ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать

Дмитрий Здомский открывает авторскую колонку на JustMedia.Ru.

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 1
В материале использованы фотографии Виталия Бочкарева, Алексея Владимировича, Никиты Гусарова, Дмитрия Питерского.

Известный екатеринбургский фотограф и организатор автогонок Дмитрий Здомский запускает авторскую колонку на JustMedia.Ru. Сегодня он расскажет о своем участии в одном из этапов зимнего чемпионата Russian MX5CUP. По признанию Дмитрия, это была самая сложная гонка в его жизни.

 

Мазда MX5 на первый взгляд – пижонский кабриолет для теплых краев. Мазда в боевом исполнении – визжащая и царапающаяся сучка, настолько выносливая, что два мужика не могут ее ушатать за день. В марте 2016, после первых гонок этой серии в Екатеринбурге, ребята-организаторы пустили за руль боевой Мазды – в качестве респекта. К моему стыду – ни одного из двух кругов я не смог проехать без вылета на бруствер. «Не умею задний привод, надо что-то делать с этим», – подумал тогда.

 

В декабре 2016, открыв трассу Ramada X Park, я поставил задачу освоить задний привод. Большой друг Димон ВДВ предоставил свою 2106 для экспериментов. Классический карбюраторный сток, открытый дифференциал, продавленное сиденье, руль гигантского диаметра и прочие прелести Жигулей. Как я с ней боролся! Говорят, что машине нужно не мешать ехать, и тогда все будет очень хорошо. Я до сих пор не понимаю, как той машине не мешать ехать.

 

Вот эта машина, начиная с 1.25:

 

 

Так или иначе, что-то все равно получалось. Главное, что я сразу понял – я за быструю езду, а не за дрифт. Очень многие гоняют ради скольжений, перекладываясь из дуги в дугу даже на прямых; в виражах стремятся показать большой угол заноса. Это прекрасно, но я люблю скорость. Что-то начало получаться, когда удавалось пристроить пятую точку на краешке сиденья. Потом была череда дружеских Жигулей разной степени доработки: что-то получалось, что-то нет, мой опыт рос. До сих пор есть ощущение, что жига скользит немного не так, как остальные: машина как будто следует не за передней осью, а за средней стойкой.

 

Прорыв случился, когда в середине сезона мы выкатили БМВ Е36 328. Машину готовили для тренировочных заездов по льду, под шип 1,5-2,5 мм. Технически это был сток с блокировкой, защитой типа «лыжа» и диодными фарами. БМВ идеально развешена, корма у нее немного тяжелее (!) носа – и это при баке, заправленном на четверть (15 литров).

 

Вдумчивая езда на ней по льду быстро расставила навыки по местам. Хоть БМВ и тяжелее Жигулей на 300 кг, даже на гражданских Хакка 7 можно было ехать так, как хочется – машина слушалась газа и руля идеально, позволяя оттачивать все варианты скольжений. Разумеется, системы АБС и контроля тяги были отстранены от управления.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 2
BMW E36 с мотором 2.8 на тренировочном шипе — та еще детка!

 

Однако гражданский шип – это не тренировочный, там все иначе. Тренировочный шип – это шип с высотой 1,5-2,5 мм, на специальной узкой резине – BR, Pirelli. Автомобиль на таких колесах показывает иную манеру: быстрее разгоняется, острее следует за рулем. В скольжениях все более неоднозначно – работа газом и рулем зависит от типа протектора (ассиметрик, елка), степени износа шипов и протектора. Разница порой бывает значительной, особенно для малоопытных водителей.

 

Зачем я это расписываю, ведь рассказ о гонке на Маздах?

 

Гонки на выносливость – здорово отличаются от спринтов и дрифта. Спортивные шипы наделяют машину иными качествами. Множество раз я рассказывал об этом лично, сейчас хочу донести и до читателей – все это реально круто, доступно, но требует повышенного внимания. Даже наши опытнейшие пилоты, чемпионы России по ралли, отмечают, что езда на разных типах колес – это большая разница, даже им непросто пересесть с боевого шипа (4,5 мм) на гражданский, выехать в гонку. Все меняется, думать и ехать надо иначе.

 

Мазда МХ5, подготовленная для участия в гонках МХ5 Cup – летних по асфальтовым трассам и зимним по ледовым – не так уж сильно отличается от стока. В ней установлен каркас безопасности по приложению J, омологированные ковши, ремни, спортивный руль на быстросъемном замке, защита двигателя, дополнительные фары, переговорное устройство, слегка измененный выхлоп и чип на моторе – и все! Никаких переделок в подвеске (Bilstein B6 по каталогу), тормозах, ходовой части и трансмиссии. Фактически, доработки касаются безопасности и удобства управления. Крыша изготовлена из стекловолокна, форма обусловлена каркасом. Манера поведения на дороге – чистый сток!

