Известный уральский политолог рассуждает о том, почему Евгений Куйвашев продавливает реформу МСУ, и чем это ему аукнется.
Действия властей Свердловской области в вопросе реформы местного самоуправления кажутся нелогичными. Еще в конце прошлой недели полпред Игорь Холманских призвал не спешить с принятием законов, а уже в этот вторник депутаты Заксобрания, игнорирую мнение городских коллег, приняли в трех чтениях законы, позволяющие дробить Екатеринбург и другие крупные муниципалитеты на районы.
Впрочем, политолог Сергей Мошкин логику в действиях Евгения Куйвашева усмотрел. Однако, по его мнению, от поражения губернатора это не спасет:
«Законы, которые Заксобрание принимало во вторник – не окончательный вариант, что все, дробление будет. Это скорее возможность, которую можно включить в любой момент. В данном случае, когда Холманских говорил, давайте не спешить, он говорил именно потому, сегодня в Челябинске приняли эти все мероприятия, город разделили, но поскольку не готова как федеральная законодательная база, в частности, налоговый кодекс, так и региональная, они сейчас бултыхаются и сами не рады, что поспешили. Ну, например, у районных администраций, как отдельных муниципалитетов, на 2015 год не будет бюджета, как такового. По-прежнему будут на сметном финансировании сидеть. И в этом-то смысле Куйвашев не противоречит установкам Холманских. Потому что принятая база – это рамочная возможность, которая может быть включена, но пока не включена. Дата пока еще не определена. И всем участникам этого процесса – и городу, и области, и полпредству – очевидно, что действительно формальных юридических процедур, технологических, экономических пока не прописано. Надо же муниципальную собственность делить, надо же полномочия делить, что останется городу, что достанется районам и так далее. Конечно, можно все это на бумаге прописать. Но уже сейчас челябинцы жалуются, что идет сплошное дублирование, повторение полномочий, и у меня складывается ощущение, что они сами этому не рады.
У нас таким же образом ситуация развивается. Куйвашев давит, потому что он совершенно четко чувствует, откуда ветер дует. Все-таки федеральный центр не затеивал бы эту реформу, если бы ее не захотел. Но при этом все шаги, которые уже сделаны, несмотря на то, какие они быстрые, это пока лишь вариативная возможность, не более того. И при этом он всегда может полпреду сказать: так я и не тороплюсь, подождем, когда законодательная база созреет, пока другие вопросы порешаются. Город в свою очередь, тоже ссылаясь на слова полпреда, играет в эту игру. Город заинтересован в том, чтобы муниципальной реформы не было вообще в таком виде, как ее предлагают. Но не в силах что-либо изменить, поэтому всячески затягивает. И апеллируя к словам Холманских, говорит: так просит же полпред не торопиться. Вся драма ситуации в том, что город в этом плане никто слушать не будет. Как бы горожане не высказались на общественных слушаниях, это будет носить лишь рекомендательный характер, а решение будет приниматься Законодательным собранием. Потом закон будет подписывать губернатор. И в этой ситуации, как ни цинично, мнение города - это дело десятое. И в этом не только весь драматизм, но и нарушение конституционных норм, поскольку Конституция предполагает, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, а здесь мы видим как раз факт того, что государственная власть в лице региональных властей – Заксобрания и губернатора - фактически навязывают волю, как должна быть устроена власть на местах.
Сейчас идут, что называется, кабинетные бои. Город затягивает принятие решений, а губернатор настаивает, но оставляет вариативные возможности. А полпред играет роль посредника и в то же время пытается быть над схваткой.
А самый большой пробел всей этой поспешности, что реально никто не представляет, как это сделать в рамках действующего законодательства, не только 131-го закона, но и всего свода законов. Как это выполнить технически с экономической, с управленческой точки зрения, пока у всех одни вопросы, в том числе у челябинцев.
Почему так быстро? Весь смысл реформы заключается в том, чтобы лишить крупные города самостоятельности. Это не первый раз. Взять хотя бы институт сити-менеджера, который повсеместно навязывается. В данном обновленном варианте сити-менеджера столичного города будет утверждать фактически губернатор, у него будет 50 процентов голосов в комиссии. Его влияние заведомо усиливается. Как таковой городской думы, отдельно избранной, не будет. Она будет состоять из представителей районов. Создается достаточно много звеньев, все это прикрывается демагогической фразой о приближении власти к народу, но на самом деле за всем этим кроется именно стремление государственной власти рулить делами муниципалитетов. Они и так рулили во многом, а тут еще подкрепляется законодательно. Тему никто не снимает, и Куйвашев, как губернатор, прекрасно понимает, что центральная власть это затеяла для чего-то. Значит надо это делать, вот и все. Тем более, пример челябинцев всех подзуживает.
Если говорить о политических потерях и приобретениях, тут все зависит от того, насколько долго он проработает. Слухи всякие ходят. И пока не понятно, когда эта система будет реализована. Город спать не будет, и общественность все равно будет возбуждаться под угрозой расчлененки. Сейчас пока пикировка идет на кабинетном уровне, но при дальнейших шагах, когда уже будет адрес с конкретными датами и сроками, активность политическая, в том числе уличная, безусловно проявится. Ну а опыт показывает, что в такой активности губернатор проигрывает. В этом смысле у него очень уязвимая позиция перед лицом горожан. Ведь эту процедуру очень легко перевести в хлесткий политический лозунг и во всем обвинить губернатора. Разделил город, расчленил, да все, что угодно. Мы жили в одном городе и вдруг оказались в разных муниципалитетах. Так что потери, несомненно, будут именно в пиаровском, пропагандистском смысле. Ну а когда начнется управленческий хаос, тут все понятно само собой. Виновный сразу будет назван».
ФОТО из Фейсбука Сергея Мошкина.
Просмотров: 6147
Автор: Евгений Катыхин