Топ-3 карьеров для весеннего похода.
Одна из интересных локаций для весеннего похода на Урале – карьеры. Этакий симбиоз урбан-туризма и классического похода на природу. От классических природных достопримечательностей они отличаются уникальным ландшафтом. При этом весной, когда природа просыпается, они обладают особым шармом.
Черемшанские карьеры – один из самых глубоких и масштабных на Южном Урале, а также расположены близко к границе со Свердловской областью – под Верхним Уфалеем. Два никелевых карьера сейчас не разрабатываются и частично затоплены.
Старо-Черемшанский и Ново-Черемшанский карьеры получили название из-за горы, рядом с которой расположены. Поблизости находится рабочий поселок Черемшанка, который частично заброшен, поскольку работать его жителям сейчас негде.
Любоваться карьерами можно как со смотровой площадки, так и с отвалов. Ново-Черемшанский карьер по форме напоминает букву «Н» за счет сужения посередине. Глубина карьера достигает 250 метров, диаметр воронки – 1,5 км, длина озера – 500 метров. Стены карьера напоминают амфитеатр.
Вокруг карьера есть огромные отвалы горной породы, гранита и глины. По ним можно легко забраться. Они поросли сосняком и стволы молодых деревьев служат отличной опорой. На отвалах можно найти покрышки БелАЗов, впечатляющие своими размерами, а весной здесь местами текут глиняные ручейки, напоминающие мини-сели.
В километре от Ново-Черемшанского находится Старо-Черемшанский карьер обычной овальной формы чуть поменьше первого.
Посетить карьеры можно и летом. В солнечную погоду вода в них становится необычно насыщенного голубого цвета. В карьерах можно купаться, правда вода на глубине намного холоднее, чем на поверхности. Также здесь погружаются дайверы.
Как доехать
На машине до Черемшанских карьеров нужно ехать через Полевской на Верхний Уфалей. Будьте готовы, что после пересечения границы Свердловской и Челябинской областей начнется абсолютно убитая дорога, по которой опасно ехать быстрее 20 км/ч.
Самый близкий к Екатеринбургу карьер. Еще недавно здесь добывали тальк, потом он стал местом паломничества туристов. В карьер были оборудованы спуски, а на дне оставались инструменты – гигантская цепная пила, экскаватор, рельсы и вагонетки. Стены напоминали ацтекские пирамиды, выложенные из кирпичей (тальк в карьере выпиливали кирпичами). На стенах и дне карьера было множество родников, однако воду наружу выкачивал старый насос. В 2017 году он сломался, и карьер затопило вместе со всеми артефактами.
Карьер затоплен примерно на две трети. Чтобы спуститься к воде, нужно пройти пару-тройку пролетов, оборудованных деревянными лестницами. Поздней осенью, когда уже морозы скуют поверхность озера льдом, а снег еще не выпадет, на Старой Линзе можно покататься на коньках. Зимой и весной по склонам можно обойти карьер кругом, а на льду увидеть рыбаков.
Тальк под Шабрами стали добывать с 1880 году, а в 1931 году построили крупнейший в Советском Союзе тальковый комбинат. Он проработал до конца 2010-х годов, однако позже закрылся. Интерес для любителей урбан-туризма представляет не только карьер, но и огромные заброшенные цеха комбината с элеваторами. Внутри они полуразрушены и повсеместно засыпаны тальком. Море впечатлений и белые ботинки вам обеспечены.
Раньше карьер выглядел так:
А это бывший тальковый комбинат:
Как доехать
Доехать можно на автобусе №88 до Шабров, оттуда пешком по указателю «Пилорама» (она находится на территории бывшего талькового комбината.
Пожалуй, самый крупный и глубокий, правда, и ныне действующий карьер в Свердловской области – выработка в Асбесте. Здесь добывают асбест, «горный лен», один из самых огнеупорных материалов.
Спуститься в карьер не получится, территория его огорожена и находится под охраной, а в самом карьере работает техника. Зато со смотровой площадки можно увидеть весь карьер, как на ладони. Площадь его больше площади самого города. Он имеет овальную форму, в длину – 11 км, а в ширину – 2,5 км. Глубина карьера – 350 метров.
Людей, работающих в карьере, со смотровой площадки не видно, а БелАЗы и поезда кажутся игрушечными. А по ночам карьер подсвечивается прожекторами и выглядит еще эффектнее.
Что еще посмотреть в Асбесте и окрестностях, можно почитать здесь.
Как доехать
Просмотров: 8079
Автор: Евгений Катыхин