Меня зовут Наталья, я из Москвы и продаю на Озоне товары из свего магазина. Отзывы по работе с “Озоном” пользуются огромной популярностью. Это неудивительно, ведь маркетплейс огромный и известный, поэтому многие хотят заработать с его помощью. Я перечитала много комментариев от разных продавцов (и хороших, и плохих), потом проанализировала собственный опыт — и теперь тоже хочу им поделиться. Понимаю, что очередной отзыв в духе “как это было” многим будет не интересен, поэтому хочу сделать что-то вроде памятки. Я предлагаю вам узнать, что нужно для продаж на Ozon, если вы новичок или только рассматриваете это направление. Возможно, мой опыт работы с “Озон” поможет вам избежать серьезных ошибок.
Читая отзывы от продавцов, я обратила внимание на одну странную, но повторяющуюся вещь. Если пользователи описывают негативный опыт, то обязательно где-то в тексте встретится информация о том, что они не читали условия работы. Для меня это, конечно, удивительно. По такому же принципу можно брать кредиты, покупать квартиры и машины. Если вы не читаете договор, а потом удивляетесь действующим условиям, — это, как минимум, безответственно.
Всем новичкам я очень советую ознакомиться с офертой и с разделом “Помощь партнерам” — там есть исчерпывающая информация обо всех правилах. Мой опыт работы с Ozon подсказывает, что без ознакомления с документами обязательно будут какие-то проблемы. Они и без того случаются, потому что площадка огромная, обороты колоссальные, а человеческий фактор никто не отменял. Но если продавец со своей стороны сделает все возможное, неприятных ситуаций будет гораздо меньше.
Также я очень рекомендую следить за новостями. Ozon публикует информацию о больших изменениях задолго до их введения. Редко что-то является сюрпризом, поэтому даже к сложным изменениям можно подготовиться. И если вы о чем-то узнали, не откладывайте это до последнего. Лучше сделать все с запасом — все-таки это ваш бизнес и ваша прибыль.
Ozon — это большая машина. Вряд ли кто-то заметит, если уйдет один небольшой продавец, так что держать руку на пульсе — это только в ваших интересах.
Дальше я хочу рассказать про некоторые стандартные моменты и изменения, которые обязательно нужно учитывать начинающим продавцам.
По поводу принтера в свое время было немало шума. Претензии продавцов были понятны — им опять пришлось потратиться и купить дополнительное оборудование для работы. Но тут есть два момента. Во-первых, сфера все больше расширяется и стандартизируется, поэтому наличие термоэтикеток теперь требуют на многих площадках. Во-вторых, сам “Озон” предупреждал о необходимости покупки принтера за месяц до того, как ввели новые правила. Да, не хотелось тратить около 7 тыс. рублей на новое устройство, но хотя бы не пришлось это делать в самый последний момент.
Вроде бы все знают, что вызов курьера платный, но все равно многие сталкиваются с сюрпризами. Дело в том, что все правила оплаты описаны в договоре и разделе “Помощь партнерам” — а их, как мы выяснили, мало кто читает. В результате продавцы рассчитывают на одну сумму, а потом с удивлением обнаруживают, что услуги курьера обошлись гораздо дороже. Поэтому я и говорю: не торопитесь сразу продавать — изучите все условия, посчитайте, сколько вы будете тратить и зарабатывать, а только потом начинайте работать.
Если услуги курьера не подходят, можно использовать самостоятельную доставку. Я сразу работала с первым вариантом, потом перешла на второй. Самостоятельная доставка мне нравится больше, но и тут подводные камни тоже есть.
В отзывах по работе с Ozon это самый спорный пункт. Он вызывает больше всего возмущений. Честно скажу, мне необходимость оформлять электронный документооборот тоже изначально не понравилась. Нужно было потратить деньги и время, а также научиться работать по новой системе — кому такое понравится. Но, как и в любых других ситуациях, привыкаешь даже к самым неудобным решениям. Оказалось, что ничего критичного в ЭДО нет.
