Ласковый и нежный зверь: Екатеринбургский зоопарк превратил главного ветврача Татьяну Суркову в экстрасенса, снайпера и актрису. СПЕЦПРОЕКТ

Добрый доктор рассказала JustMedia, как вылечить животное, не заходя к нему в вольер.

 

Этих людей можно назвать если не единственными, то уж наверняка одними из немногих. Они занимаются тем, чему подавляющее большинство никогда не научится. JustMedia продолжает спецпроект,посвященный редким профессиям. Герои наших репортажей расскажут, как они стали профессионалами в своих сферах, зачем нужна их работа в современном мире и поделятся секретами своих профессий.

 

…Профессия ветеринарного врача не такая уж и редкая, если только ты не ветврач Екатеринбургского зоопарка. В стенах звериного царства такой труд в одночасье становится уникальным. Еще бы, ведь пациенты здесь не только необычные, но даже экзотичные, и к каждому нужно подобрать свой «ключик».

 

Ветврачи зоопарка ставят диагноз на расстоянии

 

Главный ветеринарный врач Екатеринбургского зоопарка Татьяна Суркова переступила порог зверинца десять лет назад, будучи студенткой третьего курса Уральской государственной сельскохозяйственной академии. За время практик привыкла к питомцам настолько, что уже не смогла с ними распрощаться.

 

Ветврач находится в непрерывном поиске информации

Зоопарк может похвастать видовым многообразием животных, поэтому ветврачу расслабляться некогда. Без самообучения и обмена опытом с коллегами — никуда.

 

«Скучной работу уж точно не назовешь. Каждый день, проведенный в зоопарке, непредсказуем, животные не предупреждают, когда заболеют. Местный ветврач отличается от сотрудников ветеринарных клиник тем, что видит своих подопечных ежедневно. Это в какой-то степени облегчает труд, поскольку ты уже изучил животных и замечаешь любые изменения в их поведении»,— рассказывает JustMedia Татьяна Суркова.

 

Она не скрывает, что трудностей в работе ветврача немало. Главная из них заключается в том, что диких животных, даже если они живут в зоопарке, в руки не взять. Нужно суметь поставить диагноз при осмотре на расстоянии. Попробуйте-ка потрогать белого медведя.

 

«Отсутствие контакта осложняет дело. Порой мы ощущаем себя экстрасенсами. Бывали случаи, когда меня просили осмотреть домашних кошек и собак. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что наблюдала за животным со стороны, изучала зверя, расспрашивала владельца о его состоянии, после чего ставила диагноз. Однажды меня спросили: «Вы даже слушать не будете?». А я в ответ: «А что, можно?». Это какая-то профессиональная деформация — работать на дистанции»,— смеясь, говорит главный ветврач зоопарка.

 

По словам Татьяны, посетители зверинца частенько интересуются, как же ветеринары заходят в клетку к тиграм.

 

«Да никак! Все мы люди здравомыслящие и заглядываем в вольер, только если есть необходимость в наркозе или транспортировке зверей. Радует тот факт, что время не стоит на месте. Сегодня мы можем использовать современные обездвиживающие дистанционные технологии. Так, в работе с хищниками и опасными животными применяем ружья со стреляющими шприцами»,— рассказывает Татьяна Суркова.

 

Первыми «мишенями» врачей были мешки с соломой и спинки мягких стульев

Оказывается, что ветеринары используют оружие не только для того, чтобы «обезвредить» зверя, но и для того, чтобы его подлечить. Не все питомцы любят принимать таблетки, поэтому врачам приходится всячески изощряться и придумывать нестандартные способы подачи лекарств. Главное, чтобы больной не заприметил «угощенье».

 

«Белые медведи любят выплевывать таблетки, как семечки. Хищные животные чувствительны, обмануть их крайне тяжело. Ветеринарам приходится хитрить, а если ничего не выходит, в ход пускают стреляющие шприцы»,— делится наблюдениями Татьяна.

 

Еще один немаловажный элемент в работе ветврача — кожаные перчатки, которые призваны защищать руки сотрудников зоопарка от укусов зверей. Животные, как и люди, не любят докторов, поэтому порой ведут себя агрессивно.

 

Багаж ветврача нелегкий на подъем, без хорошей физической подготовки не обойтись

«Не обойтись в работе и без сачков. У нас их так много, что дети бы позавидовали. Эта обычная конструкция дает возможность не только быстро поймать зверя, но и удерживать его. А вообще, фиксационных средств море, и мы постоянно ищем что-то новое, но только то, что не навредит подопечным и будет удобно в обращении»,— отмечает главный ветврач.

