Учителя Свердловской области собираются бастовать против областных властей, порезавших их зарплаты.
В то время, как Владимир Путин встречался в Пензе с ОНФ и учителями из разных регионов страны на форуме «Качественное образование во имя страны», активисты Народного фронта на Урале Евгений Артюх и Жанна Рябцева гасили очередные народные волнения в Верхней Салде.
Новая горячая точка на карте области должна стать серьезным звоночком для губернатора Евгения Куйвашева, который в самый разгар скандала путешествовал в компании лояльных ему депутатов ЗакСО по Белоруссии. Учителя из Салды призывают коллег из других муниципалитетов объединиться и объявить всеобщую педагогическую забастовку.
По словам доверенного лица Владимира Путина, депутата ЗАкСО Евгения Артюха, директор одной из салдинских школ попала в больницу с сердечным приступом, а педагоги обратились за помощью в штаб ОНФ:
- Мы поехали туда экстренно, потому что в ОНФ поступило письмо от учителей, что у них произошло снижение зарплаты. Приехали, там такая напряденная обстановка, в школу пришли учителя из разных школ. Всего было около 30 человек. Сначала нам не хотели разрешать проводить встречу в школе, поскольку администрация запретила директору проводить в школе мероприятия. Нас предупредили, что если мы соберемся, нас привлекут к административной ответственности за несанкционированный митинг. Мы спокойно сказали: стоп, товарищи. Мы тут не какая-то антиправительственная экстремистская организация, мы - Народный фронт, наша задача мониторить исполнение указов Президента. А раз пришел сигнал, мы приехали встречаться с учителями.
Замминистра образования Алексей Пахомов обещал компенсировать все недополученные педагогами деньги. |
После этих слов нам открыли актовый зал, и мы провели собрание. Учителя начали показывать свои платежки. Одна сказала, что получала 29 тысяч, а теперь 20. Другая пожаловалась, что у нее всего 15 тысяч зарплата. У кого-то 21 тысяча. И это при больших нагрузках. Если нормативная нагрузка 18 часов, там они называли 20, 23, 30 часов. Т.е. большие нагрузки, а зарплата упала. Подошли глава администрации и замминистра Пахомов (Алексей Пахомов, заместитель министра среднего и профессионального образования Свердловской области – прим. ред.). Начали выяснять. Министерство говорит: деньги есть, это не проблема, а просто сбой. Глава подтвердил: да, это сбой, мы ошиблись, не ту сумму заказали, меньше на несколько миллионов. В общем, все свелось к тому, что и деньги есть, и нет никакой проблемы. Мы спросили: раз произошел сбой, людям, которым не доплатили, все компенсируют? Да-да-да, им компенсируют в следующем и в ближайшие месяцы. Такой вот разговор был вчера. Почему произошел сбой, ответа нет.
- Причем сбой сразу в нескольких муниципалитетах…
- Да, кажется, что это какое-то искусственное объяснение. Но при этом под камеры, под протокол Пахомов заявил, что люди получат разницу. Все длилось достаточно долго, люди вставали, каждый свою историю рассказывал, все кипели, и это чуть ли не перерастало в митинг. У нас не было цели митинг проводить, мы с Жанной Рябцевой людей успокоили, начали говорить и зафиксировали свою позицию, что снижение зарплаты не должно происходить, мы считаем, что проблема со снижением зарплат учителям в Верхней Салде есть, указ президента выполняется не в полной мере и что минобр обещал людям компенсировать потерянные деньги. Кроме того, предупредили, что будем мониторить, чтобы не было репрессий в отношении учителей, потому что директора шестой школы до больницы уже довели. Она начала говорить учителям, что это она во всем виновата. На нее давление, видимо, оказывалось. Сейчас во многих муниципалитетах идет процесс давления на директоров, что это они неправильно распределяют, управляют деньгами, а у самих какие зарплаты. Формируют у них комплекс вины. И начинаются проверки всего – от хозяйственных вопросов до зарплат. Мы считаем такое давление неправильным. Когда разговариваем с директорами, они жалуются: нас обвиняют, что неправильно распределяем, а нам и распределять-то нечего, потому что денег нет.
Председатель свердловского исполкома ОНФ Жанна Рябцева вместе с Евгением Артюхом тушит учительские волнения в регионе. |
Мы, ОНФ, считаем, что причиной это кризиса стала позиция областного правительства, которое, скорректировав прогноз социально-экономического развития и уменьшив уровень средней зарплаты по региону для 29 870 рублей, что в принципе может быть, урезали субвенции муниципалитетам на сферу образования на 164,5 миллиона. Вот где проблема, откуда деньги потерялись. Из-за урезания субвенций, деньги не дошли до школ. Сейчас, чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре, областное правительство сделало крайним министерство образования. У Биктуганова из его сферы изъяли деньги, теперь ему приходится ездить, тушить локальные пожары. В результате находятся объяснения, что это на местном уровне, в школе конкретной косяк.
