В Екатеринбурге проходит образовательный форум «Е-ХАБ».
Уральский образовательный форум «Е-ХАБ» впервые проходит в Екатеринбурге. Площадкой для него стала одна из самых современных школ города – 314. В рамках форума предусмотрены панельная дискуссия с участием первых лиц уральского региона, образовательная сессия со спикерами из Екатеринбурга, Москвы и Нижнего Новгорода, а также специальная экскурсионная программа по новым школам уральской столицы.
Открытие форума состоялось сегодня в форме панельной дискуссии «Стратегия развития образования: новые вызовы и новые возможности».
Программа форума построена на основе открытого диалога между участниками, чтобы они могли делиться своими практическими наработками и решениями, обменивались опытом.
Дискуссия обещала быть особенно интересной, поскольку на ней присутствовали представители федеральных органов исполнительной власти, руководители муниципалитета, гости из союзного государства Беларусь, а аудитория полностью состояла из тех, кто непосредственно воплощает стратегические решения в жизнь – представители образовательных учреждений.
Организаторам удалось приобщить каждого человека в зале к активному участию, предложив выбрать самые актуальные проблемы современного образования с помощью интерактивного голосования. Причем слово «проблемы» вообще не звучало – все острые и сложные вопросы назвали вызовами, стоящими перед нами. На вызов хочется ответить, в отличие от проблем.
Глава Екатеринбурга Алексей Орлов похвалил формат мероприятия, отметив важность создания качественного образовательного пространства, к которому необходимо стремиться, выполняя задачи, поставленные президентом Владимиром Путиным. Мэр добавил, что площадка форума – это не просто школа, это многофункциональное общественно-культурное пространство, и инфраструктура этого хаба должна использоваться в том числе и для нужд жителей Пионерского микрорайона.
«Образование это про жизнь», - сказал он, сделав акцент на том, что экономика должна получать уже образованных, подготовленных людей, а это начинается именно со школьной скамьи.
Главным вызовом Алексей Орлов назвал демографическую яму, следствием которой явилось неравномерное распределение дошкольников по районам города. В ближайшем будущем мы столкнемся с соответствующей разницей количества учащихся, и это необходимо учитывать при строительстве новых школ, в условиях ограниченности ресурсов необходимо очень грамотно планировать строительство.
На сегодня в городе обучаются чуть более двухсот тысяч школьников, и до 2030 года значительного снижения численности учеников не ожидается, поскольку сейчас начали обучение дети пикового года рождаемости (2015), плюс не стоит скидывать со счетов прирост за счет миграционных потоков. Актуальным остаётся вопрос обучения детей в две смены, необходимо строить новые школы, с учётом тенденции изменения численности детского населения города в каждом конкретном районе. И акцент стоит сделать на формирование качественной среды: чтобы в детских садах появились тренажёрные залы, оздоровительные процедуры для часто болеющих детей; конструкторские бюро для маленьких инженеров, чтобы в классах школы было не по 40 человек, а хотя бы по 20, чтобы каждая классная комната была оснащена почти как институтская лаборатория. Будет здорово, если во второй половине учебного дня ребенок сможет получать дополнительное образование, с возможностью ранней профориентации, и каждый ученик будет иметь возможность проявить и развить свои таланты.
Екатеринбург – перспективный для трудоустройства город с достаточно высоким уровнем заработной платы, и в последнее время растет востребованность среднего профессионального образования. Чтобы развивать город, нужно серьёзно заниматься планированием развития социальной инфраструктуры, сотрудничать на всех уровнях: чем сильнее переплетена сеть партнёрских связей, тем качественнее будет продукт совместной работы абсолютно всех категорий участников. Хорошо, когда образовательное учреждение также проявляет инициативу в установлении партнерских связей, как, например, школа в микрорайоне Солнечный, директор которой организовал для детей возможность знакомиться с тепличным хозяйством, задействовав ресурсы ближайшего предприятия.
За последние 14 лет ни одно здание школы в Екатеринбурге не было построено по типовому проекту - все они принципиально разные и индивидуальные, и ориентированы под потребности детей.
Также Алексей Орлов отметил важность мер, способствующих сохранению педагогических кадров: гибкая система нормирования условий осуществления образовательной деятельности, переподготовка педагогов с незначительной нагрузкой по перспективным направлениям работы.
Замминистра просвещения РФ Ирина Шварцман отметила, что правильнее будет не отдавать приоритет какому-то одному вызову, поскольку все они тесно взаимосвязаны, но предложила обсудить вызов, касающийся нехватки кадров на рынке труда.
Особенно важный вопрос сегодня – нормирование оплаты труда. В качестве одного из решений она озвучила уравнивание стартовых возможностей во всех субъектах страны, возможности учителей были примерно одинаковые для того, чтобы действительно мотивировать их на дальнейшую работу во всех образовательных учреждениях (а не только в частных).
Одно из возможных решений в условиях бюджетной сдержанности – государственно-частное партнёрство, привлечение дополнительного финансирования. Другой вариант решения – чтобы большая часть заработной платы была базовой, стимулирующая была бы 30%, это позволит выровнять условия среди работников.
Среди последних успехов спикер отметила сокращение бюрократической нагрузки:
«Оптимизация административных процессов - это тоже один из инструментов решений бережливого производства. Дебюрократизация определённых процедур, потому что мы видим то, что большое количество нормативки, которые, к сожалению, бывает, и противоречат друг другу».
Председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, отметил, что у обеих стран схожие вопросы в сфере образования. Вызов в том, что в наше время технологии меняются фактически каждые пять лет, и необходимо поддерживать свою профессиональную квалификацию, проходить переподготовку и получать допобразование. Второй проблемой он обозначил разграничение полномочий родителей и школы.
«Все начали считать, что мы разбираемся, как родители, не как специалисты. Но главный в школе это все-таки учитель, и надо выстроить чёткую систему разграничений роли тех же попечительских советов, родительских комитетов, ведь их функция все-таки помогать, а не управлять школой. И вот эту грань надо чётко, на мой взгляд, выдерживать и для того, чтобы мы там не создали большое количество проблем», - поделился он. Аудитория шумными аплодисментами поддержала спикера.
Также гость из союзного государства отметил, что особое внимание следует уделять начальной школе – в период закладки базы, ибо если на этом этапе что-то упустить – после уже ничего исправить будет нельзя. И еще одним приоритетным вопросом Кухарев назвал сотрудничество учебных заведений с предприятиями, ведь именно последние являются заказчиками кадров и лучше любого колледжа знают, кого нужно готовить, ведь профессии сегодня меняются очень быстро.
Просмотров: 628
Автор: Ирина Захарова