Показ в Екатеринбурге состоится 7 апреля.
В четверг, 7 апреля, в «КИНОДОМЕ» (Дом Кино) в прокат выходит фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», сначала запрещенный к показу, а затем 16 лет лежавший на полке.
Роман Булгакова экранизировали не раз. Существуют киноверсии поляков Анджея Вайды, Мачека Войтышко, югослава Александра Петровича. В 2005 году телеканал «Россия» показал 10-серийный телефильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Кара попытался соединить весь материал в большом киноромане, отнесся бережно и к тексту, и к его реалиям: подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе, особняк Маргариты — в особняке на Остоженке, а действие книги Мастера — в Израиле.
На передний план выведены две главные линии романа — Воланда и Человека и Иешуа и Пилата, и уже потом — любовная история Мастера и Маргариты. Только в конце все герои сходятся в одной линии, достигая пика булгаковского замысла — свободы. Гениальный Альфред Шнитке согласился написать музыку к этому фильму именно потому, что создателям картины удалось сохранить своеобразие романа.
Юрию Каре удалось собрать в картине поистине звездный состав. Роль Маргариты исполнила Анастасия Вертинская, Мастера — Виктор Раков, Воланда — Валентин Гафт, Коровьева-Фагота — Александр Филиппенко, Ивана Бездомного — Сергей Гармаш, Степы Лиходеева — Сергей Никоненко, Иешуа Га-Ноцри — Николай Бурляев, Геллы — Александра Захарова, Азазелло — Владимир Стеклов, Никанора Босого — Леонид Куравлев, Иуды — Игорь Верник, Левия Матвея — Лев Дуров, Иосифа Каифы — Вячеслав Шалевич. Не дожили, к сожалению, до дня премьеры Михаил Ульянов, сыгравший роль прокуратора Иудеи Понтия Пилата, Виктор Павлов, исполнивший роль кота Бегемота, Борислав Брондуков, воплотивший образ Варенухи, Спартак Мишулин, сыгравший Арчибальда Арчибальдовича.
Мистики, по словам Кары, на съемках хватало. Например, когда снимали одну из сцен в саду «Эрмитаж», на площадке появился не на шутку встревоженный режиссер одноименного театра Михаил Левитин и стал требовать прекратить съемку. Оказалось, что в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления и пленки плавают в кипятке. Об этом Левитину сообщил консультант фильма. Поначалу Левитин только посмеялся, но как только он положил телефонную трубку, в его кабинете тоже прорвало трубу горячего отопления, а его самого ошпарило кипятком. Съемки прекратились, поскольку случившееся расценили как недобрый знак, и до сих пор в театре, где это произошло, все углы окропляют святой водой. Прибегла к помощи светлых сил и съемочная группа: камеру перед съемками освятил батюшка — и полгода все было в порядке, но после того, как камеру поменяли, начались проблемы.
Несмотря на то что создатели картины стремились к тому, чтобы снимать все сцены именно в тех местах, которые фигурируют у Булгакова, поначалу выделенных на фильм денег было явно недостаточно, поэтому некоторые сцены решили снимать не в Израиле, а в Крыму.
Декорации древней Иудеи, по словам режиссера, соорудили в знаменитой Судакской крепости. У ее стен для массовки собрали сотни военных в соответствующих времени костюмах. В съемках также участвовали цирковые верблюды и ослики. Но прямо перед съемками оказалось, что, мало того что оператор отсутствует, так и пленку не привезли. В довершение всего в октябре пошел снег, что бывает в Крыму крайне редко. Кара вспоминал, как он отправился в Москву за пленкой и оператором — и опять новый знак: прямо напротив дома Булгакова на Садовом кольце сломалась его новая «Волга», полетела коробка передач. После этого съемочная группа решили снимать нужные сцены на Святой земле в Израиле.
В Израиле, в пустыне, снимали, по словам Кары, при жаре в 50 градусов. Из любопытства он сам хотел повисеть на кресте, но когда через 20 секунд Бурляев стал вопить: «Снимите меня!», решил не рисковать.
Сцену на Патриарших прудах из-за отсутствия трамвайных линий пришлось доснимать на других прудах — Чистых. Арбат снимали на Арбате. Многие жители этого культового места с интересом наблюдали из окон своих квартир за летающей на тросах отважной дублершей Вертинской — Наташей Дариевой — и за самой Вертинской, бесстрашно стоящей на крыше камервагена, проносившего ее мимо не всегда благодарного зрителя.
Самая драматичная сцена «Распятие Иешуа» снималась в пустыне в районе Мертвого моря. Автобус с приключениями все-таки добрался до места. И кресты на Голгофе — отечественные, сделанные на студии Горького, рассказывал Кара.
«Бал сатаны» снимали в усадьбе Марфино в 25-ти километрах от Москвы в середине августа 1992 года.
Не все было просто и с монтажом фильма. По воспоминаниям Кары, Вертинская, безропотно согласившаяся сниматься обнаженной, во время монтажа вдруг решила, что не все откровенные сцены должны войти в окончательный вариант фильма. Особенно она возражала против сцены бала, где ее поливали кровью. Актриса категорически отказалась озвучивать этот фрагмент, поэтому пришлось использовать черновые фонограммы, заглушая шум камер кваканьем лягушек.
На роль Маргариты претендовали многие актрисы, приезжали на пробы из Питера, Киева, других городов. Выбор пал на Анастасию Вертинскую — как ранее заметил Кара, Елена Майорова на пробах была лучше и тоньше, но «порода» Вертинской победила.
По словам режиссера, на съемках «голой» массовки дело доходило до анекдота: девицы валили толпами. В три комнаты, где сидели трое ассистентов, девушек заводили десятками, говорили «Раздевайтесь!», выбирали двух-трех с нормальными фигурами, остальных выпроваживали. Однако ночью забракованные по причине несовершенства форм дамы, пользуясь общим хаосом, раздевались в кустах и бежали сниматься. А потом требовали деньги. Так в кадре появились не самые привлекательные барышни. Однако режиссер подумал: на балу у сатаны могут быть самые разные личности, не обязательно модели. Вырезали из кадра только тех, у кого на шеях были заметны крестики — с этим на бал сатаны никак нельзя.
Помимо классических булгаковских персонажей, в картине фигурируют и такие фигуры, как Сталин, Ленин и Гитлер. Ранее режиссер пояснил, что это не перестроечная деталь и он сделал бы это и сейчас. Он вспомнил булгаковский текст: говорится, что потом пошли сотни лиц, среди которых Маргарита заметила огненную бороду Малюты Скуратова, Мессалину, Калигулу и других. Когда настала пора решать, во что одевать гостей бала, кто это будет, Кара задумался: кого там могла увидеть Маргарита, кроме упомянутых Булгаковым. Так, по его словам, возникла идея добавить главных политических деятелей 20-го века.
Как рассказала продюсер картины, реалии, с которыми столкнулась в 1994 году компания «ТАМП», осуществившая в эти сложные для российского кинематографа годы первую экранизацию «Мастера и Маргариты», были безрадостны. 1994 год ознаменовался полным развалом отечественного кинопроката и беспрецедентным «пиратством». Кроме того, решались спорные вопросы между режиссером и продюсерами. И еще один «сюрприз» — у бездетного Булгакова объявились «наследники» его авторского права (Сергей Шиловский) и предъявили свои права на уже готовую ленту, их требования фактически закрыли фильму дорогу на экран.
Просмотров: 1268
Автор: Наталья Токарева