
—Это песня посвящена Мокоше — богине судьбы, которую очень почитали древние славяне.
Модели, в роли которых выступают сами гости, демонстрируют традиционный русский костюм
Между куплетами Владимир успевает рассказать собравшимся о происхождении имен и откуда взялись ведьмы и колдуны. Мы, например, с удивлением узнаем, что слово «ведьма» раньше не несло негативного смысла, а означало лишь человека, который «ведает знаниями».
Когда мастер-классы окончены, всех просят собраться на летней веранде. По расписанию — дефиле. Одежда, правда, не из последних коллекций, а, скорее, наоборот. Модели, в роли которых выступают сами гости, демонстрируют традиционный русский костюм. Платья и сарафаны сшиты мастерицами Театра моды Ольги Тимофеевой, рубахи и кафтаны Анастасией Шишовой.
«Все сделано по старинным образцам. Мы старались, чтобы все было по правилам. Работа, конечно, очень трудоемкая. На рубашку с ручной вышивкой у нас уходил почти месяц»,— рассказывает Ольга Тимофеева.
Поэтому и стоит такой наряд недешево — от двух до десяти тысяч рублей. Впрочем, современные девушки, примерив расписной сарафан, уже не хотят с ним расставаться. Тем более, настоящие модницы легко могут приспособить древний наряд под сегодняшние дни.
«Он очень удобный, нигде не сковывает движения. Если, например, поясок поменять на ремешок, обуть сапожки на каблуке, вполне можно ходить на работу. Я, наверное, так и сделаю»,— рассуждает Елена Макушева, которая только что прикупила платье.
Городские жители с удовольствием приобщаются к традициям древних славян
Вообще городские жители, бизнесмены на святках очень легко включаются во все обряды и интересуются историей и обычаями предков.
«Мы в университетах подробно изучаем философию Запада, из литературы знакомы с мудростью Востока, но очень мало знаем о наших исконных традициях. А славянская культура очень светлая и чистая. Все древнерусские праздники красочные, яркие, красивые. Очень приятно, что наш праздник вызывает такой большой интерес у молодежи, у городских жителей»,— признается одна из организаторов праздника Купальские святки Елена Казанцева.
Несмотря на комаров и ночную прохладу, гости не желали разъезжаться до четырех часов утра. Проводив солнце играми и забавами на скоморошьем пятачке, горожане разожгли костры и начали водить хороводы. Как известно, наши предки верили в божественные силы природы и отдавали дать разным стихиям. На Купалу все обряды были связаны с водой. В соответствие с обычаями, гости праздника запустили в реку огоньки и до самого рассвета пели рунические песни, посвященные природе, огню и воде.
ФОТОрепортаж с праздника смотрите здесь.
Просмотров: 9575
Фотограф: Донат Сорокин