В Екатеринбурге в прошлом году на фасаде пятиэтажки на Попова, 9, появилась необычная фреска. Ее автором стал высокотехнологичный принтер, а эскиз к ней создала нейросеть, которая восстановила недостающие фрагменты. Огромный рисунок, по мнению директора по стратегическому маркетингу компании «Яндекс» Андрея Себранта, стал прекрасным примером работы гибридной команды, состоящей из устройств и специалистов. В ходе отраслевого дня открытых дверей «Пик IT» Уральского федерального университета и компании «СКБ Контур» один из первых деятелей рунета рассказал, почему к нейросетям нужно относиться как к соавторам, а не инструментам, и почему психология мешает людям внедрять новшества в разные сферы жизни.
О современных технологиях в изобразительном искусстве
На глобальном арт-рынке за последние несколько лет произошло несколько интересных вещей. В августе прошлого года крупнейший аукционный дом Christie’s опубликовал пресс-релиз, в котором сообщалось о выходе на сцену мирового художественного рынка нового игрока - искусственного интеллекта. На торги выставили картину, которую подписали следующим образом: «Автором этой картины является творческая группа, которая и близко не умеет рисовать».
Произведение искусства создали один средней руки программист и два довольно неплохих маркетолога, участие которых и объясняет успех этих ребят. Айтишник натренировал нейросеть на основе нескольких тысяч известных портретов XVIII - XIX веков, а пиарщики создали неплохой информационный повод. Эксперты оценили картину в 7-10 тысяч долларов, что является довольно маленькой суммой для таких аукционов.
Специалисты сначала посмеялись, но по итогам торгов у них исчезла ухмылка: произведение искусства продали за 432 тысячи долларов. Столько же стоит средняя картина Пабло Пикассо. Эта история подняла волну возмущений, и больше всего негодовали те люди, которые долгие годы последовательно занимались искусством с применением машинного обучения и которых не допускали до аукционов.
Спустя некоторое время на торги выставили гораздо более интересную работу: кабинет из орехового дерева с двумя панелями, на которые вывели постоянно меняющиеся динамические картинки. Его эксперты оценили в 30-40 тысяч долларов, и именно за столько его и приобрели. Эта работа ушла так дешево, потому что к тому времени уже появились сайты, на которых в бесконечном потоке создаются новые портреты людей, которых никогда не существовало.
Когда люди могут посмотреть такие вещи у себя на компьютере и в телефоне, уникальность этих произведений искусства теряется. Если раньше глобальный арт-рынок и информационные технологии были на разных полюсах, то сейчас между ними нет никакой границы.
О нейросети как соавторе музыкальных произведений
Несколько лет назад похожая история произошла в музыке, когда соавтором композиций стала нейросеть. Сотрудники «Яндекса» записали диск, в котором все тексты песен были созданы машиной. Прогресс не стоит на месте, и в этом году нейросеть сделала гораздо более сложную вещь: она написала мелодическую основу классического произведения в стиле композитора Скрябина.
Специалисты отметили, что в музыкальной дорожке читается ритмическая структура, фактура и гармония этого автора, но звучит она самобытно. Это прямое доказательство того, что машины - наши равноправные партнеры в интеллектуальной деятельности. Не враги и не конкуренты, а очень важные помощники.
Нас ругали за то, что получилась просто подделка Скрябина. Критики и скептики упорно верили в то, что ничего самостоятельного машина произвести не может, и настаивали на том, что люди - это особые существа. Но после этого нейросеть сочинила произведения для джазменов - людей, которые влюблены в импровизацию и которым трудно продать идею, что современные технологии могут посоветовать что-то новое.
В этом году большой фестиваль искусств в Сочи закрывался произведением Юрия Башмета. Композитор Кузьма Бодров сказал, что нейронная сеть будоражит его воображение, как мало кто из людей, и они вместе создали музыку. Для нас немаловажно, что такой специалист понял, как работать вот в таких гибридных командах, где рядом с людьми работают умные алгоритмы. Поэтому я говорю, что студентам очень повезло, ведь они будут работать в таких коллективах.
С сильными коллегами всегда круче работать, чем с идиотами или самостоятельно. Благодаря нейронным сетям количество классных соавторов у нас увеличивается, но число специалистов на нашей планете, к сожалению, ограничено.
О совместном труде с современными устройствами
В прошлом году гибридная команда отлично поработала в Екатеринбурге. Совместно с командой фестиваля Stenograffia мы нанесли на фасад пятиэтажки на Попова, 9, восстановленную с помощью современных технологий фреску. Когда работа была завершена, под рисунком появилась надпись «Первый в мире объект уличного искусства, созданный без участия человека». Это ложь, ведь с фреской работали специалисты, а не только высокотехнологичный принтер и нейросеть.
Если честно, то намного легче было бы заменить все эти сложные работы фотошопом или мужиком в худи, который спустится на веревке и нарисует сам. Но если речь идет о 10 тысячах таких картинок по всей страны, которые, при этом, восстановлены из музейных фрагментов,тогда выяснится, что количество специалистов у нас опять ограничено.
Гибридные команды у вас будут очень разными. Тот уютный мир стартапа, когда работаешь ты, твои друзья и любимый кот, конечно, сохранится, но появятся и новые участники, которые действительно являются соавторами, а не инструментами. Опыт показывает, что любого из вас можно рассматривать как инструмент руководства компании для достижения максимальной прибыли.
Но если вас на работе считают устройством, а не соавтором, значит, вы плохо работаете и продукты на выходе у вас получаются так себе. Когда руководитель рассматривает вас как коллегу, тогда и результаты совсем другие. Поэтому опасно подходить к современным технологиям и говорить, что это просто инструмент. Нейронная сеть - это именно соавтор. Лучше научиться думать так, и работать станет интереснее и эффективнее.
О замене человеческого труда машинным
В идеальном информационном обществе царят представители IT-сферы. Специалисты помогают преобразовать информацию в читаемый вид, а разработчики переводят ее в управляющие сигналы для машины. Но если эти процессы накоплены, необходимость в людях теряется. Вместо них хорошо обученный алгоритм справится намного быстрее и с меньшим количеством ошибок.
О проблемах внедрения современных технологий
Сегодня главным препятствием во внедрении современных технологий в разные сферы жизни является психология. Проблемы начинаются там, где люди должны принять использование нововведений в тех местах, где они привыкли видеть других людей.
Беспилотные автомобили - это отличный пример, который это демонстрирует. Однажды специалисты поставили один очень интересный опыт. Людей в очках виртуальной реальности клали на тележку и давали им джойстик, с помощью которого можно было управлять этим транспортным средством. Получился такой вполне реальный симулятор беспилотника.
Казалось бы, полный маразм: люди потели, им было трудно, но после тренажера они вставал и говорили, что теперь верят беспилотникам, ведь они побывал в их шкуре. Это чисто психологический твист, который совершенно не объясним ни по какой логике программистов.