Владельцы неординарных проектов, отмечают, что в нынешних условиях не испытывают проблем с заполняемостью.
На фоне нестабильной экономической ситуации уровнень вакантных площадей в офисном сегменте Екатеринбурга неумолимо растет. Как отмечают в Уральской палате недвижимости, за 2014 год в классе «А» доля незанятых помещений увеличилась с 20 до 23 процентов. В сегменте офисов «В+» динамика была еще более существенной: с 2 до 11 процентов. В классе «В» доля вакантных площадей до сентября 2014 года даже сокращалась, однако уже в четвертом квартале вновь выросла до уровня годичной давности – 14 процентов. Эти данные свидетельствуют о том, что компании стремятся оптимизировать свои расходы и сэкономить на офисной недвижимости: кто-то меняет класс бизнес-центра на более низкий, кто-то «ужимается» на арендуемых площадях в 2-3 раза, кто-то переходит на услугу «офис на час».
Собственникам бизнес-центров остается только одно: бороться за арендаторов. Самый очевидный путь, так или иначе, связан с демпингом — скидками, акциями, дополнительными бесплатными услугами. Однако, судя по тому, что уровень вакантных площадей на рынке растет, такой подход не самый эффективный. Гораздо больший набор инструментов для привлечения арендаторов в условиях нестабильности имеют офисные объекты с нестандартной концепцией, считают эксперты рынка. К таковым можно отнести бизнес-деревни, бизнес-парки и деловые зоны, агропарки, коворкинги, офисы-жилье, арт-кластеры и прочее.
«Нестандартные офисы вполне могут потеснить классические бизнес-центры, — считает управляющий группы компаний «DTGroup Развитие Территорий» Марина Сухановская. – Ведь если в стране кризис или перенасыщение квадратных метров офисной недвижимости, то арендатор будет выбирать офис уже более скрупулезно. При этом, чем лучше продумана концепция, тем прибыльнее будет проект».
К сожалению, необычных офисных объектов в Екатеринбурге не так уж много. Но собственники тех немногих, что есть, отмечают, что даже в кризис не испытывают проблем с заполняемостью. Главное — трезвая оценка ситуации:
«В 2015 году даже январь, который для рынка традиционно отличается затишьем, стал очень активным месяцем. Конечно, здесь сыграли роль и экономическая ситуация, и концепция объекта, — рассказывает ведущий специалист по управлению имуществом «АСЦ «Правобережный» Ирина Естехина. – Изначально мы не совсем корректно оценили ситуацию с точки зрения уровня ставок, но быстро сориентировались и скорректировали цены с учетом нашего месторасположения. В результате с самого запуска объекта, а он фактически состоялся в сентябре, мы фиксируем стабильный спрос как на склады, так и на офисы. Идея сэкономить на логистике нашла отклик у участников рынка. Склады, которые строились как сопровождающие к офисам, расхватали как «горячие пирожки»: сейчас у нас осталось только два небольших склада, ориентированных на напольное хранение, при желании их можно объединить в один. Это все. Вакантных офисов тоже осталось не более 20 процентов».
Андрей Фролов, собственник коворкинга «Соль», также замечает, что спрос в последние месяцы вырос, но значительная часть потенциальных арендаторов неплатежеспособна.
«Нам постоянно поступают предложения о «бартере» — предоставление офисного пространства в обмен на услуги арендаторов. Это не наш вариант, мы всегда отказываем в таких случаях. Тем не менее, в кризис мы запустили в дополнение к коворкингу новый формат: комнаты для небольших команд. Сдали в аренду 100 процентов комнат еще до начала ремонта в помещении», — рассказал Андрей Фролов.
Также эксперты отмечают, что в случае необходимости временно отказаться от постоянного офиса, для некоторых небольших компаний решением может стать «офис на час». К примеру, в таком офисе команды могут проводить регулярные встречи, планерки и прочее.
Просмотров: 2101
Автор: Виктория Озорнина