В Свердловской области с участием журналистов и ученых состоялись лабораторные испытания, в ходе которых были изучены свойства образцов асфальтобетонного покрытия, изъятых на проспекте Космонавтов от улицы Старых Большевиков до улицы Совхозная и на перекрестке проспекта Космонавтов и Шефской в Екатеринбурге, где в сентябре-октябре в рамках реализации подпрограммы «Столица» было уложено новое дорожное покрытие.
Лабораторные испытания образцов дорожного полотна являются неотъемлемой частью проверки качества выполненных подрядными организациями дорожных работ. На первом этапе этой работы из дорожного полотна при помощи корноотборника извлекаются образцы, состоящие из слоев щебеночно-мастичного асфальтобетона, выравнивающего слоя. Далее они передаются в лабораторию для детального изучения.
Напомним, в ходе рейда, который состоялся при участии представителей общественности, правительства Свердловской области, администрации города Екатеринбурга, подрядной организации образцы асфальтобетонного покрытия визуально продемонстрировали соответствие проектным показателям.
Для получения итогового заключения о качестве нового дорожного полотна общественники вместе с журналистами отправились в лабораторию дорожно-строительных материалов, действующую при Уральском государственном лесотехническом университете.
В целом процедура испытаний занимает несколько часов. За это время распиленные образцы, керны, высушиваются, взвешиваются, затем погружаются в воду на полчаса, в течение которых происходит насыщение водой. После чего образцы вновь взвешиваются. На завершающем этапе лабораторных испытаний керны отправляются в вакуумную камеру, наполненную водой. Это позволяет в сжатые сроки сымитировать водонасыщение асфальта, происходящее в реальных условиях в межсезонье.
Зафиксировав полученные данные, по специальной математической формуле высчитывается уплотнение по водонасыщению. Так, по результатам исследований, водонасыщение двух кернов составило 1,77 и 1,63 процентов, что входит в рамки допустимых показателей не более 3,5 процентов.
Кроме того, по словам специалистов лаборатории дорожно-строительных материалов, асфальтобетон имеет высокий показатель уплотненности, что свидетельствует о том, что уложенный асфальтобетон на проспекте Космонавтов от Старых Большевиков до Совхозной и на перекрестке Космонавтов и Шефской в Екатеринбурге соответствует нормативным требованиям и такое дорожное полотно прослужит в течение длительного срока эксплуатации.
Вместе с тем, по словам руководителя лаборатории дорожно-строительных материалов, профессора Сергея Булдакова, с каждым годом в ходе лабораторных испытаний выявляется все меньше брака.
«Это говорит о том, что подрядные организации стали добросовестнее относиться к выполнению контрактных обязательств и не экономят на дорожных стройматериалах. Кроме того, регулирующие органы и правительство области усилили контроль качества дорожных работ», – подытожил Сергей Булдаков.
В частности, со вступлением в силу взамен устаревших СНИПов нового Свода правил ужесточились требования к толщине укладки всех слоев дорожного полотна, коэффициентам уплотнения, количеству отобранных образцов на площадь исследуемого покрытия. Кроме того, Свод правил предусматривает учет современной интенсивности автомобильного движения на ремонтируемых или строящихся участках загородных автодорог.
Вместе с тем, специалисты предлагают ввести такой дополнительный показатель качества и устойчивости дорожного полотна, как модуль упругости.
«Дорожникам важно учитывать и то, что располагается под «дорожной одеждой»: глина, грунт или горная порода. Это значительно влияет на то, насколько долговечным окажется уложенное дорожное полотно. Кроме того, преждевременный запуск автомобильного движения по новому асфальту без выдержки до трех суток также может привести к сокращению сроков службы асфальтобетона и скорейшему появлению колейности и ям», – сказал начальник лаборатории Сергей Булдаков.
Фото управления пресс-службы и информации правительства Свердловской области