Интервью с мотогонщиком и основателем мотошколы «Райдер».
Как и многие технические виды спорта, мотокросс зародился в начале XX века в Европе. На первых порах ему не хватало зрелищности, так что большого интереса со стороны зрителей тоже не было. Популярность мотокросс начал завоевывать только после Первой Мировой войны, когда выработались основные концепции дисциплины и появились специальные мотоциклы. Массовый старт и небольшая протяженность трассы привлекали зрителей и болельщиков. Сейчас, в начале XXI века, мотокросс опять начинает набирать популярность, потерянную некогда с развалом школ ДОСААФ.
О своей спортивной карьере и тренерской работе нам рассказал руководитель мотошколы «Райдер» Иван Пушкарев.
—Когда вы начали заниматься мотокроссом?
—Мотокроссом я начал заниматься в 15 лет. В 7-м классе мне купили мопед, мне лет 14 было, и я сначала на мопеде гонял. Вообще, технические виды спорта меня всегда цепляли. Сел на мотоцикл — возникло чувство: «Это мое, это для меня». В 15 лет я поехал на первые свои соревнования. У меня даже тогда прав не было, юниорам просто выдавали лицензии. Потом права получил — с 16 лет права входят в обязательный перечень документов мотогонщика.
—А за кого вы выступали?
—Я из Артемовского, начал заниматься в Артемовском ДОСААФ, за него и выступал. Ну, а дальше много за кого — за Пермь, Тобольск, Реж, ну и за Екатеринбург, конечно.
—Расскажите про вашу спортивную карьеру?
—Начинал еще в СССР, совсем молодым пареньком гонял. Сначала — чемпионат области, первое или второе место давали возможность попасть на «Зону Урала». На «Зоне Урала» нужно было тоже в троечку попасть, чтобы ехать на финал России, потом есть шанс попасть на чемпионат СССР. Такой вот жесткий отбор был. Я в «юношах» был в сборной области, потом на «Зоне Урала» занял третье место, попал на финал России, это был 1984 год. Там занял седьмое место. В 1990-м участвовал уже в чемпионате СССР, застал один из последних проводимых чемпионатов. Не считая областных гонок, зональных соревнований, участвовал еще и в чемпионате Средней Азии в Узбекистане в 1990-е годы. Обычно там были сборы в феврале—марте, ну, и в соревнованиях участвовали, неоднократно в призерах приезжал. Самое значимое мое достижение — стал чемпионом России в 1998 году.
—А какая гонка была самой запоминающейся?
—Много таких было. Самые запоминающиеся — когда ситуация складывалась драматически, например, завал на старте, а потом выбираешься до призеров. Таких гонок было много. Или жесткая борьба до самого финиша — эти гонки как-то слились в одну, и выделить самую-самую не получается.
—Вы и сейчас продолжаете выступать на соревнованиях?
—Да, сейчас есть класс «Open 2» — для тех, кому за 35, в нем я на области и по УрФО езжу, и класс «Ветеранов» — для участников старше 45 лет. В основном же для себя езжу, форму поддерживаю. Помимо мотокросса, я еще и на эндурные соревнования выезжаю, в этом году два этапа посетил, на одном занял второе место, а финальный — выиграл.
—Помимо вашей спортивной и тренерской деятельности, вы еще руководитель мотошколы «Райдер». Чем-то она отличается от других?
—Мы, так же как и другие мотошколы, обучаем на категорию «А» — совместно с СТК-3. А отличает нас то, что после экзамена в ГИБДД обучение не заканчивается. В мотошколе «Райдер» можно обучаться по дисциплинам мотокросса, эндуро, сейчас есть возможность обучаться фристайлу, прыжкам с рампы. Правда, рампа у нас стоит лишь первый сезон, поэтому мало людей занимается этой новой для нас дисциплиной, а новичков до таких упражнений не допускают. Для начала нужно получить некоторые навыки в мотокроссе, ну или просто освоить прыжки с обычных трамплинов на кроссовом мотоцикле, и только потом на рампу выезжать.
—Вы сами прыгаете?
—Да, прыгаю, и наши инструкторы Олег и Алексей тоже. Ребята ездили на сборы к Алексею Колеснику, одному из самых знаменитых фристайлеров в России. После сборов они стали преподавать фристайл-прыжки с рампы. Мне что-то показали, какие-то фишки. Я раньше никогда так не прыгал, сейчас открываю для себя новые грани.