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 3

Салон ээээ компактен. Но места немало — даже двухметровый пилот спокойно

усаживается за руль. Только руль придется снять перед посадкой!

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 4
Мазда МХ5 перед стартом. На месте номерного знака — датчики хронометража.

 

Когда пришло время моей тренировки на Мазде с Сережей Борисовым – накат на заднем приводе и высоком шипе был достаточным. Это становится понятно на 3-4 круге – как только разбираешься с коротким рулем и неимоверной склонностью Мазды елозить. Легкая и короткая машина, атмосферный мотор на 180 л.с. с рабочим диапазоном 5-7 тысяч оборотов – это вам не трактор БМВ с полкой момента 2800-5000 и многолитровым моментом. Мазда кидается в крайности, к этому надо привыкнуть.

 

Как только я разобрался с вертлявостью – начали работать с дросселем. Характер Мазды таков, что пульсация газом, уместная с «инерционными» машинами – совершенно не нужна. Ровный и достаточный газ, клатчи для коррекции, меньшая инерция, чем привык – дьявольские отличия в нюансах. Однако все получается, кайф растет, ощущение, будто едешь в кроссовке – легком и готовом на все. После МХ5 прежние машины типа Cefiro или Шкода первые круги кажутся баржами.

 

Итог – все супер, машина огонь. Навыки дорабатываются до нужной кондиции: все заранее, обороты повыше и газу не жалеем. Главное – не боимся и по сторонам не смотрим.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 5
Чуть только отпускаешь газ — сразу лезем на бруствер! Это вам не седан-чемодан!
ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 6

Малый вес машины и округлый бампер позволяют

отскакивать от брустверов — тоже хорошая черта, удобно.

 

Жизненный опыт научил проще относиться к победам и поражениям. Многие говорят мне: «Зачем ехать в вашу гонку, я ведь в призы хочу сразу! В спринтах я точно кубок получу!» Как это вообще возможно – не представляю… Сразу в призы – прямиком из автоспринтов? Без опыта контактных заездов, тактики и подготовки машины к длительным заездам? Смысл ехать на соревнования, чтобы получить третий, четвертый или пятый кубок гарантированно? Разве это борьба? Не думаю.

 

Стартуя в гонку – я ищу опыт, а не победу. Возможно, это неверный настрой – но я еду на свои возможности, сохраняя машину и собирая опыт. Я такой человек, стремлюсь к грани постепенно, аккуратно сдвигая безопасные пределы, сберегая технику. Честно говоря – ни разу не побеждал в гонках. Для меня кайф от быстрой езды на грани – крайне важен, но кайф мой личный, перебарывание страха и неуверенности внутри. Возможно, если ехать на полную катушку – мотивация будет иная.

 

Утром 4 марта, за час до начала субботней тренировки финального этапа Ice Battle на трассе Куба – организаторы делают мне предложение стартовать в гонку. Кстати, в гонке стартуют братья Лодыгины, ты в курсе? Да ладно…

 

Мне нужен второй пилот, комбенизон, шлем и ханс (HANS), тапки, белье – все, кроме перчаток и лицензии. Стоит ли говорить, что я развил космическую скорость по поиску и решению всех вопросов? Через три часа я уже стоял в шлеме возле машины.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 7

Сергей Борисов, руководитель академии Sport&Safety и Кирилл Ладыгин, участник гонки.

Надо ли объяснять, кто это?

 

Сажусь за руль – уже непривычно. Шлем глухой раллийный, с переговоркой. Мотор слышно слабо. Обувь непривычная, ханс давит на плечи и не дает шевельнуть спиной. Вчера же я три часа ездил на этой машине! Полчаса адаптации, темп восстановлен. Трасса затычная, пара мест под полный газ на третьей в угле, вдоль бруствера – крайне бодрит!

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 8
Постановка заранее, скольжение, малый газ, полный газ — финишный поворот!

 

Тренируясь при плюсовой температуре, мы превратили ровный ледовый трек в раллийный ССУ – накопали трехмерные повороты в духе Карусели Нюрнбургринга, колеи в 7-8 см на выходе из поворотов, снежная каша по голень сразу за траекторией – минимальные шансы на ошибку!

 

Езжу на ассиметричном Мишлене, торможу по заветам тренера – trail breaking и никакого ручника для заноса. Все нормально, круги стабильные, завтра старт.

