Министр физкультуры, спорта и молодежной политики – о бюджете мундиаля, «приманке» для болельщиков и Академии футбола.
После того, как Екатеринбург попал в перечень городов, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, министр физкультуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Леонид Рапопорт оказался загружен работой на годы вперед. Именно ему пришлось 10 октября защищать бюджет программы подготовки столицы Урала к мундиалю перед Виталием Мутко. И именно на его плечи ложатся основные мероприятия в рамках этой программы. Одно решение федерации сделало Леонида Рапопорта одним из ключевых министров Свердловского кабмина.
Сейчас эйфория немного спала, и в нереально плотном графике министр нашел время, чтобы дать интервью JustMedia.
Географические минусы и плюсы
—Леонид Аронович, вы, наверное, знаете, что не все были уверены, что Екатеринбург победит в этой битве городов. Да, мы третья столица, но для многих решающим аргументом была наша географическая удаленность от основного места событий. Так что, спасибо вам за эту победу. Расскажите, что пришлось сделать, чтобы выиграть в этой гонке заявок?
—В первую очередь – это прямые коммуникации с заявочным комитетом, с оргкомитетом «Россия – 2018». В Свердловскую область трижды прилетал исполнительный директор оргкомитета «Россия – 2018» Алексей Сорокин, состоялось три визита министра спорта Российской Федерации Виталия Мутко в Свердловскую область. Мы показывали наш город, конечно же, был представлен и Центральный стадион, так как это основное место, где будут проводиться матчи чемпионата мира – 2018. Очень важно было из Москвы увидеть недалекий по расстоянию и прекрасный город Екатеринбург. Я был свидетелем того, когда говорили, что Екатеринбург – это далеко. Но могу сказать, что добраться до него быстрее из Москвы, чем долететь из Москвы до Сочи.
Мы исходили из реальных условий, чтобы наша заявка не была бы самой дорогой. Было пять объективных критериев, по которым выбирали города – участники чемпионата мира. Для нас определяющим явилось, то, что стадион находится в центре города, и есть совершенно уникальный современный аэропорт, а также развитая спортивная инфраструктура. Пожалуй, это главные составляющие. Важно и то, что в Свердловской области идет устойчивое социально-экономическое развитие региона.
—И все-таки, как реально скажется на Екатеринбурге его отдаленность от основного места событий?
—Говоря о передвижениях болельщиков, оно будет по одному документу – билету на матч, по которому они смогут бесплатно летать на чартерных самолетах между городами.
«Изюминкой» нашей области будет то, что наш регион находится на стыке двух континентов и это станет одной из основных определяющих для посещения города Екатеринбурга. Так как былая слава – «место убиения Царя» – должна уйти, хотя это уже история. Но позитивным моментом будет то, что матчи пройдут на границе континентов. В истории чемпионата мира такого еще не было никогда.
—А на какие матчи и какое количество болельщиков нам стоит рассчитывать? Есть ли шанс провести у нас матчи не только группового этапа но и плей-офф?
—Матчи чемпионата мира на Урале будут сопровождать фестивали болельщиков. В Екатеринбурге они пройдут на центральной площадке в Историческом сквере. Кроме того, такие площадки запланировано открыть во многих крупных городах области. Ожидается, что фестивали посетят свыше 150 тысяч человек, которым не удастся попасть на стадион. Они смогут следить за ходом матчей на больших экранах, будут обеспечены питанием и медицинским обслуживанием.
К 2017 году необходимо провести реконструкцию Центрального стадиона с целью обеспечения его полного соответствия требованиям ФИФА к стадионам группового этапа. Таким образом, мощность объекта должна быть увеличена до 45000 зрителей. Сейчас стадион вмещает лишь 27 тысяч. Для этого будут применены технологии сборно-разборных трибун. Они опробованы уже в Европе. Поэтому, технические возможности для увеличения количества зрительских мест есть.
Губернатором поставлена задача провести матчи не только группового этапа, но и 1/8 и 1/4 финала. Матчи плей-офф проводиться не будут.
Сколько стоит мундиаль
—Месяц назад вы ездили в Москву защищать программу подготовки к чемпионату мира. Как успехи?
