Корреспонденты JustMedia заглянули на чай к дочери легендарного изобретателя и лауреата Сталинских премий.
Очередная попытка разгадать тайны уникальных построек Екатеринбурга завела корреспондентов JustMedia на Уралмаш. В компании участников общественного движения «Реальная история» – инженера ландшафтного строительства Данилы Леонтьева и градостроителя Марины Сахаровой – мы познакомились с домами, в которых жили рабочие и руководители предприятия. По счастливой случайности корреспондентам JustMedia выпала честь побывать в квартире главного конструктора горнорудного и доменного машиностроения Уралмашзавода, создателя первого в стране шагающего экскаватора, дважды лауреата Сталинской премии Бориса Сатовского и лично пообщаться с его дочерью, которая хранит в стенах дома «голос» своего великого отца.
Хрущев «обеднил» дома работников Уралмашзавода
Постройки на Баумана 1,2 и Краснофлотцев,2 известны горожанам как здание кинотеатра «Заря» и соседствующие с ним дома. Тогдашние общежития для рабочих Уралмашзавода были запроектированы с магазинами и кинотеатром, которые и по сей день занимают первые этажи зданий. А вот комнатки общежитий со временем стали квартирами.
«Дома, построенные в стиле советской неоклассики, появились в 1955 году. На углах двух последних этажей здания, в котором располагается кинотеатр «Заря», должны были появиться эркеры (выступающая из плоскости фасада часть помещения, которая позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, прим. ред.), а по углам всех трех домов – балконы. Однако задумку не претворили в жизнь, так как к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев, и начались гонения на сталинский ампир», - рассказывает JustMedia инженер ландшафтного строительства Данила Леонтьев.
Впоследствии дома были построены не так богато, как того хотели проектировщики. Однако их смело можно назвать эльмашевскими «высотками», поскольку постройки были первыми пятиэтажками в этом районе.
Сегодня на площади перед кинотеатром установлен фонтан, тогда же на этом месте планировали возвести монумент в виде колонны, по типу постамента на дворцовой площади Санкт-Петербурга.
Дом для работников Уралмашзавода был запроектирован с кинотеатром |
«Эльмаш начинал формироваться как социальный город, правда, по масштабам уступал Уралмашу. Дома у кинотеатра «Заря» были построены в послевоенное время и стали архитектурными доминантами не только для района, но и для всего города. С одной стороны, они представляют собой въездные ворота, а с другой – направляет улицы Баумана и Краснофлотцев», - добавляет градостроитель Марина Сахарова.
«Зеленые дворы зданий были обустроены и содержали малые архитектурные формы – вазоны, скамейки, детские площадки. Со временем все это куда-то исчезло, зато сохранились решетки на балконах, с которых открывается вид на двор», - говорит Данила.
- Здесь почти все балконы застеклены. Это задумка проектировщиков? – спрашивают корреспонденты JustMediaсвоего экскурсовода.
- Нет, раньше балконы не были предназначены для складирования вещей, чего не скажешь о сегодняшнем дне.
- А для чего же изначально предназначались балконы?
- Вы могли выйти на свежий воздух, полюбоваться видом двора, сделать утреннюю зарядку. Можно было поставить скамейку и почитать книгу.
- То есть со временем горожане переоборудовали балконы и изменили их назначение?
- Сейчас у нас, как в китайских кварталах, – натянуты веревки, развешана одежда, - смеясь, замечает Данила.
На балконах зданий сохранились старые решетки |
«Большие квартиры с кухнями по 8-10 квадратных метров, усеченные потолки, конечно, жилье в таких домах пользуется спросом и продается. К тому же метро «под рукой», - отмечает специалист по недвижимости компании «Новосел» Ольга Мельникова.
По ее словам, квартиры на Уралмаше покупают коренные жители этого района. Если говорить о «Дворянском гнезде», куда держат путь корреспонденты JustMedia, стоит отметить, что здания квартала расположены очень удачно: поблизости есть прогулочные и парковые зоны, районная площадь, нет проблем с транспортной доступностью.
Дочь легендарного конструктора Сатовского хранит модели экскаваторов и портрет отца
Все девять домов квартала «Дворянское гнездо» были спроектированы архитекторами Петром Оранским и Белой Шефлером в стиле постконструктивизма. Они располагаются рядом с Площадью 1-й Пятилетки на улицах Банникова, проспект Орджоникидзе, Красных Партизан и Бульвар Культуры.
«В проектах дома выглядели более аскетично. Строительство всех зданий велось с 1935 по 1937 годы», - рассказывает Данила Леонтьев и просит обратить внимание на арки дома по адресу Орджоникидзе, 3.
Внутри располагаются кессоны (углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки, прим. ред). Тут же, в одной из арок, «повис» старенький светильник, который достался дому в наследство на память о далеких 1930-х годах.