Площадку можно понять, потому что им нужно контролировать огромный объем документов — при таких масштабах просто необходимы дополнительные инструменты. Например, я частенько слышала о том, что продавцы без ЭДО даже не подписывали документы, которые приходили им в личный кабинет. Здесь, видимо, такая же логика, как и с чтением договора. А если документов нет, Ozon не может вести нормальный документооборот. Так что в какой-то степени сами продавцы виноваты в этом нововведении. Теперь ЭДО обязателен для части поставок — и многим придется привыкать к нему по умолчанию.
Это тоже одно из последних нововведений. Если вы пытаетесь, разобраться, как продавцу работать с “Озон”, обязательно его учтите. Смысл изменений простой. Раньше, если вы одновременно отправляли с курьером несколько единиц товара, маркировать нужно было каждую из них — и этого было достаточно. Сейчас процедура такая: промаркировать каждую единицу товара, поместить их в одну упаковку и нанести маркировку уже на всю упаковку. Этикетка отправления наклеивается на постинг, а этикетка грузового места — на грузовое место. То есть для продавца добавились лишние действия. Упаковка теперь отнимает больше времени, плюс нужно покупать дополнительные материалы — те же мешки или стрейч-пленку в большем объеме.
Как пояснило руководство Ozon, это было сделано для того, чтобы отгрузка проходила быстрее: непосредственно самому курьеру, а также на сортировочных центрах, фулфилмент-фабриках. Очевидно, что компания старается оптимизировать процессы. Для покупателя, возможно, это не всегда удобно. Но одновременно каждый участник системы заинтересован в том, чтобы она работала четко и быстро — от этого будет хорошо всем.
Не скажу, что такая проблема случается часто. За все время работы (а это более трех лет) я столкнулась с задержкой вывода два раза. Если такое происходит, нужно обращаться в поддержку и разбираться, в чем была проблема. В обоих случаях пришлось ждать не очень долго — деньги вывели в течение нескольких дней. Новичкам важно понимать, что такие накладки бывают, но они решаемы — не нужно сразу паниковать и думать, что вас пытаются обмануть. Да и смысла в этом никакого нет — Ozon заинтересован в том, чтобы продавцы работали как можно дольше и успешнее.
Еще одно небольшое наблюдение добавлю из своего опыта и опыта моих друзей, которые давно и плотно работают на Ozon. Мы уже многократно убедились в том, что заходить на площадку с одним видом товара — это практически бесполезно. Разве что у вас что-то эксклюзивное и очень дорогое. Если вы реализуете обычную продукцию, нужно распределять силы и ресурсы минимум на несколько предложений — по-другому сделать хорошие обороты и нормально заработать вряд ли получится.
Если вы всерьез задумались, как продавцу работать с Ozon, то общая картина, думаю, вам уже понятна. От себя хочу сделать несколько выводов:
● Да, условия для продавцов не райские. Вы должны понимать, что будете работать с большой системой. А это по умолчанию означает, что будет много правил и не исключен человеческий фактор, какие-то ошибки.
● Возможности для заработков даже при всех сложностях довольно большие. Компания тратит колоссальное количество денег на привлечение новых покупателей. О многих вещах вам даже не нужно думать — а это очень удобно.
● Если хочется не просто продавать, но и развиваться, для этого тоже все сделано. Ozon постоянно проводит для продавцов (в том числе начинающих) какие-то мероприятия, встречи.
● Сам формат маркетплейса будет только развиваться. Мир меняется, люди уже привыкли заказывать товары онлайн — и обратной дороги точно нет. А это означает, что при правильном подходе в этой сфере вы всегда сможете заработать.
Как и абсолютно любое дело, торговля на маркетплейсах — это работа не для всех. Кто-то опустит руки при первой же неудаче, а кто-то сможет построить масштабный бизнес и заработать денег на несколько жизней вперед. Если вы хотите попробовать свои силы в этом направлении, я очень рекомендую это сделать. Только так вы поймете, остановиться на этом варианте или поискать что-то другое.
Фото: seller.ozon.ru.
Просмотров: 2393