С начала 90-х через школу прошли более 20 тысяч новобранцев.
Свердловское отделение ДОСААФ, отметившее в этом году 90-летие, в глазах горожан традиционно ассоциируется с маленьким одномоторным самолетиком на крыше советского атриума в центре Екатеринбурга, а также с прыжками с парашютом. Однако деятельность школы намного шире. Здесь готовят специалистов по самым разным специальностям – от водителя дамского Mercedes с автоматической коробкой передач до радиста и стрелка-парашютиста. Корреспондент JustMedia.ru прогулялся по учебным классам, посидел на уникальных тренажерах и посмотрел, как будущие призывники заранее постигают армейские профессии. Подробнее – в материале JustMedia.ru.
Здесь, на Малышева, 31, курсанты школы по направлению военного комиссариата бесплатно обучаются военно-учетным специальностям. Самые популярные – водитель категории С и электромеханик.
Первый кабинет, в который мы заходим, заполнен тренажерами для вождения. На входе нас встречает громоздкая кабина КамАЗа.
«Это единственный тренажер в России», – с гордостью сообщает председатель регионального отделения ДОСААФ в Свердловской области, генерал-майор Аркадий Воробкало.
У меня водительских прав нет, но это не останавливает сесть за руль КамАЗа. Врезаться в стену или сбить конус – не страшно, мне за это ничего не будет. Следуя словам инструктора медленно отпускаю сцепление… «Вот сейчас помчусь с ветерком», – подумала я. Не тут-то было. На скорости 10 км/ч далеко не уедешь, зато сбить конус на первом повороте и начать поездку заново – легко!
Между тем, директор автошколы рассказывает, что женщины тоже приходят получать категорию С. Недавно, например, монахиня из соседнего храма получила права и теперь ездит на грузовой газели, а на прошлой неделе молодой человек с церковно-приходской школы сдал экзамен по вождению.
Рядом с КамАЗом стоит компактный девчачий Mercedes с автоматической коробкой передач, кстати, этот тренажер тоже в единственном экземпляре в России.
Каждый курсант проходит здесь восемь занятий, затем столько же занятий в городе. По словам директора автошколы Николая Черепанова, этих часов хватает, чтобы молодые люди освоились на дороге.
После непродолжительной поездки на КамАЗе мы заходим в класс теоретической части. Там курсанты, которые только начали обучение, внимательно слушают лекцию про устройство автомобиля и системы обеспечения. Пока преподаватель рассказывает им про устройство двигателя и виды топлива, мы забираем с собой пятерых счастливчиков, которые пойдут с нами по практическим аудиториям и узнают, что им предстоит пройти на последнем месяце обучения.
В основном все эти ребята – учатся на категорию С. Срок их обучения составляет 3,5 месяца. Но некоторые учатся еще и на электромеханика, поэтому ходить в автошколу им придется на полмесяца дольше, чем остальным.
«Три года назад мы готовили 400 электромехаников. Сегодня – всего 25 человек», – замечает начальник автошколы Николай Грипанов.
Вместе с курсантами мы идем в кабинет с передвижными электроагрегатами, мощностью от 1 до 10 киловатт. Оказывается, тем, что показывают молодым людям, можно осветить улицу или зарядить 120 лампочек на 60 ватт.
Следующим стал класс технического обслуживания автомобилей. Здесь парней будут учить менять фильтры, сливать конденсат и многому другому. Рядом с рабочими макетами, которые с любопытством осматривают курсанты, находятся рабочие экспонаты – автомобили «Урал», которыми часто пользуются в воинских частях.
Пока парни с интересом разглядывают экспонаты, курсант Миша рассказывает: «Год назад у знакомого попросил прокататься по трассе на МАНе, и мне понравилось! Решил, что в армию пойду именно на водителя: и отслужу, и на машине поезжу. Хорошо, что есть ДОСААФ: не нужно выкладывать 50 тысяч за теорию, здесь ее, кстати, очень хорошо преподают».
С 1992 по 2008 годы по восьми военно-учетным специальностям школа подготовила больше 15 000 человек. В этом году она планирует выпустить 368 водителей категории С и 100 связистов (автошкола в Екатеринбурге – единственная в России, кто в этом году готовит специалистов такой профессии).
«Мы стараемся внедрять востребованные в военном деле специальности. Потому что понимаем: за год службы в армии юноши не смогут полностью овладеть специальностью», – считает председатель регионального отделения ДОСААФ.
Механики-дизелисты, радисты, выпускники диверсионной школы радистов и школы служебного собаководства – это даже не весь список специалистов, которых готовили в Екатеринбурге в конце прошлого столетия. В свое время здесь была даже школа голубеводства: если радистов на всех не хватит – на помощь придут птицы.
Сейчас связистам голуби не нужны. Они обеспечены самыми современные средствами связи. Военнослужащий, находясь в окопе на передовой позиции и имея снаряжение «Ратник» (комплекс, включающий в себя прибор ночного видения, систему защиты и стрелковое оружие с системой ночного видения или тепловизором), передает обстановку командиру отделения.
Учиться этой специальности непросто. Из 390 часов только 120 отведено на теорию. Остальное время курсанты практикуются. Отбор на такую профессию такой же серьезный, как и отбор в ВДВ или морфлот. Ведь во время боя специалистам приходится передавать сообщения в условиях, когда ничего не слышно и не видно. Порой из-за ошибки связиста ситуация может измениться не в лучшую сторону.
Наряду со связистами и электромеханиками в Екатеринбурге обучаются парашютисты-стрелки. Эта специальность была создана всего полтора года назад. За это время школу окончили 30 юношей, готовых служить в элитных войсках.
Курсанты учатся укладывать парашют, занимаются на специальных тренажерах – подвесных системах, чтобы научиться ориентироваться в небе. Отбор на специальность серьезный. Во-первых, претендентам нужно иметь здоровье категории группы А, что по словам председателя ДОСААФ, большая редкость: из ста человек отбор по здоровью проходят меньше десяти призывников.
До 1991 года на Урале активно готовили летчиков-спортсменов – тех специалистов, которые, как говорят в авиации, чувствовали и землю, и небо.
«Представьте, что приземляется самолет. В эту минуту пилоту точно нужно знать сколько метров остается до земли. На приборы смотреть некогда: пилот должен понимать, когда нужно начинать пикировать и выравнивать воздушное судно. Если выровнял раньше – самолет завалится, если позже – сломаешь шасси или, в лучшем случае, как говорят в авиации, самолет даст козла (из-за ошибки пилотирования при посадке самолет будет отделяться от взлетно-посадочной полосы после касания шасси – прим. ред.)», – рассказывает Аркадий Воробкало.
В автошколе уверены: сейчас в армию идут хорошие ребята. Эти юноши отличаются от призывников, которые были 10, 20, 30 лет назад. У них другое отношение к окружающему миру. Активно просятся служить дети чиновников: многие хотят испытать себя вдали от дома, на Дальнем Востоке. С каждым годом уменьшается количество уклонистов и парней, сидящих на шее у родителей.
Еще больше фото смотритез здесь.
Просмотров: 6057
Автор: Екатерина Кунникова
Фотограф: Александр Кадников