Журналист, оператор и будущий факелонесец рассказал о том, как находить общий язык со спортсменами, держать в кадре шайбу и что делать, когда в командировке садиться аккумулятор.
JustMedia продолжает рассказывать о людях, которым предстоит нести огонь Олимпиады в Екатеринбурге. Среди факелонсцев будут не только известные спортсмены, политики и деятели культуры. В число трехсот счастливчиков попали и вполне обычные люди, впрочем, тоже не равнодушные к Олимпиаде. Один из них — Иван Веденин, спорткор «4 канала» и оператор студии «Панорама», которая занимается видеотрансляциями спортивных соревнований. Ивану уже посчастливилось запечатлеть на камеру кадры лондонской Олимпиады, а в феврале он отправиться работать в Сочи.
— Для простого смертного было не так легко попасть на эстафету. Как тебе это удалось?
— Я работаю в компании, которая занимается спортивными видеотрансляциями, в том числе и Олимпиады. У них было несколько квот для участия в эстафете. Я подал заявку, потому что тоже люблю спорт. Потом пришло письмо, что я стал факелоносцем. Конечно, очень обрадовался. Честно говоря, было неожиданно. Мне прислали очень длинный инструктаж, листов десять, еще даже не успел все прочитать. Там прописано все до мелочей, где ты должен стоять в конкретную минуту, куда пройти и так далее.
— Где ты будешь бежать?
— Точное место не помню, где-то в районе улицы Фурманова, время — 20.05, вечером уже. Нужно будет двигаться в том ритме, в каком ты сам хочешь, но это не должен быть медленный шаг. Написано, что нужно бежать и улыбаться, махать руками родственникам и друзьям, поддерживать атмосферу праздника. Ну, тут в любом случае, такое событие! От одного участия в нем улыбка на лице будет.
— Как давно ты пишешь и снимаешь про спорт?
— Все время, сколько я в журналисте, всегда только спортивным корреспондентом был. Это с 2004 года получается. Я и в журналистику только ради этого пошел, чтоб быть ближе к спорту. В классе 5-м или 6-м понравилось смотреть спортивные трансляции. Сначала только новости смотрел, целые матчи не выдерживал, не мог ждать, когда уже будет результат. А потом стал интересен сам процесс. Так через журналистику приблизился к спорту.
— Сам каким-то спортом занимаешься?
— Раньше занимался в секции по баскетболу, старался во все играть, начиная от шахмат и заканчивая футболом.
— Легко совмещать в себе журналиста и болельщика? Получается быть объективным?
— Я со временем маленько успокоился, раньше больше переживал, сейчас, мне кажется, я более объективно оцениваю матчи. Я понимаю, что в проигрыше твоей команды нет ничего страшного, будут другие игры. Сейчас уже больше как журналист смотрю, а не как болельщик. Эмоций меньше стало, но если бывают какие-то особенные матчи или серии побед, это, конечно, радует. «Автомобилист», например, впервые за пять лет одерживает семь побед подряд, это вызывает восхищение и очень приятные чувства, которые сложно передать. Особенно, если ты помнишь, как в прошлые годы даже три победы — это было что-то невероятное, а тут сразу семь. У меня это, наверное, самое яркое спортивное впечатление этого сезона.
— Во время хоккейных матчей ты чаще всего находишься за камерой. Сложно работать на хоккее в прямом эфире?
— Очень сложно. Спорт очень динамичный, шайба мечется. Нужно следить за тем, что происходит, не потерять шайбу из виду, и при этом вовремя сориентироваться — «полететь» за ней или оставить кадр на игроке, показать его эмоции. Тут все зависит от того, как сложился конкретный эпизод. Поэтому нужно разбираться в хоккее, знать, что если игрок бросил шайбу по борту, сразу перевести кадр на другую сторону и там уже ждать эту шайбу. Если удается поймать на крупном плане, как вратарь ловит снаряд, это считается самым красивым моментом. Вообще мне нравится снимать все. На баскетболе очень интересно при помощи камеры следить за мячом, «вести» его до самого кольца. Сначала казалось, что это невозможно, но со временем, когда перепробуешь разные способы по тысячи раз, это нарабатывается.
— Кем все-таки больше нравится работать — оператором или журналистом?
— Если я работаю в кадре журналистом, я скучаю по съемкам, и наоборот. Я до сих пор не могу определиться.
— Ты много общаешься со спортсменами разного уровня. Кто тебя впечатлил больше всего?
— Сейчас меня как спортсмен очень впечатляет Федор Малыхин (хоккеист «Автомобилиста» — прим. ред), с него можно брать пример не только в спорте, но и в жизни. Он показывает, что даже после тяжелой травмы, через два года можно стать лидером в команде КХЛ, забивать сумасшедшие голы и буллиты, что волосы дыбом у болельщиков встают. Хоть он и младше меня, но на него можно смотреть и учиться, что в жизни ничего невозможного нет, главное стараться и заниматься тем, что тебе нравиться. Как сказал в фильме «Легенда №17» дядя маленького Харламова, «когда, ты найдешь то, что тебе нравится, оно тебя не отпустит, ты будешь этим заниматься и получишь результат».
— Спортсмены уже узнают тебя? Легко интервью дают?
— Да, не особо (смеется). Часто же меняются люди в команде. Конечно к тем, у кого ты часто берешь интервью, проще подойти и сказать — «Лех, давай пару слов об игре», а когда новый спортсмен, там более официально все. Когда игрок тебя знает, ты для него надежный человек, он понимает, что ты не спросишь какую-нибудь ерунду, идут смело к тебе.
— Курьезы были какие-нибудь на съемках?
— Был забавный случай (смеется). Я поехал в командировку в Уфу, в автобусе с болельщиками. Нужно было сделать такой репортаж-путешествие. Я взял камеру, штатив, ехал со спокойной душой, смотрел в окошко. Болельщики увидели горку, попросили водителя остановиться и пошли кататься. Там потрясающие кадры были, очень смешно. Я достаю камеру, чтобы снимать, выясняется, что у меня не заряжен аккумулятор. Это было очень обидно! Было всего одно деление, мне хватило только горку снять и все. На матч мы опоздали, пропустили первый период, меня еще долго не хотели пускать. Но в результате очень помогли коллеги из Уфы, которые работали там, дали мне аккумулятор и запись матча на диске. Я все поснимал, в итоге получилось очень удачно.
— Ты, скорее всего, поедешь на Олимпиаду в Сочи. Эмоции, наверное, переполняют?
— Конечно, домашняя Олимпиада — это что-то невероятное. Когда 7 лет назад выбрали Сочи, я помню, стоял возле телевизора, и мне хотелось прыгать вместе с тем корреспондентом, который прыгал на экране. Если я поеду, буду работать там на горных лыжах, есть уже распечатка, кто на какой камере там стоит, но еще не могу поверить до конца.
— Ты уже был на Олимпиаде в Лондоне, что там запомнилось больше всего?
— Конечно, победа наших волейболистов. Это был совершенно сумасшедший момент. Я тогда стоял за камерой, и когда Мусерский забивал свои мячи через блок, было ощущение, что ты сам движением камеры помогал ему бить. У меня как раз была камера, которая показывала нападение и удары. Невозможно вообще было снимать, вот там были настоящие эмоции. Потому что и ты из России, и там российские парни выступают, вся арена гудит. Я это, наверное, вообще никогда в жизни не забуду.
Просмотров: 5503
Фотограф: Донат Сорокин