 

Утром на озере минус пять градусов и все замерзает – трасса становится реальным спецучастком. Чистки не будет, мы поедем так. Разыгрываем машины – нам достается оранжевая детка. Механики ставят новый комплект с протектором «елка». Первые круги утренней практики – все с ног на голову! Машина не поворачивает, нос не держит. Вчерашний накат – не подходит. Будь мы более опытными – мы бы попросили переставить колеса с передней оси на заднюю – чтобы шипы вылезли больше. Но эта мысль пришла уже после тренировок, решили не менять картину. Срочно подстраиваюсь под новые условия – больше клатчей в повороте, ручник на постановке, более длинные торможения. Начинает получаться.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 9
Наш экипаж: я, Полина, Макс
ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 10
Процесс снятия омологированных сапог с омологированных чешек — сам не смог

 

Квалифицируемся пятыми. Мой напарник – Макс Бессонов, директор сервиса Shed Skills, очень аккуратный водитель. Решаем, что стартую первым. Удивительно, но я совершенно спокоен. Стартовая процедура затягивается до 25 минут ожидания – сижу пристегнутый, дышу ровно. Удалось настроиться, расслабиться.

 

Передо мной две задачи: беречь машину и навязать максимум борьбы соперникам. Со старта ухожу удачно – выигрываю две позиции и вваливаюсь в первый поворот третьим. Все идеальные траектории тут же вылетают из головы, когда три экипажа толкают тебя сзади, а ты мажешь мимо поворота.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 11
Все отходит на второй план.
ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 12

Удачный старт — отыграл две позиции. Черная и синяя

устроили мне реванш незамедлительно.

 

К удивлению – нервы не мешают борьбе. Я совершенно спокойно промахиваюсь раз за разом мимо быстрой траектории! Ощущаю толчок в задний бампер – это голубая Мазда требует уступить. Как бы не так.

 

Вспоминаются слова тренера по картингу: «отрывайтесь, используя быстрые траектории – это важнее, чем держать соперника на хвосте». Интересно, что в медленных поворотах я проигрываю – не могу нащупать баланс между скольжением и газом, а в быстрых дугах, где главное – не дрейфить – наращиваю расстояние. Борьбу прерывает радиоголос Полины, нашего добрейшего менеджера: «Заезжай в боксы чистить снег, радиатор забит». Хоть температура масла в норме – важно слушаться менеджера. Я отвлекаюсь, пропускаю вперед соперника и иду в боксы.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 13

Паша выдувает лишний снег. Радиатор стоит по схеме V-mount —

получается карман в бампере, куда набивается уйма снега.

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 14
Обслуживание машин доверено механикам. Это очень удобно.

 

Важным моментом коммерческих гонок является полный цикл обслуживания машин: пилот вообще ничего не делает с машиной. Специальные механики выполняют всю работу. Они исправят поломку, поменяют колеса, подадут шлем, протрут стекла и помогут пристегнуться. Кажется, это не так важно? Поверьте, это очень важно. Я заезжаю на питстоп и за 40 секунд пять человек частично снимают защиту-лыжу, убирают снег, продувают радиатор – можно ехать! В гонках на выносливость иначе не получается – ведь сам пилот потратит уйму времени на те же действия, отстегиваясь и выбегая из машины.

 

Дальше еду сам с собой, вижу впереди машину, но не могу приблизиться – слишком много ошибок. Все же гонка – это стресс. Постепенно, круг за кругом, появляется уверенность и точность – нужно только перестать костерить себя и сосредоточиться на рулежке. Все внимание уходит на нее, совершенно некогда взглянуть на табло Racelogic, узнать текущее время круга.

 

В подобной гонке интересно проявляются характеры людей: кто-то играет с соперником, кто-то осторожничает, кто-то прет напролом, толкая в борт на обгоне. Манеры отчасти зависят от опытности пилота, но в целом – каждый экипаж имеет характер. Этим интересны любительские гонки – мы далеко не роботы, свои ошибки и особенности показываем соперникам.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 15
Некоторые пилоты к контактам отнеслись сурово: толкались без обиняков

 

Заезжаю в боксы, заранее отрепетированная последовательность действий: ремни, переговорка, перчатки. Шлем снимаю, пока Макс встегивается. Механики проверяют машину, Полина засекает 180 секунд питстопа. Макс уезжает. Впереди полчаса ожидания. Ничего не хочется, люди вокруг сливаются в цветное покрывало, мозг продолжает считать метры до точек торможения. Ко мне подходит Стас из команды механиков, что-то говорит про мои манеры вождения – что-то хорошее, хвалит. Я слышу это как из другой комнаты, как будто кино по телевизору.

 

Вот мой старт. Машина в порядке, Макс крайне собран и ничего не говорит. Не могу подвинуть сиденье, не достаю до педалей. Твердая рука механика и тут помогает мне. Стартую!

 

Через два круга меня догоняет БМВ, единственная не-Мазда в гонке. Этот красный монстр ведет себя очень впечатляюще: дикий рык прямотока, обломки обвеса после позавчерашних ушей и пилоты, вылетающие на бруствер, но затем отыгрывающие потерянные секунды за счет мощности и агрессивного стиля. Бумер нагоняет по внутреннему радиусу левого крутого поворота, режет мне траекторию, бьет в левое крыло и протыкает меня – и я пытаюсь удержаться на трассе, когда нос машины улетает наружу. Единственный вопрос: цело ли колесо? Вроде да, валим дальше!