—В 2010 году, когда мы завершили 9 мая подписание документов – никто не верил в то, что все получится. Когда мы подписывали соглашение с организационным комитетом для формирования заявочной книги, было прописано, что город Екатеринбург берет на себя все обязательства, связанные с возможными разрушениями стадиона, городской и иной инфраструктуры. Это подписано было «легко», так как никто не верил и все были согласны с этими условиями.
—Вы рассказывали, что бюджет программы превысил 100 миллиардов рублей. Сколько в итоге согласовали?
—Говоря о бюджете программы, скажу, что мы среди тринадцати городов – претендентов на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года подавали свои «хотелки» для того, чтобы в них попытаться предугадать все, что возможно и в основном за счет внебюджетных средств, либо за счет средств федерального бюджета. Заявка действительно была более 100 миллиардов рублей, из них порядка 15 процентов мы рассчитывали на средства областного бюджета и бюджета федерации, а остальное – привлеченные средства, так называемые внебюджетные источники. Примером для расчетов у нас были источники бюджета, которые были в других странах, так как для России – это действительно новый проект.
—В течение двух недель звучали разные суммы, необходимые на реконструкцию Центрального стадиона. По-моему, от одного миллиарда рублей до десяти миллиардов. Во сколько же в итоге обойдется нам новый стадион?
—Когда будет готова проектно-сметная документация, мы сможем говорить о стоимости Центрального стадиона. Думаю, что сумма на проектирование стадиона составит около 800 миллионов рублей, возможно и больше, потому что речь идет о реконструкции объекта. Сейчас мы можем говорить лишь о стоимости исходя из расчета стоимости одного кресла, а это пять тысяч евро.
Что будет со стадионами после чемпионата?
—К 2018 году капитально реконструируют Центральный стадион, еще четыре спорткомплекса, построят четыре тренировочные базы для команд. Но, по сути, все эти объекты для одного события. Стадионы, как спортобъекты, будут востребованы после чемпионата? Есть ли у вас понимание, как дальше их использовать?
—Событие, которое пройдет в Екатеринбурге, не только престижно, но и экономически эффективно. Подготовка к нему напрямую повлияет на развитие инфраструктуры региона, улучшит инвестиционную привлекательность Среднего Урала, будет способствовать повышению качества жизни людей, и фактически изменит лицо области. Пройдет модернизация спортивной, транспортной, гостиничной, медицинской и инженерной инфраструктуры.
К 2015 году в Екатеринбурге будет создан межрегиональный центр – Академия футбола, главной задачей которого станет выявление и подготовка перспективных футболистов. Главным критерием их поддержки является высокий потенциал, достаточный для попадания в профессиональные футбольные клубы и молодежные команды страны. Уже скоро завершится строительство крытого футбольного манежа на Уралмаше, и это станет первым шагом на пути к полноценной Уральской академии футбола.
—Болельщиков, посетивших матч «Анжи» - «Урал», очень волнует вопрос, будет ли проводиться обучение сотрудников стадиона, ЧОПовцев и представителей полиции, как вести себя на мероприятиях международного уровня?
—Безусловно, обучение будет проводиться, оно подразумевает различные тренинги, установочные лекции, в том числе с приглашением экспертов ФИФА и оргкомитета «Россия – 2018».
—А каким образом будут распространяться билеты? Будет ли у простых болельщиков шанс купить билет на центральный сектор?
—Я уверен, нашим болельщикам комфортнее всего будет смотреть футбольные матчи по телевизору. Опыт посещения Олимпийских игр и Чемпионатов мира говорит, о том, что есть определенные «железные» квоты, которые должны быть предоставить болельщикам. А наша задача, как хозяев, – к нам привлечь болельщиков. Отмечу, что билетные кассы будут расположены во внешнем секторе стадиона.
—В рамках подготовки к чемпионату у министерства существенно добавится работы. Будет ли как-то меняться структура и состав министерства или часть обязанностей ляжет на плечи других министерств?
—Структура министерства не увеличится. Будет создана специальная организационная структура с наиболее оптимальной формой – автономная некоммерческая организация (по примеру Калининграда и Казани).
Просмотров: 4410
Автор: Евгений Катыхин