Незаконченные субботники, торговля и гадалки на городских погостах - в праздник Радоницы.
Вчера по православному календарю отмечалась Радоница. Этот праздник, в народе именующийся Родительским днем, по традиции является поводом для посещения кладбищ.
Так сложилось, что в конце апреля – начале мая почтить память близких и дорогих людей приходят по традиции не только православные, но и атеисты, и представители других вероисповеданий. В советское время в мае после уличных субботников уборку по негласной традиции проводили и на кладбищах.
JustMedia решил узнать, в каком состоянии сейчас находятся действующие екатеринбургские кладбища, и вспомнить те места, которые еще недавно были захоронениями, а теперь практически исчезли с городской карты.
В Екатеринбурге сейчас 23 кладбища, 8 из них "закрытые" – там разрешены только родственные захоронения.
«Количество захоронений в городе оценить сложно, ведь некоторые кладбища перестали существовать. Мы уже несколько лет составляем единую базу усопших по всей России, и в Екатеринбурге пока насчитали больше 100 тысяч захоронений. Но, конечно, это далеко не полное количество», - рассказывает JustMedia директор российского проекта Skorbim.com Юлия Борисова.
Ивановское кладбище: два мира Екатеринбурга
Самое старое кладбище в городе – Ивановское, находящееся за комплексом зданий Екатеринбургской епархии. В дореволюционное время именно здесь хоронили известных предпринимателей, чиновников и духовных лиц, а после революции - известных революционеров и деятелей коммунистической партии. По могилам Ивановского кладбища можно проследить непростую историю Урала: здесь похоронен первооткрыватель российского золота Лев Иванович Брусницын, известные купеческие семьи, автор «Серебряного копытца» Павел Бажов, участник расстрела семьи Николая II Петр Ермаков и последняя настоятельница Ново-Тихвинского женского монастыря Магдалина.
Но захоронения известных людей - лишь часть кладбища. Могилы попроще расположены в другой зоне, и разделение это сразу бросается в глаза. Вообще, похоже, что к родительскому дню здесь прибрана только «официальная» часть. По кладбищу сейчас проложены две дороги: в вип-зоне – асфальтированная, и памятники там находятся в порядке, в остальной же части кладбища проложена обычная тропа и вообще царит запустение: здесь не убраны мешки с мусором, всюду валяются ветки, а кое-где между надгробий виднеется дым от подожженных куч мусора.
Местами кладбище уже очень напоминает лес – так здесь все заросло. Надгробия теряются в зарослях травы, а летом половины из них вообще не будет видно. Многим могилам здесь уже – по нескольку десятилетий, и приходить на них некому.
Михайловское кладбище: субботник, который некому закончить
Михайловское кладбище – второе после Ивановского по возрасту в Екатеринбурге. Оно закрыто для захоронений, и в родительский день почтить память усопших сюда приходят в основном старушки. Может быть, поэтому искусственные цветы у входа стоят здесь недорого – по 5, 10 рублей – много с пенсионеров не возьмешь.
Здесь приходят поклониться не только могилам, но и праху – у самого входа стена с урнами усопших. За день около нее много людей. И эта зона хорошо прибрана.
Вдоль главной кладбищенской дороги - много могил высокопоставленных военнослужащих. За этими могилами следят с поистине армейской аккуратностью: сорняки вокруг них вырваны, памятники стоят прямо, у подножия многих надгробий – свежие венки и живые цветы. Возможно, могилы были прибраны ко Дню Победы.
В глубине кладбища царит настоящий хаос: похоже, территорию пытались привести в порядок, но бросили дело на половине: повсюду валяются черные мешки с мусором, спиленные деревья. Некоторые из них, похоже, валили прямо на могилы: памятники покорежены, а распиленные стволы находятся прямо на погостах.
Зрелище печальное, тем более, что за многими могилами здесь, похоже, некому ухаживать, и этот мусор с них никто так и не уберет. А ведь на кладбище можно встретить интереснейшие памятники, которые многое могут рассказать об истории города.
Здесь, к примеру, похоронен известный советский композитор Маркиан Фролов.