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 16
Бумер запечатывает мне в левое крыло. Удачно попал мимо колеса!

 

Дальше все очень печально – стремясь ускориться, я перебираю хода и цепляю внешний бруствер пологой быстрой дуги. Машина лезет на мокрый снег, и я застреваю в полуметре от льда, на самой верхушке сугроба. Сижу, смотрю на завод ВИЗсталь и понимаю – это конец. Когда эвакуатор порвал трос, когда вырвал буксировочную проушину – я уже не ехал, мысленно уже финишировал. Прошло 10 или 12 минут. Только я выруливаю на полотно – меня зовут в боксы на смену пилота. Гонка безнадежно слита, остается просто доехать 30 минут.

 

Все эмоции, прятавшиеся где-то внутри, вылетают наружу. Мне настолько никак, что остается один вариант – накинуть капюшон и уйти на другой край автодрома. Не жаль, не обидно – просто никак. Стечение обстоятельств. Может стоило подоткнуть вторую или дернуть ручник – чтобы развернуло и вынесло морду из сугроба? Узнаем в следующий раз, когда поедем.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 17
Эмоции. В тот момент уже можно, никуда ехать не надо.

 

Выводы? Автоспорт бывает разный. Легкий и тяжелый, дорогой и недорогой, скучный и интересный – каждый должен сам выбрать для себя. Мы как организаторы – даем возможность выбора, предлагая разные гонки. Как пилоты – голосуем рублями и мнениями за разные гонки. Если кто-то кайфует от автоспринтовых коротких заездов – ну как же ему помешать? Мне по душе контактные схватки, когда битва идет с секундами и с живыми пилотами, борт в борт.

 

Гонка такого уровня, как Ice Battle – с механиками, пит-стопами – это следущий шаг в иерархии автоспорта. Ты уже не лезешь в машину сам, как в спринтах, а высказываешь пожелания механикам (это ж еще понимать надо, что в машине изменить), слушаешь менеджера и планируешь тактику заезда.

 

А соперники? В любительских гонках нечасто встретишь именитых спортсменов – что им там делать? В течении сезона 2017 на старт Ice Battle выходили такие пилоты как Николай и Василий Грязины, Сергей Ременник, Кирилл Ладыгин – и эти люди стартуют с тобой вместе! С ними можно поговорить, спросить совета – когда еще выдается такой шанс? Только когда вы стартуете в ERC, Le Mans или хотя бы Чемпионате России по ралли…

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 18
Участники и организаторы Ice Battle

 

Чисто физически эта гонка тяжелее нашего Ramada Endurance – может рулить не так просто на высоком шипе, а может машина сложнее. Или нервы? Или жара внутри машины от выхлопа и мотора? Скорее всего – сумма причин. Одно ясно – гонки на выносливость потому так и называются, что через час руль сам вырывается из рук с непривычки.

 

И если вам говорят – мол, ничего сложного – не верьте. Говорящий просто не стартовал.

 

ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 19
ICE BATTLE на Mazda MX5: скользить нельзя проигрывать - Фото 20

В материале использованы фотографии Виталия Бочкарева, Алексея Владимировича, Никиты Гусарова, Дмитрия Питерского.

Просмотров: 6494

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Река Чусовая

Отличное место для походов и прогулок в любое время года

пятница, 14 марта

Сегодня

-6
-6
+1
+1
Днем
-15
-15
Вечером

Последние события

Бананы могут попасть в перечень сельхозпродукции в РФ

Вчера в 18:06

Бананы могут попасть в перечень сельхозпродукции в РФ

Минсельхоз прорабатывает вопрос.

Екатеринбуржцы смогу летать прямыми рейсами на Иссык-Куль

Вчера в 17:23

Екатеринбуржцы смогу летать прямыми рейсами на Иссык-Куль

Авиасообщением между Уралом и киргизским курортом запустят в июне.

В Екатеринбурге расскажут о том, как важно верить в любовь и не отчаиваться

Вчера в 17:20

В Екатеринбурге расскажут о том, как важно верить в любовь и не отчаиваться

Сделают это с помощью музыкально-поэтического монолога «Говорила мама...».

Главного редактора «Вечерних ведомостей» Владислава Постникова ждет еще один суд

Вчера в 17:03

Главного редактора «Вечерних ведомостей» Владислава Постникова ждет еще один суд

Сейчас он отбывает административный арест за демонстрацию экстремистской символики.

РМК планирует построить дворец единоборств на месте КРК «Уралец»

Вчера в 16:47

РМК планирует построить дворец единоборств на месте КРК «Уралец»

Однако снесут спорткомплекс не скоро.

Этот сайт использует cookie
для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности