Уже к концу 1929 года 10 имеющихся в городе вагонов перевезли более 1 млн пассажиров.
Трамваи в Свердловске быстро стали популярными среди населения. Уже к концу 1929 года 10 имеющихся в городе вагонов перевезли более 1 млн пассажиров. И это несмотря на высокую стоимость проезда и полное отсутствие комфорта. В электротранспорте того времени не было отопления, а водители управляли вагонами стоя.
О главных проблемах трамвайщиков тех времен, греющихся кирпичами ваговожатых и внешнем виде первых в городе трамваев, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».
Пуск трамвайной линии к Ленинской фабрике, 1930 год |
Свердловчане гордились запуском трамвая, но уже практически сразу после начала движения одна за другой стали возникать проблемы. Увеличивался пассажиропоток. В часы пик трамваи переполнялись так, что в них невозможно было зайти. И это несмотря на довольно высокую стоимость проезда в них.
Открыли трамвайное движение в столице Урала двухосные вагоны серии Х Мытищинского завода |
Так, согласно данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», за одну остановку пассажир должен был заплатить 15 копеек, за проезд от Горсовета (бывшая Цыганская площадь) до железнодорожного вокзала – 30 копеек. Тогда как 2 версты на автобусе (одна остановка) обходились всего в 2 копейки.
Трамваи серии Х были деревянными и обшиты листами железа |
С наступлением зимы нарушалась регулярность движения. Трамвайные пути заносило. На борьбу со снегом поднимали рабочих промышленных предприятий. У каждого был свой участок.
Одна из первых моделей снегоочистителей |
Не отличались первые трамваи и особенным комфортом.
По словам директора музея ЕТТУ Алексея Медведева, открыли трамвайное движение в столице Урала двухосные вагоны серии Х Мытищинского завода. Трамваи были деревянными и обшиты листами железа. Изначально двери были по обоим бортам вагонов. Только в 1952-1953 годы по левому борту они были демонтированы. Двери открывались вручную. Иногда люди выскакивали на ходу, когда трамвай снижал скорость на поворотах.
Разворотных колец на конечных станциях не было, поэтому вагоны были двухкабинными. Первые трамвайные кольца появились в нашем городе только в 1950-е годы.
Вагоны освещались лампочками Ильича, которые не закрывались плафонами.
Трамвайные пути заносило |
Трамваи в то время были неотапливаемыми. Чтобы согреться, водитель клал горячий кирпич под ноги, который ему давали на конечных станциях. Этого тепла хватало на пару остановок. Кроме того, первоначально управляли трамваем стоя. Считалось, что работа водителя очень легкая, поэтому при движении он может уснуть. Сиденья в кабины вагоновожатых поставили примерно в 1950-е годы при модернизации.
Чтобы согреться, водитель клал горячий кирпич под ноги |
«Первые мытищинские вагоны серии Х не отличались комфортом. Вагоны были тогда не удобны ни для пассажиров, ни для нас - водителей. Особенно трудно было зимой. Чтобы меньше мерзнуть, обычно работали стоя. На конечных остановках отогревались в теплушках. Еще со стеклами была беда, их весь день оттирали глицерином», - вспоминает один из первых водителей трамвая Андрей Ионинов на страницах книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 года.
Решетка безопасности, которая в случае экстренной остановки опускалась до уроня рельсов |
У вагонов серии Х была решетка безопасности, которая в случае экстренной остановки опускалась до уровня рельсов. Человек попадал не под колеса, а на нее. Несмотря на это, несчастные случаи в первое время появления в городе трамваев все же случались.
Изначально двери были по обоим бортам вагонов |
«Граждане, еще не видавшие такого транспорта, лезли на рельсы, беспечно катались на открытых площадках. Уже через неделю начала движения газета «Уральский рабочий» вынуждена была призвать земляков: «Не нарушайте правила езды». За столь короткий срок произошло несколько несчастных случаев, причем два – со смертельным исходом. Особенно безобразничали мальчишки», - отмечается в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 года.
Алексей Медведев в кабине трамвая серии Х |
На чешских моделях трамваев, многие из которых до сих пор курсируют по нашему городу, таких решеток нет. Но зато до сих пор сохранился рукав песочницы – шланг перед колесом, который позволяет увеличить скорость остановки трамвая при экстренной остановке.
Контролер скорости |
«Приборная панель и набор элементов управления того времени были простыми. Контроллер скорости, дворники, рычаг песочницы, манометр давления воздуха в тормозной системе, стояночный, воздушный и ручной тормоза, педалька-звоночек – вот и все, что нужно для движения трамвая», - отмечает Алексей Медведев.
Один из трамваев серии Х отреставрирован и сегодня стоит на территории Южного трамвайного депо вместе со своими более молодыми электрическими собратьями. Здесь же рядом со зданием бывшей начальной дореволюционной школы (ул. Фрунзе, 35 «г») можно увидеть одну из первых опор контактных сетей, которая была сделана без сварки на заклепках еще в 1929 году, но до сих пор работает.
Ручной тормоз |
При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесь, здесь, здесь, трамвайного –здесь и здесь.
Просмотров: 12626
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Владислав Бурнашев