О том, кто покоится под этим надгробием, вообще ничего неизвестно – буквы на памятнике практически стерты. Хорошо видна только дата - 1882 год. Вполне возможно, что такое надгробие является архитектурной и исторической ценностью.
На другом конце кладбища, со стороны улицы Блюхера установлен монумент дятловцам, трагически погибшим в экспедиции в 1959 году. Это один из немногих памятников, прибранных к Родительскому дню.
На выходе с кладбища висит объявление с предложением горожанам самостоятельно вывезти срубленные деревья и мусор с территории кладбища.
Однако, думается, что для пенсионеров, которые по сути являются основными посетителями кладбища, это может стать неподъемным грузом.
Могила Данилы-мастера: памятник в окружении высоток.
Напротив Михайловского кладбища существует еще одно захоронение. Правда, теперь о нем практически никто не помнит. Во дворах переулка Асбестовского расположено бывшее иудейско-лютеранское кладбище. Оно было закрыто из-за давности лет и теперь является парком. Однако история здесь находится намного ближе, чем кажется. Кое-где между деревьев еще можно разглядеть каменные плиты.
Пару лет назад близ парка началось строительство высотки. При рытье котлована найдены были останки людей. Тогда общественность настояла на том, чтобы перезахоронить погребенных на нейтральной территории, чтобы больше не тревожить прах усопших.
На территории этого бывшего кладбища в районе переулка Шадринского осталась всего одна могила – Данилы Кондратьевича Зверева, знаменитого уральского горщика. Ставшего прообразом Данилы-мастера в сказе Павла Бажова «каменный цветок». Похоже, что об этой могиле вспомнили в родительский день – она прибрана, а у подножия установлена небольшая корзинка с искусственными цветами.
Заброшенное мусульманское кладбище: мемориал без статуса
Старое мусульманское кладбище Екатеринбурга «спряталось» в западной части города на углу улиц Репина-Металлургов-Черкасская. Найти его не так-то просто, хотя площадь кладбища достаточно большая: 5,2 гектара. Захоронения здесь начали производиться с середины XIX века.
«Один из купцов Агафуровых от лица Мусульманской общины Екатеринбурга на собрании Городской Думы поднял вопрос о прирезке к кладбищу 1 тысячи 800 квадратных сажен. Однако Дума приняла решение о бесплатном отчуждении просимого участка под захоронение мусульман, в основном татар и башкир», - рассказал JustMedia кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой теологии Уральского государственного горного университета Алексей Старостин.
После закрытия молельного дома в 1930 году кладбище стало центром жизни мусульманской общины. По пятницам в здании местной сторожки проводились джума-намазы, а в праздники на кладбище собиралось порядка 2-3 тысяч мусульман. Заместитель заведующего кафедрой теологии Уральского государственного горного университета предоставил JustMedia уникальное архивное фото, на которой изображено массовое совершение молитвы.
«В годы Великой отечественной войны здесь похоронили 53 военнослужащих-мусульманина, умерших в госпиталях Свердловска. В 1954 году была отремонтирована и утеплена катаверная, использовавшаяся для молитв, к ней сделали дощатый пристрой. Мусульмане неоднократно обращались к властям с просьбой построить новое помещение покойницкой, но получали отказ», - говорит Алексей Старостин.
С 1960-х годов на кладбище перестали производиться захоронения – места для новых могил здесь попросту не осталось. На какое-то время о нем забыли, однако в 2006 году кладбище вновь привлекло внимание мусульманской общественности.
«Летом-осенью 2006 года оно дважды подвергалось нападению вандалов. В первый раз были повреждены несколько надгробий и разбито окно в доме смотрительницы, во второй раз был подожжен сам домик. Чудом удалось избежать жертв», - рассказал JustMedia заместитель заведующего кафедрой теологии Уральского государственного горного университета.
Со слов Алексея Старостина, Верховный муфтий обратился к Президенту Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в расследовании актов вандализма, наказании преступников, а также в придании кладбищу статуса мемориального. Однако эти просьбы не дали результата.
Своими силами сохранить мусульманское кладбище пытается татарская молодежная общественная организация «Яшен». Активисты общества регулярно проводит там субботники. Над воротами кладбища была установлена мемориальная доска, на которой золотыми буквами на русском, татарском и арабском языках с цитатами из Корана.
