За большей частью территорий никто не следит, а на городские проекты не выделяют денег
95% территории Екатеринбурга не охвачены видеонаблюдением. Такие данные приводят компании, занимающиеся установкой видеокамер в городе. Столица Урала колоссально отстает по темпам введения видеонаблюдения от мировых мегаполисов. Недавний инцидент с облитым краской памятником Ельцина - тому подтверждение. По мнению экспертов, подобные происшествия могут еще не раз повториться в городе.
О том, почему видеонаблюдение в городе хаотично, где находятся самые безопасные места в городе, и кто должен заниматься внедрением видеокамер, выяснял журналист JustMedia.
Проблема - в разрозненности
Общего списка видеокамер в городе не может назвать никто. В городе действуют десятки автономных систем, и все они разрозненны. Именно поэтому правоохранительным органам не удалось найти видеозаписи акта вандализма с памятником Ельцину.
«Общей системы, которая бы вела мониторинг всего города, как в Лондоне или других крупных городах мира, у нас пока нет, - рассказывает генеральный директор компании «Микротест» Виктор Архипов. По его оценке, в Екатеринбурге видеонаблюдением охвачены всего около 5% территории.
Прозрачная территория
На екатеринбургских многоэтажках видеокамеры устанавливаются по частной инициативе. Жилые здания имеют, как правило, обособленную систему наблюдения. Принцип: «Мой дом – моя крепость».
«Камеры внедряются по решению жителей дома или по инициативе управляющей компании или ТСЖ. Видеонаблюдением оснащены практически все здания премиум-класса. Там мониторинг ведется на входных группах, паркинге, площадках общего пользования, иногда - в районе лифтов. На зданиях эконом-класса видеонаблюдение стоит в основном на придомовой территории», - комментируют ситуацию в екатеринбургской строительной организации «Атомстройкомплекс».
Также безопасными территориями являются стройки – там видеосъемка производится для контроля безопасности. О подобной практике рассказывают специалисты «Атомстройкомплекса». После возведения здания камеры демонтируются, дом передается в ведение управляющей компании или ТСЖ, которое решает – устанавливать камеры или нет.
Также под непрестанным наблюдением «большого брата» находятся торговые центры.
«У нас размещено около 250 видеокамер, - рассказывает генеральный директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев. - Такого количества хватает, чтобы контролировать все нарушения – от крупных инцидентов до мелких, например - воровства у прилавков».
Однако, по словам Дмитрия Сарапульцева, последнее можно с помощью видеокамер определить далеко не всегда – технические возможности не безграничны. Тут должны уже подключаться сотрудники охраны.
Одной из самых безопасных точек в городе является екатеринбургское метро. Там недавно была внедрена современная система слежения, позволяющая распознавать лица с достаточно большого расстояния. В каждом вагоне метро установлено по три видеокамеры. Техника также работает на станциях метрополитена. По оценке экспертов, территория метрополитена просматривается на 100%.
«Темные» дороги
«Слабым звеном» в плане видеонаблюдения являются улицы, парки и скверы – общественные городские территории.
Видеонаблюдение за дорогами осуществляют в городе поисковые системы. Собственные web-камеры установлены на улицах у Яндекса и Гугла. Однако, по признанию представителей компаний. Системы далеко не совершенны. «Цель работы наших видеокамер – дать возможность автовладельцам мониторить ситуацию на дорогах в режиме онлайн. Мелких деталей на них не разглядеть», - комментирует ситуацию региональный представитель компании «Яндекс» в УрФО Павел Козлов.
По словам Виктора Архипова («Микротест»), низкий охват мониторинга видеокамерами в городе является причиной многих уличных проблем. Например – поджогов дорогих иномарок.
Так же как и в случае с памятником Ельцину, подтверждений произошедшего на видеокамерах не бывает в большинстве случаев.
"Безопасный город": перспектива под вопросом
Сейчас работа по созданию подобной сети в городе ведется - это система «Безопасный город». На данный момент в Екатеринбурге установлено больше двух сотен видеокамер. Объекты наблюдения устанавливаются для мониторинга ситуации на дорогах (фиксация ДТП), а также в криминогенных районах. Представители правоохранительных органах говорят о том, что с помощью удаленного мониторинга регулярно удается фиксировать нарушения и предотвращать преступления.
Однако, по оценке руководителя «Микротеста» (компания имеет непосредственное отношение к реализации проекта), проект развивается достаточно сложно: «Большую роль играет технический фактор - далеко не в каждом месте можно поставить камеру. Во-первых, это связано с собственниками зданий. Не все согласны, чтобы у них на территории находилась видеокамера. Поэтому чаще всего в рамках городской программы удается устанавливать аппаратуру на муниципальных зданиях», - отмечает Виктор Архипов.
Кроме того, установка камер иногда практически невозможна на многих новых строениях. Это, к примеру, бизнес-центры, где фасад полностью облицован стеклом.
По мнению Виктора Архипова, необходимо создание специальных конструкций (столбов), к которым будет подведена сетевая составляющая. Для этого необходимы большие финансовые вливания.
Однако в ГУ МВД по Свердловской области с сожалением отмечают, что развитие «Безопасного города» сейчас под вопросом.
Областное правительство не планирует финансировать проект с 2013 года, ссылаясь на то, что деньги должны выделяться из федерального бюджета.
Просмотров: 3686
Автор: Мария Мехоношина