Здание музея, оно же — Уральский центр промышленного дизайна, вызвавшее несколько лет назад ожесточенные споры горожан, почти достроено.
Под новый 2014 год должно завершиться строительство Уральского центра промышленного дизайна на Плотинке. Несколько лет назад эта стройка в самом сердце города — в Историческом сквере — вызывала у многих горожан целую бурю эмоций, но чего не лечит время? Один, второй, третий год — и забор вокруг комплекса зданий бывшей Екатеринбургской механической фабрики стал привычным, а споры по поводу «новодела» утихли.
Вот что сегодня скрывается за забором долгостроя
Сегодня мы предоставим читателям JustMedia возможность заглянуть за забор пресловутого долгостроя и узнать, что же предстанет взорам уральцев ближе к следующему Новому году.
Сначала — немного истории. Раньше на этом месте располагались корпуса Екатеринбургской механической фабрики. Особый колорит архитектурному комплексу придавала одиноко стоящая двухъярусная стена токарного цеха механической фабрики. Сразу за ней начинался внутренний открытый дворик, на каменных плитах которого были установлены образцы промышленной техники Урала XVIII-XIX веков.
В конце прошлого века — в 70-е и 80-е годы — это было любимое место отдыха горожан. Дети приходили в полный восторг от таинственной стены, за которой скрывались настоящие сокровища — загадочные «железяки», которые никто не запрещал трогать руками, а также вертеть, крутить, поднимать и опускать. Взрослые включали эрудицию и сообразительность, пытаясь вспомнить или угадать, для чего предназначались эти станки.
В 1990-х годах екатеринбуржцев, кажется, больше интересовал «хлеб насущный». Людские волны сконцентрировались на улице Вайнера — вокруг железных ларьков, а позднее торговых павильонов. Хотя и в те годы влюбленные парочки и родители с детьми не забывали про Плотинку и знаменитый внутренний дворик с механизмами.
В свое время проект со стеклянным колпаком вызвал бурю негодования у жителей города
В свое время музей истории архитектуры и промышленной техники Урала создавался под крылом Уральской государственной архитектурной академии. Она и стала инициатором проекта реконструкции комплекса зданий в «деловых двухтысячных годах». Фрагмент стены был признан аварийным, а сами здания — нуждающимися в реставрации и реконструкции. (Кстати, серьезные историки и архитекторы утверждают, что, если в проекте работы над старинным объектом есть слово «реконструкция», это значит, что ему грозит утрата — памятники истории и архитектуры можно только реставрировать, но не реконструировать. Но это к слову).
Из тысячи квадратных метров музея архитектуры предполагалось сделать в пять раз больше. Чтобы облегчить финансовое бремя строительства, было решено объединить этот проект с другим — проектом создания Уральского Центра развития дизайна, на который предусматривалась федеральная и региональная финансовая помощь.
Общественности показали проект реконструкции зданий. После того, как горожане увидели, что одиноко стоящая стена станет частью нового здания, а над привычной крышей появится стеклянный купол, в авторов проекта со всех сторон полетели камни. Видимо, накопилось законное раздражение от множества подобных проектов «реконструкции», в ходе которых здания утрачивали исторический облик и обзаводились «достроями», «пристроями», стыдливо прикрытыми неким стеклянным «объемом».
Все любимые детьми «железяки» остались на месте
Взрыв возмущения заставил ректора УралГАХА Александра Старикова выступить в 2008 году с открытым письмом, в котором говорилось, что, да, облик музея изменится. Но «обветшалые за эти годы памятники архитектуры комплекса будут тщательно отреставрированы. Большой внутренний двор и пустырь со стороны улицы Малышева будут перекрыты и реконструированы. Фрагмент стены, находящийся в аварийном состоянии, будет укреплен и действительно, как и положено, станет элементом фасада».
Правда, он обещал, что образцы техники XVIII-XIX веков, собранные академией, будут размещены в естественной нише комплекса со стороны реки Исеть. На месте большого внутреннего двора разместится новый универсальный выставочный зал с верхним светом, антресолями и конференц-залом. Там будут проходить сменные выставки, посвященные развитию архитектуры и дизайна, изобразительного искусства Урала, лекции и семинары.
Александр Стариков подчеркивал, что губернатор Свердловской области (тогда еще — Эдуард Россель) поставил задачу: к саммиту Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге все основные работы по реконструкции комплекса должны быть выполнены. Но саммит благополучно прошел, а работы все продолжались.
Что же сейчас происходит за забором в Историческом сквере? Интересно? Пойдемте с нами.
Отдельно стоящая стена стала частью здания
Подъемных кранов из-за забора не видно — оно и понятно, ведь новое здание не превышает трех этажей. Самого страшного, что пугало екатеринбуржцев, — пресловутого стеклянного колпака — не заметно. Зато сразу за воротами видны «железяки» — знаменитые экспонаты из открытого дворика. Они стоят вдоль стены — той самой, когда-то отдельно стоящей. Сейчас она действительно стала частью здания, отчего сооружение утратило интригу, но заметно прибавило «полезных метров».
Рабочие, деловито снующие во дворе, сообщили, что начальство — в здании. Прораба на месте застать не удалось, однако представилась возможность оценить будущий объект. Честно признаюсь — настроена была несколько ревниво, но увиденное отчасти примирило с нелюбимым словом «реконструкция».
Проект и вправду интересный — все три этажа можно охватить изнутри одним взглядом — благодаря сквозному прямоугольнику в середине перекрытий. Стеклянная крыша вовсе не похожа на крышу кафе в новом городском ТРЦ — «фонарь» тут действительно вполне уместен. Здесь, судя по всему, будет располагаться «новый универсальный выставочный зал с верхним светом, антресолями и конференц-залом».
Использован и перепад высот, благодаря которому входы в две части здания находятся на разном уровне, возле верхнего входа будет, похоже, даже небольшой дворик.
Вот чего только искренне жаль, так это того самого «открытого дворика» с механизмами. Хотя это, наверное, потому, что это осталось в памяти: лето, солнце, тень от стены и солнечные прямоугольники окон, ложащиеся на камни мостовой и выкрашенные черной краской бока и выступы механизмов. Те, кто этого просто не видел, конечно, не ощутят этой потери.
Прораб ООО «Промстрой» Алексей Старков, с которым удалось связаться позже, сообщил, что сейчас объект готов на 70 процентов.
—Никаких особых сложностей нет, дело только в финансировании,— рассказал он.— Новый Уральский центр промышленного дизайна будет насчитывать около 6 тысяч квадратных метров. Мы планируем, что работы будут завершены в конце 2013 года.
Скептически настроенные коллеги предположили, что после открытия в новых зданиях наверняка будут открыты новые торговые площади. Ничего удивительного — это подсказывает так называемый «жизненный опыт» последних преобразований общественного пространства города. Однако, как заявляли сотрудники УрГАХа, «офисных площадей, кафе и магазинов проектом Центра не предусмотрено». Поживем — увидим! А что касается «слухов», то сами знаете, самое проверенное средство борьбы с ними — открытая информация.
ФОТОрепортаж с площадки реконструируемого здания музея истории архитектуры смотрите здесь.
Просмотров: 6073