Проекты в рамках биеннале пройдут сразу в нескольких городах Свердловской области.
II Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет в Свердловской области с 13 сентября по 22 октября. В этом году она разместится на площадках сразу в нескольких городах Среднего Урала. Так, в Екатеринбурге под основной проект будет отдано здание типографии «Уральский рабочий»; специальные проекты пройдут на площадках УЗТМ, «Уралтрансмаша» и завода по обработке цветных металлов, а также на Центральном стадионе. Арт-резиденции разместятся в Первоуральске на заводе горного оборудования, в Нижнем Тагиле в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», в Невьянске в государственном историко-архитектурном музее, в Верхней Салде в ОЭЗ «Титановая долина» и в Верхотурье на бывшем коньковом заводе.
Как отмечают организаторы, Уральская индустриальная биеннале — это уникальное по концепции и масштабу мероприятие, привлекающее большое количество зрителей. Биеннале, открывающиеся по всему миру, призваны заставить людей по-новому взглянуть на давно знакомое им окружение. Прошедшее два года назад первое издание биеннале привлекло не только большое количество художников с международной известностью, самых передовых кураторов, известных критиков, но и 60 тысяч жителей Екатеринбурга, отчетливо показав организаторам и администрации города и области востребованность подобного события.
Уральская индустриальная биеннале — не просто художественный проект, но и сотрудничество с бизнес-сообществом, действующими предприятиями и крупными компаниями Урала. Готовность региона принимать такой глобальный международный проект, как биеннале, — важное конкурентное преимущество Екатеринбурга в борьбе за проведение «ЭКСПО-2020».
Очень важно, что биеннале — не просто событие, которое внезапно случается раз в два года; это длящееся исследование уральской идентичности, и каждое следующее издание находится в диалоге с предыдущими, осмысляя не только сам контекст, но и накопленные знания. В этом смысле биеннале становится реальной возможностью поставить Екатеринбург на карту мира. II Уральская индустриальная биеннале продолжит работать с проблематикой, заявленной в рамках первого мероприятия: возвращение индустриальных территорий на карту города, где они уже не слепые пятна, а фабрики по производству символического капитала; взаимодействие «уральского» и «индустриального», которые с приходом пост-капитализма перестали быть синонимами. Основной задачей команда биеннале видит переосмысление как культурных форм постиндустриальной эпохи, так и актуализацию производственной составляющей новейших художественных процессов. Другими словами, очень важно не только что и в какой форме производит современный художник, но и то, как и для чего он это делает.
Структура II Уральской индустриальной биеннале многомерна: несколько кураторских проектов на бывших и действующих индустриальных площадках, взаимодействие с классическими институциями, работа приглашенных художников на предприятиях области и создание там арт-объектов. Наконец, интеллектуальная платформа, в работе которой примут участие знаменитые кураторы, критики и исследователи.
Основной проект II Уральской индустриальной биеннале обратится к проблематике художественного видения в современном мире исчезающего прошлого и нестабильного будущего. Название и эпиграф основного проекта — «Самое себя глаз никогда не видит» — цитируют «Доклад для симпозиума» Иосифа Бродского, написанного в 1989 году, накануне падения Берлинской стены. Это событие не только отметило момент крушения биполярного мира, но и ознаменовало начало эры неокапитализма, когда началось постоянное перемещение индустрий, культурных моделей, человеческого и денежного капитала. Бродский в своем докладе обозначил необходимость поиска проводника в условиях постоянных угроз и опасностей. Сегодня таким проводником-визионером может быть художник: он определяет точки максимального напряжения, создаваемые глобальными процессами, и тем самым нейтрализует заключенную в них опасность. Исследуя потенциал художественного видения, куратор основного проекта Ярослава Бубнова ставит вопрос о возможностях сохранения мира через искусство.
Спецпроекты биеннале будут расположены на крупнейших индустриальных площадках Екатеринбурга.
Дмитрий Озерков, руководитель департамента современного искусства Государственного Эрмитажа, будет курировать проект «От производства к произведению», в основе которого исследование сознания социума в эпоху кризиса производства и потребления, поиск новых общественных ориентиров в современной ситуации.
Критик и культуролог Валентин Дьяконов подготовит внеисторическую экскурсию, которая позволит осмыслить экспозицию классического музея как тотальную инсталляцию и оценить ее значение в потоке актуальных художественных и общественных процессов.
Совершенно особым образом в работу Уральской индустриальной биеннале вписана балетная постановка, созданная Екатеринбургским театром оперы и балета для площадки завода «Уралстрансмаш»: постановка отметит двойной юбилей — 100-летие Екатеринбургского театра оперы и балета и 195-летие завода. Одноактная постановка, срежессированная хореографом, танцовщиком и художественным руководителем театра Вячеславом Самодуровым, станет синтезом современной хореографии, электронной и классической музыки, актуального искусства и заводской архитектуры.
На территории семи городов Уральского федерального округа будет реализована программа арт-резиденций. Нижний Тагил, Невьянск, Первоуральск, Верхняя Салда, Верхотурье, Дегтярск и «заводские» районы Екатеринбурга (Уралмаш) примут художников на территории своих заводов и городских институций. Художники из США, России и Франции будут реализовывать свои site-specific (сделанные специально для конкретного места) проекты, исследуя культурное и индустриальное наследие каждого города и используя специфику и материалы промышленных предприятий, где расположатся резиденции.
Интеллектуальная платформа биеннале, проходящая в Екатеринбурге с марта 2012 года, представляет собой серию конференций, семинаров и круглых столов, организуемых совместно со стратегическим партнером платформы — Уральским федеральным университетом. Платформа привлекает международное экспертное сообщество к обсуждению тем, актуальных для города и региона, и ставит своей целью развитие языка, в рамках которого заинтересованные зрители могут осмыслить категории современного искусства.
Параллельная программа биеннале разрабатывает тему урбанистического развития в индустриальный и постиндустриальный период и ее отражения в художественных практиках как местных авторов, так и европейских зарубежных художников. Городская среда станет лабораторией для художественных интервенций, а проекты параллельной программы займут пространства галерей, выставочных залов и музеев Екатеринбурга и Свердловской области.
География Уральской индустриальной биеннале этого года станет по-настоящему глобальной: в рамках партнерства с биеннале ZERO1 (Сан-Хосе, США) будет создана резиденция в ОЭЗ «Титановая долина». Инновационный проект, запущенный в виртуальной реальности, станет основой для создания уникального художественного объекта на территории экономических зон Екатеринбурга и Сан-Хосе.
Бюджет Уральской биеннале на реализацию всех инициатив в этом году составит 18 млн. рублей: по 5 млн. рублей от администрации Екатеринбурга и правительства Свердловской области, а также 8 млн. от Министерства культуры РФ.
Учредитель — Министерство культуры РФ, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).
Соучредители — администрация губернатора Свердловской области, правительство Свердловской области, администрация Екатеринбурга.
Организатор — Уральский филиал Государственного центра современного искусства.
Соорганизаторы: Региональный общественный фонд содействия развитию современного искусства «Новое искусство», Центр поддержки и развития современного искусства «ZA ART».
Комиссар биеннале — Алиса Прудникова.
Куратор биеннале — Ярослава Бубнова.
Кураторы спецпроектов — Дмитрий Озерков, Валентин Дьяконов, Вячеслав Самодуров.
Просмотров: 2488