Мусульманские организации неоднократно пытались построить рядом с территорией кладбища мечеть или религиозный комплекс. Подсчитали даже стоимость проекта - 30 миллионов долларов. Переговоры по привлечению денег на строительство велись с 1993 по 1997 годы посольствами Саудовской Аравии, Кувейта и Турции. Однако комплекс так и не был построен: мэрия потеряла интерес к этому проекту.
Сегодня мусульманское кладбище заброшено. Отдельные сектора для захоронения мусульман есть на действующих кладбищах Екатеринбурга: Северном, Западном и Южном, однако единой площадки не существует.
Что же касается почитания умерших родственников, как такового родительского дня у мусульман нет, однако, они вспоминают своих близких 5 раз в день во время молитв.
Ежегодно силами мусульманских общин на кладбище проводятся субботники. Ближайший, кстати, пройдет уже в это воскресение,19 мая. Активисты, как правило, поднимают упавшие могилы, чистят территорию кладбища от листвы и мусора. К сожалению, данная территория не охраняется, нередкими гостями кладбища оказываются бомжи. Конечно, в таких условиях о сохранности данного места не может быть и речи.
«Хотелось бы, чтобы кладбище все же получило статус мемориального, поскольку здесь имеется значительное количество мраморных и гранитных надгробий, в виде плит с лаконичным орнаментальным декором и текстами, вырезанными в стиле «рокига». Они представляют большую художественную ценность. Кроме того, здесь находится мавзолей основателя династии Агафуровых – Хисаметдина Агафурова (1831-1883). По оценкам специалистов, в России насчитывается всего 10 татарских мавзолеев, подобных этому», - отмечает Алексей Старостин.
Широкореченское кладбище: борьба амбиций, «точечная застройка» и кучи мусора на фоне «элитных» гробниц.
Широкореченское кладбище из тех, куда в Родительский день направляется основной поток горожан. С автобусной остановки сюда идут и идут люди, возле ограды заняты все парковочные места.
У входа продают венки и цветы – цены на искусственные гвоздики, ландыши и лилии намного дороже, чем на Михайловсском. Стоимость - от 10-15 рублей за штучку.
«Как дорого!» – вздыхает одна пожилая женщина. Она уже набрала букет цветов и теперь подчитывает общую сумму – получается около 200 рублей. Но это еще действительно только цветочки. У входа на кладбище выставлены образцы надгробий из мрамора и габбро. Говорят, цены здесь одни из самых высоких в городе.
Те, кто задумываются об установке нового надгробия на могилу близкого человека, внимательно изучают объявления: «Акция! Памятник из габбро с установкой 37 тысяч рублей», «С 1 мая надгробия из мрамора с установкой 18 тысяч рублей». С полированного черного надгробия устало смотрит Владимир Высоцкий с гитарой в руках – «И дожить не успел, так хотя бы допеть…» Нет, знаменитый певец похоронен, конечно, не здесь, это просто образец.
Все главные аллеи кладбища оккупировали мигранты – женщины с маленькими детьми сидят на асфальте, протягивают кружки и обрезанные пластиковые бутылки. Высокая женщина с большой, туго набитой сумкой быстро идет по дорожке и кладет на колени каждой попрошайке кулек печенья в шоколаде.
«Помяните Владимира, Николая, Марию!» – быстро говорит каждой из них. Те кивают головами и что-то бормочут на своем языке – вряд ли они поняли, кого нужно помянуть, да и делать этого не собираются.
Маленькие таджики с кружками – две девочки и мальчик лет восьми дерутся и громко кричат что-то непонятное. Судя по всему, мальчик забрал у девчонок подаяние. Он отбежал подальше, сел на край могилки и грозит им оттуда кулаком. Девочки плачут.
Две цыганки профессионально осматривают лица посетителей и, выбрав жертву, окружают с двух сторон: «Можно тебя спросить?»
В общем, никакого умиротворения здесь не чувствуется, кипение жизни как на рынке. Широкореченское кладбище всегда считалось элитным, борьба амбиций продолжается даже здесь. Скромных захоронений немного, их теснят «полнометражные» полированные надгробия, некоторые из них по ширине в две обычные могилы. Из полированного камня сделаны даже «пол», скамейки и поминальные столики. Иногда на поверхности надгробного камня выгравировано не только изображение усопшего, но и некий дорогой ему предмет – например, автомобиль.
