Директор Дворца молодежи — о новом «лице» здания, «Школе рока» и современном развитии дополнительного образования детей.
Дворец Молодежи, флагман дополнительного образования детей Свердловской области, переживает сейчас один из интереснейших этапов развития. За последний год организация открыла новые направления в Екатеринбурге и восьми городах области — и это не предел: Дворец молодежи готов расширить сферу своего влияния в регионе.
В следующем году Дворец молодежи отпразднует сорокалетие своей деятельности. О том, что такое современное дополнительное образование, какие новые проекты будут запущены в следующем году и как изменится облик главного здания Дворца молодежи, JustMedia рассказал директор Дворца молодежи Константин Шевченко.
—Константин Валерьевич, в ноябре следующего года Дворец молодежи отмечает 40-летие. С какими итогами объединение подходит к юбилею, и что планируется сделать в следующем году?
—Изменений много. И большинство из них в разгаре осуществления. Если говорить о наиболее желаемых изменениях, то мы больше всего ожидаем реконструкцию Дворца молодежи. Количество творческих коллективов постоянно растет, а места уже не хватает. Эскизы проекта разрабатывал Екатеринбургский художественный фонд. В проекте — строительство пристроя и реконструкция центрального корпуса.
Буквально полтора месяца назад в Екатеринбурге открылся полигон спортивного туризма. Он появился на базе нашего отделения туризма и краеведения. Нам хотелось поднять статус отделения, и это получилось. Созданный полигон — единственный в области. Сейчас он используется практически каждый день — сюда приезжают тренироваться команды из других городов.
Кроме того, мы вступили в переговоры с жителями юго-западного района по парку 50-летия ВЛКСМ на пересечении улиц Ясной и Шаумяна. Есть идея построить там здание экологического отделения. К работе над проектом привлечены ученые, которые занимаются ландшафтом, флорой и фауной. Специалисты говорят, что парк требует реконструкции. Областные власти готовы реконструировать весь парк вместе со строительством экологического отделения Дворца молодежи. Надеемся, что понимание будет достигнуто. Тем более что занятия останутся бесплатными, и в этот кружок смогут прийти заниматься не только дети жителей близлежащих домов, но и приехать юные экологи из области.
Думаю, это необходимо, ведь сейчас у нас отсутствует культура пребывания на природе. Это видно даже по содержанию того же парка 50-летия ВЛКСМ. Активисты от Дворца молодежи несколько раз проводили там уборку, но парк все равно замусорен.
В 2011 году мы также запустили масштабный проект «Робототехника». Наверное, вы о нем слышали. Мы открыли несколько отделений по городу и не намерены останавливаться.
Мы привносим в сферу образования (подчеркну — не только дополнительного образования) свежую струю реальных действий. С 2013 года начнут работать 18 площадок по работе с одаренными детьми. Это и физическая культура, и художественно-эстетическое творчество, и краеведение, и экология — весь спектр одаренности детей. Эти площадки будут располагаться в Екатеринбурге и городах Свердловской области на базе учреждений дополнительного образования детей. Мы обеспечиваем их необходимым оборудованием. Мне кажется, что развивать учреждения дополнительного образования важно именно в области, прежде всего потому, чтобы «выровнять» возможности по получению образования у ребенка из маленького поселка и екатеринбургского ученика. Также отмечу, что следующий год для многих учреждений дополнительного образования в области станет в каком-то смысле эпохальным – они перейдут из статуса муниципальных в областные учреждения. А это значит, что Дворец молодежи как головная структура, как центр дополнительного образования, сможет упорядочить деятельность всех организаций.
—Какие города присоединятся к этому проекту?
Это несколько городов: Нижний Тагил, Пышма... Весь список я пока оглашать не хочу, расскажу вкратце. В прошлом году мы объявили конкурс на разработку проекта. Участники прошли отбор. Проекты получились совершенно разные. Так, в Верхней Пышме представлен проект поддержки детского спорта. Сейчас подписываются соглашения о сотрудничестве с руководителями муниципалитетов.
—Слышала, что у вас в следующем году еще планируется крупный музыкальный проект.
