А также учат правильному общению.
Екатеринбургский зоопарк продолжает удивлять с каждым визитом. В прошлый раз мы встретили утро вместе с животными, а на этот раз углубились в отдел прирученных животных и приняли участие в занятиях с элементами анималотерапии – виде терапии, использующем животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.
«Необходимо знать, что есть направленная анималотерапия, а есть ненаправленная. Со второй мы постоянно встречаемся – это домашние животные, когда мы, находясь в стрессе, их гладим. Во время направленной идет работа по запросу. Если проблемы с речью, то берется животное, которое можно позвать к себе по имени. У ребенка появляется стимул произнести это имя или дать команду. Если же с мелкой моторикой, то животное – это стимул прикоснуться, как-то потянуть руку. Тут ты не задумываешься - стимул дает, и мышцы понимают, что они могут. При крупной моторике делаются определенные упражнения на то, чтобы ребенок дошел до животного, дотянулся», - уточняет научный сотрудник зоопарка, психолог Анна Андрейчук.
Всего занятия с использованием прирученных животных в Екатеринбурге ведутся около 15 лет. Все начиналось с того, как детям показывали цыплят и кроликов – вид деятельности оказался очень востребованным, а научные сотрудники с удивлением обнаружили, что не только дети, но и взрослые не умеют контактировать с животными и не понимают их поведение.
«Были взрослые ребята 15-16 лет, которые боялись взять цыпленка в руки - они не знали, что от него ожидать, как можно взять, боялись навредить. Мы поняли, что востребованность этих занятий в том, чтобы мы людей обучали правильному общению, пониманию, и чтобы общение было без принуждения. Человек – лишь один из видов, живущих на земле, остальные виды также нуждаются точно в таком же уважении, изучении и внимании. Мы учим ребят наблюдать за поведением животных и пытаться делать так, чтобы стать интересным для них. Например, попугаи прилетают к тому, к кому им самим захотелось. Ребята начинают смотреть совсем по-другому на взаимодействие с животными. У кого-то дома кошки, собаки, которых они привыкли в любой момент брать и тискать, целовать, сжимать. На самом деле, животным это может не нравиться, иногда они не хотят этого контакта», - делится начальник отдела по связям с общественностью зоопарка Екатерина Уварова.
Занятия длятся 45-60 минут, за это время при участии научного сотрудника происходит знакомство с 4-6 обитателями отдела. Кого именно приведут на занятие – загадка, хотя сотрудники отдела всегда готовы выслушать пожелания (но сами животные могут отказать). Для занятий предусмотрено две аудитории, в том числе с учебными партами, позволяющими проводить настоящие уроки. Наше же занятие проводит заведующая отделом Анна Постовалова – первым участником анималотерапии становится кролик.
«Животные сами решают, хотят идти на занятие или нет; пойти к этому человеку или нет. В большинстве случаев они с радостью идут на контакт. Они в нем нуждаются, им очень нравится и, более того, во время пандемии, когда мы вынуждены были зоопарк закрыть, больше всего страдали обитатели отдела прирученных животных. Им нравится общение - как правило, это все социальные виды, и для них этот контакт необходим. Занятия ведутся для всех, в том числе и для людей с нарушением ментального здоровья, они сотрудничают с разными медицинскими учреждениями города и некоммерческими организациями. Можно записаться в индивидуальном порядке, бывает, что такие занятия дарят на праздничные дни. С удовольствием приходят к нам пенсионеры, чувствуют себя детьми», - рассказывает Екатерина Уварова.
Наибольший интерес и радость испытывают дети – для них такое общение является совершенно новым. Научный сотрудник рассказывает о том, как животное себя ведет и, прежде всего, предлагает посмотреть на него, дать себя понюхать или пообщаться, а уже только потом осуществлять тактильный контакт. Так, в аудитории по очереди появляются петух, ежик, палочники и морская свинка.
«Психологическая разрядка и антистресс в таких занятиях лежат только на поверхности. Есть более глубокие вещи, например, когда вы потрогаете змею или ежа - это новые тактильные ощущения, опыт. Образуются новые нейронные связи, происходит расширение тактильного кругозора. Дети, если говорить о проблемах города, далеки от природы и не знают, как общаться с животными, что с ними делать, вообще, для чего они. Для них животные – это те, на кого можно посмотреть. Поэтому это также социализация, умение контактировать. Ребенок начинает общаться с животными, и переносит на контакт с людьми, в частности. Например, ребенок понимает, когда животному хорошо, а когда плохо – когда можно погладить, а когда руки нужно убрать», - отмечает анималотерапевт Анна Андрейчук.
Занятия с элементами анималотерапии не только востребованы, но и эффективны. Так, Екатеринбургский зоопарк проводил совместное научное исследование с психологическим факультетом УрФУ. Студентам удалось замерить уровень психологического благополучия посетителей до занятий и после. Кроме того, сотрудники отдела часто получают обратную связь от родителей детей с ментальными нарушениями – их изменения после занятий отмечают в школах преподаватели.
«Когда мы общаемся с животными, у нас спадают защиты, социальные установки, и за счет этого улучшается эмоциональное состояние. Животные воспринимают своих гостей такими, как они есть. Животные безоценочно относятся к человеку, только по набору каких-то внутренних характеристик. Это раскрепощает, и дает веру в себя», - отмечает Екатерина Уварова.
Взрослые же, приходя на занятия, получают эмоциональный всплеск, и возможность выйти из своей социальной роли, что позволяет вновь стать более эмоциональным и непосредственным. Психологи отмечают, что подобные занятия для улучшения эмоционального фона актуальнее всего посещать весной и осенью.
«Идея с анималотерапией - замечательная. Мы пришли с коллегой и детьми, чтобы вживую пообщаться с животными, узнать о них интересные факты. В первую очередь акцент был на малышах, но мы все получили удовольствие. Это была супер-увлекательное, живое занятие от научного сотрудника зоопарка Анны. Она сразу же настроилась на 4-летних ребят, сделав так, что они с огромным интересом, с эмоциями воспринимали все происходящее. Около 40 минут на 100 процентов удерживать внимание и детей, и взрослых - признак высокого профессионализма. Мы обязательно еще раз запишемся на такое занятие, когда «из отпуска» выйдут некоторые звери. Мне самой теперь очень хочется погладить лемура», - рассказала директор JustMedia.ru Ульяна Елфимова.
Просмотров: 7208
Автор: Дмитрий Тропин