Здания квартала "Дворянское гнездо" украшают арки с кессономами и эркеры |
«Лепнина обрамляет окна, а на балконах красуются серп и молот. Первый этаж дома облицован камнем, чтобы придать нижней части здания монументальный вид», - рассказывает наш «провожатый».
Оказывается, в этих домах жила элита Уралмашзавода – руководство, начальники цехов и отделов, специалисты и стахановцы, которые занимали двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры.
Проходим заброшенный фонтан и направляемся прямиком к дому главного конструктора Уралмашзавода Борису Сатовскому. На фасаде дома, в котором проживал легендарный создатель первого в стране шагающего экскаватора, установлена мемориальная доска.
Поднимаемся в квартиру, где сегодня проживает его дочь – Наталья Борисовна. Женщина с удовольствием показывает нам квартиру, в которой сохранились створчатые двери, паркет, лепнина на потолке.
«Мне говорят: «Смените двери, такая гадость». А я отвечаю: «Ни за что!» В этом есть своя красота», - отмечает хозяйка.
В одной из комнат на шкафу строит портрет ее отца, в другой – расположились модели экскаваторов.
«Я родилась в сороковом году, вскоре началась война. Родители трудились на Уралмашзаводе с утра до ночи, порой даже спали на работе. Меня отдали в интернат и забирали только на выходные», - вспоминает Наталья Борисовна.
В квартире Сатовских иногда раздается голос прежнего хозяина
Сначала семья Сатовских жила в центре города, им выдали комнату в здании нынешней Архитектурной академии.
«А вот я родилась в допотопном доме, который в народе величали «пилой», и прожила там до конца войны. Когда папа впервые стал лауреатом Сталинской премии III степени (Борис Сатовский получил ее в 1948 году за разработку и промышленное освоение новой конструкции экскаватора высокой производительности, прим. ред.), ему дали квартиру в так называемом «100-квартирном доме», который строили пленные немцы. А сюда мы переехали позже», - рассказывает дочь главного конструктора.
Дочь конструктора Бориса Сатовского считает отца умным и скромным человеком |
Она вспоминает, как играла с мальчишками в снежки, прыгала по крышам сараев, зимой рыла тоннели на проспекте Орджоникидзе, прямо напротив «Дворянского гнезда», а весной пускала кораблики по ручьям.
«Когда семья переехала в этот дом, папа определил меня в музыкальную школу и купил пианино. Мебели тогда не было. Уже потом, со временем появились стулья и столы, а люстру из кусочков крепдешина сшила тетя. Тогда это считалось шиком», - говорит Наталья Борисовна.
Она помнит своих друзей и подруг, с которыми рисовала классики во дворе и скакала на скакалке.
«Мы делали «секреты»: рыли ямку и прятали туда цветные стеклышки. А еще помню, что во дворе работал фонтан. Как-то раз я каталась вокруг него на велосипеде, который привез из Москвы папа. Вдруг какой-то мальчишка сказал: «Девочка, дай прокатиться!». Я ответила: «Возьми». Он сделал первый круг, второй, в какой-то момент я опустила голову, а когда подняла – ни мальчика, ни велосипеда уже не было», - рассказывает хозяйка квартиры.
Мама Натальи Борисовны занималась в драмкружке и участвовала в спектаклях, которые ставились в местном Доме культуры.
«Я даже знаю тоннельчик под сценой, который позволяет выйти в оркестровку», - хвастает наша собеседница.
В квартире легендарного изобретателя бережно хранит его портрет |
Сегодня в здании располагается Центр культуры «Орджоникидзе», тот, что на Бульваре Культуры. В мае этого года в нем полностью сгорел зрительный зал. По словам, Натальи Борисовны, это большая потеря, поскольку здание имеет большую архитектурную ценность, а зал отличает необычайная акустика и прекрасные барельефы.
В какой-то момент хозяйка квартиры достает с полки CD-диски с записью речи отца и фильмом, который посвящен столетию со дня рождения Бориса Сатовского.
«Папа был замечательным, очень умным и скромным человеком. У него была идеальная память. В детстве он много читал и помнил не только романы, их авторов и действующих лиц, но даже названия улиц в разных городах мира. Он был очень способным», - говорит Наталья Борисовна.
Она включает запись речи главного конструктора, записанную во время одного из праздников на Уралмашзаводе.
«Я очень люблю ее слушать, голос папы почти не искажен», - говорит собеседница.
Женщина включает запись, и квартира погружается в атмосферу прошлых лет, прислушиваясь к словам, которые произносит прежний хозяин…
ФОТОрепортаж смотрите здесь.
Просмотров: 14211
Автор: Татьяна Рябова
Фотограф: Донат Сорокин