Мы считаем, что проблема все-таки системная. Сейчас работаем, как группа быстрого реагирования. Позвонили, мы поехали. Написали, мы поехали. А есть факты, когда учителя не хотят официально заявлять. Пишут в личку в Фейсбуке, по электронной почте, но отказываются официально позицию обнародовать, потому что боятся. Вчера это тоже обсудили, Пахомову сказали, что никаких репрессий в отношении учителей и директоров быть не должно. Чтобы ведьм не искали. Вопрос важный, это указ президента. Такая ситуация. Телефоны свои оставили, будем мониторить исполнение обещаний по выравниванию зарплаты. И пригласили представителей школ, там их было 4 или 5, на расширенное заседание рабочей группы по образованию в Екатеринбурге.
- А как вы оцениваете реакцию губернатора и деятельность комиссии, которая расследует причины снижения зарплат?
- Сначала реакция губернатора была неправильной. Он не признавал проблему. Я не знаю, почему он это делал. Может его подчиненные так перед ним отчитывались. Он даже говорил, что это как банковский кризис. А потом были вынуждены признать проблему. Что на сегодня уже хорошо? Я считаю, что мы силами общественности, Народного фронта и СМИ заставили областную власть более объективно и адекватно посмотреть на эту проблему. Создали они рабочую группу. Сегодня каждый день на площадке министерства образования с 9 утра по каждой территории заседают…
- А толку? Читаю, что они там обсуждают и к каким выводам приходят, создается впечатление, что придумывают себе оправдания. Вместо того, чтобы признать, что скорректировали прогноз, снизили уровень средней зарплаты, порезали субвенции муниципалитетам, они обвиняют муниципалитеты в том, что те не предоставили обоснования для увеличения субвенций. При этом режут уже подтвержденные субвенции…
- Была допущена стратегическая ошибка в работе с бюджетом. Посягнули на святое. На это лезть не надо было, это защищено указом президента. Более того, учителя рассказывали: смотрим телевизор, а там говорят, что зарплаты растут, губернатор отчитывается перед президентом, что у нас все нормально. Они это видят, их это задевает. При работе с бюджетом не надо было трогать учителей. Цена вопроса – 164,5 миллиона рублей. Нужно было искать какие- то другие источники, резервы. И об этом, кстати, не только я говорю. Терешков (Владимир Терешков, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Заксобрания области – прим. ред.) неделю назад на фракции «Единой России», где мы тоже обсуждали этот вопрос и где был Биктуганов, сказал, что на это посягать нельзя. В противном случае мы получим социальный конфликт. Нам надо было в чем-то ужаться, изыскать другие резервы, где возможности есть.
И самый главный вывод – от достигнутого снижать нельзя. Допустим, это может произойти, в экономике произошло замедление темпов, допустим, от этого снижение средней зарплаты, хотя она тоже прогнозным путем у них выведена. Но это же не значит, что можно взять эту защищенную статью учительскую и резать назад. Это фактически дискредитация указа президента. Потому что вчера эмоциональные педагоги кричали: нам президент обещал, мы за него голосовали, а теперь это все не выполняется. Т.е. они уже подошли к политическим выводам. Дальше можно было выравнивать среднюю зарплату, не трогая учителей, потому что все равно зарплаты будут подрастать. Я дорожную карту по Екатеринбургу смотрю, ее ведь тоже не от фонаря брали. Рост заработной платы существенный, каждый год чуть ли не по две-три тысячи рублей плюсом к тому, что есть у учителей. Поэтому сегодня это звучит, как оправдание.
- Все-таки на форуме в Пензе наши учителя сообщили Путину о проблеме?
- Я пока не знаю. Но в рамках подготовки к форуму эта информация нами была передана в центральный штаб ОНФ, а оттуда в администрацию президента. Они в курсе этой информации. Озвучили ее или нет, я не знаю, вчера поздно вернулся и у меня сел телефон. У нас две темы было – детский дом и зарплаты учителей. Озвучены, не озвучены, в любо случае эти две темы в аналитической справке есть.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Максим Иванов, депутат Заксобрания Свердловской области («Единая Россия»):
- Педагоги из Артемовского звонили по поводу снижения заработной платы, но они запуганы, боятся обращаться, потому что начиная от главы муниципалитета и заканчивая управлением образования к ним применяют репрессии. Педагог рассказал, что зарплата сократилась где-то на семь тысяч рублей, и директорам, и управлению образования сообщили о снижении фонда заработной платы. Люди, выдавая те же часы, стали получать меньше и, конечно, не довольны этим. Ко мне уже обращались по этому поводу в июне, сейчас повторно. Поступают жалобы из Алапаевского района. Там педагог получал, например, 30 тысяч рублей, а стал получать 21 тысячу. Насколько я понял, в ситуации обещали оперативно разобраться. А вот в Туринске, где я был с рабочим визитом на прошлой неделе, проблемы нет.
Просмотров: 9211
Автор: Евгений Катыхин, Татьяна Рябова
Фотограф: Алексей Колчин