У обочины дорожки лежит поваленное мраморное надгробие с фотографией мужчины средних лет и надписью «Петр Кобяков». Выбитые буквы и цифры читаются плохо, но можно увидеть, что он умер в 1977 году. Рядом с ним – «двойная» широкая могила. Неужели так «подвинули» забытое захоронение, что уронили надгробие?
Земля на Широкореченском кладбище, похоже, не менее ценна, чем в центре города. Здесь, как и там, процветает «точечная застройка» – новые захоронения видны вдоль обочин всех дорожек, использован каждый уголок кладбища. Оплывшим заброшенным могилкам, видимо, быстро помогают исчезнуть окончательно: некоторые явно забытые надгробия уже лишились табличек. Кстати, растяжка возле главного входа извещает о том, что администрация кладбища проводит перерегистрацию могил. Право на захоронение надо подтверждать…
Бросаются в глаза кучи мусора вокруг мусорных баков, все здешние помойки переполнены. Странно, что накануне Родительского дня мусор с кладбища не вывезли. Возле одного бака лежит огромный венок с надписью «9 мая». Это прошлогодний – лепестки искусственных цветов очень пыльные. Смотреть на него грустно, как и на пятиконечную красную звезду, которую кто-то выковырял из прошлогодних правительственных венков на Широкореченском мемориале и прибил на сосну.
Кстати, венки от полпреда, губернатора, и других первых лиц области каждый год почти одни и те же – красивые, но недолговечные, обрамленные свежими хвойными ветками. Хвоя быстро желтеет и осыпается, поэтому венки уже через дней 10 можно выбрасывать. И опять Широкореченский мемориал останется мрачным и пустым – до следующего Дня Победы.
Почему-то мгновенно исчезают отсюда и венки попроще, не говоря уже о букетах свежих цветов. Жаль, что здесь нет хоть какой-то охраны, даже освещение плит с именами павших демонтировано. Почти всегда вид у мемориала какой-то заброшенный – особенно по контрасту с местом захоронения немецких военнопленных, где всегда лежат яркие венки. Правда, сейчас на Широкореченском мемориале венки еще не убраны, трогают душу редкие цветы, прикрученные родственниками к буквам дорогого имени на плитах.
Большинство «случайных» посетителей Широкореченского кладбища посещают и здешнюю достопримечательность – аллею, где похоронены криминальные авторитеты 90-х годов. Десять лет назад эти могилы поражали своим «размахом» и «роскошью», а сегодня к этим «образцам» подтягиваются и остальные. Вопрос о том, лучшие ли это образцы, остается открытым.
Итог: память исчезает намного быстрее, чем можно себе представить
Список всех кладбищ Екатеринбурга длинный: это объясняется и большой историей города, и высокой плотностью населения. Однако история захоронений стирается с карты города достаточно быстро. Открытые кладбища, где еще разрешены погребения и есть свежие могилы, посещаемы и прибраны. Они нужны не только родственникам усопших, но и предпринимателям, делающим бизнес на похоронах. Старые кладбища приходят в запустение уже через пару-тройку десятков лет после того, как становятся закрытыми – по мере того, как стареют и уходят из жизни люди, ухаживавшие за могилами.
За рубежом кладбища становятся важными культурными объектами. В таких местах история наглядна и осязаема. В Екатеринбурге же старинные захоронения чаще всего оказываются погребены под асфальтом и застройкой. Так произошло, например, со старообрядческими погостами в районе современных улиц Декабристов – Луначарского – Большакова и в районе и фабрики «СладКо». Так же исчезло захоронение немецких и австрийских военнопленных в районе Сибирского тракта. Сколько при подобном потребительском подходе простоят нынешние памятники на Широкореченском мемориале? Возможно, что уже через несколько десятков лет и это место окажется выгодной площадкой для строительства новых высоток.
Фоторепортаж с екатеринбуржских кладбищ смотрите здесь.
Просмотров: 15977
Автор: Мария Мехоношина