Продолжаем путешествие по «Атласу новых профессий» вместе с JustMedia.ru.
Не пишется, не играется, не придумывается… У любого человека, вне зависимости от его профессии, хотя бы раз случался творческий кризис. Что делать в состоянии ступора? Как не тратить время, дожидаясь вдохновения, и не корить себя за его отсутствие? Ответ на этот вопрос знает тренер творческих состояний.
Тренер творческих состояний - профессия раздела «Культура и искусства» из «Атласа новых профессий». Описание ее довольно размытое, однако в списке перспективных направлений сказано, что «специалист по майнд-фитнесу» появится до 2020 года. Такой тренер будет обладать знаниями и навыками того, как сознательно провоцировать в себе «состояние потока».
Кто-кто?
Говоря упрощенно, тренер творческих специальностей – это педагог, психолог, менеджер, маркетолог и аналитик в одном флаконе. Если у некой художницы Маши случился креативный кризис, то тренер творческих состояний должен понять причину его появления, избавить Машу от него, вдохновить на текущую и будущую работу, предотвратить новый тупик. А учитывая, что вся эту ситуация связана, предположим, с живописью, он должен еще и понимать его основы и анализировать результат художественного творчества.
В целом, тренер творческих состояний избавляет людей от творческих кризисов и способствует повышенной креативности. Это также специалист по личностному росту, поскольку он помогает развивать осознанное восприятие реальности.
Кого будем тренировать?
Очевидно, вводить в творческие состояния необходимо художников, музыкантов, стилистов, дизайнеров, танцоров и актеров. Но кроме них – всех остальных. Состояние творчества как создания чего-то нового присуще не только представителям культуры и искусства.
Например, в современных IT-компаниях для программистов создаются все условия, чтобы реализовать их энергию и творческий потенциал для решения сложных задач по созданию новых информационных продуктов.
Профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры УрФУ Екатерина Черепанова объяснила, что в силу этого, для программистов не существует нормированного рабочего дня, есть возможность отдохнуть, переключиться.
«Фактически, это свободная расслабленная атмосфера, которая не требует от исполнителя никаких необходимых официальных ритуалов. С другой стороны - официальные ритуалы в рамках корпоративной культуры ориентируют работника на осуществление его обязанностей. Требования офисных стандартов направлены на то, чтобы мобилизовать и создать условия для работы», - говорит Екатерина Сергеевна.
В творческие состояния обязательно приводят и детей. Как правило, этим занимаются педагоги дополнительного образования. В то же время, дети сами являются величайшими креативными тренерами. Они творят, придумывают, заставляют испытывать эмоции, вовлекают взрослых в свои игры.
Как они известны нам?
По мнению игротехника и создателя авторских игр для бизнеса и трансформации Евгения Гринберга, к представителям профессии «тренер творческих состояний» на сегодняшний день, помимо педагогов и психологов, можно отнести коучей, арт-терапевтов и всех специалистов, которые работают с космологией ума. Он считает, что даже фотограф, который помогает клиенту через фотографию по-новому узнать и прочувствовать себя - также работает с творческими состояниями.
Интересно, что себя к таким тренерам сам Гринберг не относит:
«Я создаю игровые инструменты, которые эти тренера могут использовать. Например, для решения реальных задач через внутренние метафоры человека. Кому-то это помогает создать что-то новое или найти вдохновение. Если сказать метафорой - я делаю фотоаппараты, а тренера творческих состояний с помощью них делают шикарные снимки», - объяснил Евгений Гринберг.
Профессия будущего или взгляд в прошлое?
Вероятно, что профессия «тренер творческий состояний» - это не инновация. Технологии ее используются уже давно и в разных сферах. Каждый человек, который занимается спортом, танцами, музыкой, актерской работы, выходит на уровень ощущений творческого подъёма, решения исполнительской задачи.
«Поиск наилучших условий для творчества начали давно. Например, уже в середине XX века в больших автомобильных компаниях, архитектурных бюро создавалась неформальная обстановка, позволяющая в дискуссиях и в диалоге находить нужное дизайнерское решение», - рассказывает профессор УрФУ Екатерина Черепанова.
По ее мнению, любого педагога, который обучает искусствам и формирует навыки творчества, тоже можно назвать тренером творческих состояний.
«Если специалист ставит очень высокую планку перед своим учеником – то он, безусловно, изучает его, выясняет, в каком состоянии тот освобождается от страха, испытывает творческий полет. Важно дать понять ребенку, что он является человеком творческим. Или наоборот: понять, что требовать от него чего-то нового не нужно», - объясняет доктор философских наук.
Тем не менее, в «Атлас новых профессий» такой тренер занесен неслучайно: потребность в них растет вместе с трендом поиска новых состояний, работы с эмоциональным интеллектом, повышения работоспособности и энергичности.
Где учиться и как искать работу?
По сути, на тренера творческих специальностей учат уже сейчас. В силу своей специфики, гуманитарное и психологическое образование ориентирует человека на способность решать такую неординарную задачу, как создание условий для творческих состояний. Технологические вещи зависят уже от конкретного творческого процесса.
Флагманом гуманитарного образования на Урале является, конечно, УрФУ, объединивший потенциал двух старейших вузов региона. Уральский гуманитарный институт этого университета предлагает сегодня абитуриентам 15 образовательных программ в бакалавриате и специалитете, еще 44 программы – в магистратуре.
Александра Пичуева окончила магистратуру УрФУ по направлению «Социально-культурная деятельность», и сейчас работает педагогом дополнительного образования и учителем МХК в школе №71. Корреспонденту JustMedia.ru она с уверенностью сказала, что относит себя к профессии «тренер творческих состояний», и получила основную профессиональную базу именно в Уральском федеральном университете. В бакалавриате у нее было много педагогики и психологии, а также теории и истории культуры.
«Хватало и практики – она особенно важна для тех, кто работает с креативными и творческими людьми. В течение четырех лет мы делали учебные проекты, принимали участие в университетских и городских мероприятиях. На нашем факультете очень любят работать с современным и наивным искусством: с ГЦСИ, музеем Б. У. Кашкина. Это очень хороший плацдарм для развития. В акции «Ночь музеев» в УрФУ можно себя попробовать в качестве менеджера, перформера», - делится Александра.
Сегодня на сайтах по поиску работы пока вакансии «тренера творческих состояний» не найти. Но точно также раньше на них не было «робототехников» и «тестировщиков компьютерных игр». Скорее всего, со временем профессия тренера творческих состояний закрепится в быту – стоит лишь начать воспринимать ее, как необходимую.
Сколько будут получать такие специалисты – вопрос открытый.
«Скорее всего, в России тренера в штате будут на зарплате, как штатные коучи и психологи. Тренеры приходящие, развивающие свои проекты могут рассчитывать на гонорары около 300 000 рублей», - предположил Евгений Гринберг.
Просмотров: 24098
Автор: Юлия Осадчева