—Да, действительно. Планируем запустить в жизнь «Школу рока» (пока рабочее название проекта). Это абсолютно новый проект. Сейчас в Свердловской области существует несколько рок-фестивалей. Мы хотели бы создать свой, связанный не только с рок-культурой, но и другими современными музыкальными направлениями, и провести его в День молодежи. У нас есть хорошие друзья — это группа «Смысловые галлюцинации». Они станут соучредителями фестиваля. У нас возникла совместная идея — сделать фестиваль именно для школьников. Кстати, и сам лидер группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец начинал свою музыкальную карьеру еще в школе. Проект будет длиться несколько месяцев, а завершиться все должно грандиозным концертом у здания Дворца молодежи в День молодежи в Екатеринбурге. Гран-при фестиваля станет музыкальная аппаратура, которая будет подарена школе группы-победителя. Пока все подробности раскрывать не хочется, ждать старта проекта осталось совсем недолго.
—Судя по вашему рассказу, Дворец молодежи готов начать новую страницу в дополнительном образовании области. Приоритеты в дополнительном обучении остаются такими же, как в советское время. Или сейчас актуальны другие вещи?
—Дополнительное образование меняется, как меняется и основное образование. Перечень компетенций, которыми должны обладать ученики, отличается от тех, которые существовали 10-15 лет назад. И дополнительное образование не является просто досуговым. Те задачи, которые стоят перед школой — их достижение невозможно без дополнительного образования.
Так, подводя итоги сдачи ЕГЭ в 2012 году, пришли к выводу, что по показателям наш регион находится ниже средне российского по таким наукам как математика, физика, химия. И это при том, что у нас — промышленный регион. Мы опережаем показатели только по русскому языку, литературе и информатике. По моему мнению, нынешний «провал» в точных науках связан во многом с тем, что в начале 1990-х годов в области была разрушена система дополнительного образования. Например, не стало станций юных техников. Сейчас мы сделали современный аналог СЮТ — роботодром. Основы физики и математики, которые дети изучают в школе, они могут применить на практике.
—Что даст Дворцу молодежи переход в статус автономного учреждения?
—Действительно, Дворец молодежи поменяет статус со следующего года. Сейчас мы являемся бюджетным учреждением. У многих родителей возникают опасения, что у нас все услуги станут платными. Хочу эти опасения развеять. У нас по-прежнему останется государственное задание от нашего учредителя. Оно останется в прежнем объеме, а возможно даже увеличится. С другой стороны, у нас появляются дополнительные возможности запуска проектов, в том числе и коммерческих. Мы сможем более эффективно, например, осуществлять закупки для наших нужд. Кроме того, будет сформирован наблюдательный совет Дворца молодежи, который будет определять стратегию развития Дворца молодежи, согласовывать крупные сделки стоимостью более 500 тысяч рублей.
—Дворец молодежи является пионером по переходу в автономный статус или вы уже опираетесь на опыт других организаций?
—Можно сказать, и так, и так. Переход из бюджетного статуса в автономный — это не новшество. Много школ провели смену статуса. Здесь определенный опыт есть, и мы его изучили. С другой стороны, Дворец молодежи – это единственное в своем роде и масштабе учреждение в области. Поэтому много приходится делать самостоятельно. Так, мы создали Некоммерческую организацию «Ассоциация учреждений дополнительного образования детей», благодаря которой мы принимаем участие на соискание грантов. И уже есть реальные успехи! В этом сезоне мы выиграли проект на 500 тысяч на создание и размещение проекта «Уральская игра». Мы показали всем учреждениям области, что этого можно добиваться. Мы заявились еще на два гранта. Надеемся, что и там будет хороший результат.
Вообще, хочется делать конкретную работу. По-моему это здорово, когда ты для 18 площадок берешь и покупаешь мобильные компьютерные классы. Ты не приходишь в учреждения со словами: «Мы разработали вам концепцию, вот по ней и работайте», а обеспечиваешь современным оборудованием. Только за осень мы приобрели для учреждений области компьютеры, интерактивные доски, планетарий и многое другое. Я уверен, что дополнительное образование должно быть современным, модным и нужным для детей, ведь в нем — залог успеха ребенка!
ФОТОинтервью Константина Шевченко смотрите здесь.
Просмотров: 7644
Автор: Мария Мехоношина
Фотограф: Александр Мамаев