—Как давно образовалась мотошкола «Райдер»?
—Школа образовалась 1 ноября 2012 года, то есть скоро нам будет год. За это время сотни людей познакомились с мотоспортом именно в стенах нашей школы. Самое интересное, что люди приходят разные, некоторые настолько далеки от мотоцикла, что даже на велосипеде держатся с трудом! Обучаются люди самых разных профессий и возрастов, и неизменно после знакомства с мотоциклом, особенно когда что-то начинает получаться, у них загорается огонек восторга в глазах, что мне как инструктору особенно приятно!
—А какие у вас есть мотоциклы?
—Парк довольно широк, например, на категорию «А» мы готовим на мотоцикле Yamaha YBR 125 — классический дорожный мотоцикл, учебный вариант. А кроссовые мотоциклы у нас, начиная с 65 см\3 — совсем маленькие, детишки на них ездят, далее 80, 150, 250, 350, ну и 450 «кубиков», то есть присутствуют все кубатуры. Мы сами за ними следим, обслуживаем, ремонтируем. Также у нас полностью есть вся экипировка для курсантов. Самое главное в нашем деле — избежание травм. Если не спеша все рассказывать, а курсанты вникают, как следует, это, вкупе с экипировкой, позволяет избежать каких бы то ни было повреждений — как для человека, так и для мотоцикла.
—Скоро зима, мотошкола зимой не прекращает работу?
—Не только не прекращает — зимой, я бы сказал, еще интереснее! В этом, кстати, еще одно отличие от традиционных школ. Интереснее потому, что, во-первых снег — падать мягко, во-вторых — шипы, у нас на зиму ставится фирменная шипованная резина, она держит даже лучше, чем летом по грунту, это обеспечивает мотоциклу устойчивое сцепление и прекрасную управляемость. Поэтому у нас как такового нет закрытия летнего сезона.
—А воспитанники вашей школы участвует в соревнованиях?
—Да, участвуют, о призовых местах пока говорить рановато, но потенциал есть. Сейчас есть пара молодых ребят, которые довольно неплохо себя чувствуют на трассе, мотоцикл себе приобрели, думаю, в ближайшее время выедем на гонку.
—Создается впечатление, что школа не ограничивается только тренировками, это так?
—Да, так. Школа стала своего рода клубом по интересу. У нас постоянно проходят встречи, чаепития, ребята встречаются, девчонок достаточно много у нас. В стенах мотошколы сформировалась целая группа, которая занимается именно организацией этих совместных мероприятий. Есть традиция «обмывания» чаем прав после успешной сдачи, дни рождения курсантов отмечаются в мотошколе. Есть люди, которые с самого начала занимаются, систематически тренируются, кто-то уже свой мотоцикл приобрел и просто приезжает пообщаться. Это нормально, когда люди, увлеченные одним делом, стремятся друг к другу. Мы это стремление всячески поддерживаем.
—Существует мнение, что мотоцикл — это очень экстремальное увлечение. Как вы к этому относитесь?
—Я не согласен. Я уверен, что мотокросс ничем не опаснее того же футбола или хоккея. Если опираться на статистику, то мотокросс находится где-то во втором десятке по травматизму. Если тренировки в системе, если подходить к этому не спеша и с головой, то любых травм можно избежать. Я считаю, что все зависит от тренировок. Одно дело, когда ты сам по себе «варишься», совсем другое — когда тебе со стороны подсказывают опытные люди, указывают на ошибки.
—А чем для вас лично является мотокросс?
—Заболевание, наверное, хроническое! Я занимаюсь этим спортом с 15 лет, конечно, были перерывы в два и три года, но, даже когда я не гонял, я все равно болел этим видом спорта. Это неотъемлемая часть моей жизни!
—Что бы вы хотели пожелать начинающим мотоциклистам и тем, кто только задумывается об этом?
—Я бы пожелал обязательно попробовать это. После одного-двух занятий человек поймет, его это тема или не его. Мотоцикл — очень интересный вид активного отдыха, отдыхаешь психологически от работы, физические нагрузки позволяют поддерживать мышечный тонус. Не зря говорят, что «лучший отдых — это смена деятельности», а от хобби и до спорта недалеко!
ФОТО: Артем Никитин, Татьяна Пушкарева
Просмотров: 10360
Автор: Артем Никитин