Руководство стройкой осуществляло управление НКВД по Свердловской области.
В Екатеринбурге в начале 1941 года на месте аэропорта Кольцово располагался небольшой аэродром для тренировок летно-подъемного состава: на поляне между болотом и лесом выровняли почву и создали дерновой покров, по которому и взлетали самолеты. Решение о строительстве взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием было принято еще до начала Великой Отечественной войны, но непосредственно строительство прошло в кратчайшие сроки — всего за 114 дней, рассказали в аэропорту Кольцово.
Руководство стройкой осуществляло управление НКВД по Свердловской области. Техническую документацию готовил «Военторг» УралВО. Немало подробностей о создании первой полноценной ВПП Кольцово помогает узнать объяснительная записка по годовому отчету особого строительства № 0063 за 1941 год, которая хранится в Государственном архиве Свердловской области.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области
«Решением Правительства перед строителями была поставлена задача – закончить строительство объекта в период времени с апреля по октябрь месяц и сдать его в эксплуатацию не позднее 1 октября 1941 года. Задача эта была выполнена. Общая стоимость работ в этот период период времени был определен ценой сметно-финансового расчета в сумме 18990 рублей. В последствии сумма в программе работ на 1941 год была сокращена до 14306 рублей», – говорится в отчете начальника особого строительства №63 НКВД Земляниченко.
Масштабная стройка в столь короткий период потребовала мобилизации внушительных сил и средств. На строительство было брошено около 1,5 тысячи человек. Однако по большей части это были неквалифицированные рабочие из числа заключенных.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области
Хуже дела обстояли с укомплектованностью стройки техникой.
«Отсутствие фондов на материалы, несвоевременное получение авто-гужетранспорта, срывы ж/д перевозок — все это тормозило строительство и приводило к нарушению графика работ. Удовлетворение механизмами по линии мобилизации было недостаточным. Строительство предприняло ряд мер по подысканию недостающих механизмов внутри области и таким путем часть механизмов и оборудования были получены в арендное пользование», – говорится в объяснительной записке.
И все-таки общая обеспеченность строительства техническими средствами оставалась низкой. Скажем, выемка лишь 55 тысяч кубометров грунта из более чем 300 тысяч была произведена механизированным способом. Только половина щебня была заготовлена при помощи оборудования. Остальное делалось вручную.
Тем не менее, потребовавший от людей невероятных усилий ввод в строй километровой взлетно-посадочной полосы в итоге во многом стал определяющим фактором дальнейшего развития Кольцово. С 1942 года здесь начали испытывать революционный самолет БИ-1. В 1943 году аэропорт получит статус гражданского, в этом же году он станет важным транзитным пунктом для поставок союзниками авиатехники по ленд-лизу.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области
Просмотров: 2400
Автор: Редакция JustMedia.ru