 

Костюмированные шоу для злопамятных приматов

 

На вопрос JustMedia, кто из питомцев зоопарка чаще обращается за помощью к местным докторам, Татьяна отвечает:

«Хищники. У них цикличность в размножении достаточно частая. Тут требуется постоянное внимание».

 

Выяснилось, что ветврачам просто необходимо изучить каждый вид животных и знать особенности поведения зверей. Например, для птички грусть — почти предсмертное состояние, а хладнокровная рептилия, которая лежит без движения, может как отдыхать, так и приболеть — тут сразу и не разберешь.

 

По мнению главного ветврача, птицы — самые благородные пациенты

Есть у Татьяны Сурковой и свои любимчики — птицы. По словам главного ветврача, это благородные пациенты.

 

«Ловишь их, они убегают. Однако как только животное оказалось у тебя в руках, знаешь наверняка: если ты ее за клюв подержишь, значит, она тебя не клюнет, если когти зафиксируешь правильно, то и тут опасности не жди»,— рассказывает Татьяна.

 

Труднее всего работать с приматами: они умные и хитрые. Таким животным лекарство в корм не подмешать, к тому же обезьяны, оказывается, злопамятны.

 

«Когда обследуем этих животных на туберкулез, они запоминают, кто из врачей причинил им боль. Своих «обидчиков» приматы знают в лицо, поэтому ветеринары все время ломают голову над тем, как же перехитрить животное и замаскироваться. Бывает, что когда идем в гости к обезьянам, меняем одежду»,— делится с JustMedia Татьяна.

 

С другой стороны, обидчивых приматов можно хоть как-то приручить. Порой они сами подходят к решетке вольера, давая понять, что не прочь подлечиться. Вот только успех обеспечен лишь в том случае, когда ветврач докажет, что он хороший доктор, а для этого необходимо каждый день навещать животных и приносить им вкусности.

 

«У шимпанзе Мартины хроническое воспаление уха, ее нужно частенько осматривать. Заходить внутрь вольера не рекомендуется, поскольку шимпанзе достаточно опасные животные. Именно поэтому ветеринары приучили питомца подходить к врачам на максимально близкое расстояние. Когда говоришь: «Марта, ухо!», она просовывает голову сквозь решетку. Говоришь: «Марта, носик!» — и можно даже закапывать капли. Это упрощает работу»,— отмечает главный ветврач зоопарка.

 

Татьяна Суркова навещает андского кондора Жаклин. Птица не сразу идет на контакт

Однако Мартина не только умная, но и весьма вредная обезьяна. Она любительница всего блестящего, поэтому, если врач не даст питомице дотронуться до интересующего ее предмета, жди укуса.

 

«Не могу не отметить, что мне нравится работать с шимпанзе Джоном. Это настоящий джентльмен. Он любит женщин и, если начинает осматривать и вычищать твои ногти, значит, признает «своим человеком». Если же Джона спрашиваешь, где болит, он может указать врачу на источник боли. С умными животными всегда приятно работать»,— говорит Татьяна.

 

Ветврачи зоопарка стараются найти подход к каждому питомцу. Они знают, кого из животных можно приручить, а к какому зверю лучше не соваться.

 

Вспоминаем с Татьяной ее главные профессиональные победы. Она рассказывает о «втором рождении» андского кондора Жака. Хищная птица пережила анафилактический шок и, как следствие, удушье.

 

«Благо команда ветеринаров была на месте. Мы, честно говоря, думали, что не откачаем птицу. Был большой риск, поэтому с гордостью отмечаю, что сотрудники сработали четко, ведь любое промедление могло стать для птицы смертельным»,— вспоминает Татьяна.

 

Ветврачи излечили еще одного питомца. Варан отходит от наркоза после операции на прямой кишке

Еще одна победа, которую одержала главный ветврач, приходится на первые дни ее работы в зоопарке. В то время все сотрудники были обеспокоены состоянием амурского тигра. Животное худело на глазах, у него были проблемы с пищеварением.

 

«В течение полугода мы соблюдали прописанную ему диету, резали мясо на кусочки и через решетку складывали тигру в пасть. Хищник не кусался, ему было все равно, видимо, чувствовал, что дела плохи. А сейчас бегает, вылечился и выжил. Молодец!»— с гордостью отмечает Татьяна.

 

Гора ежедневно ходит к Магомету

 

Ветеринар проводит для JustMedia небольшую экскурсию. Сперва мы навещаем семью андских кондоров. Супруги Жак и Жаклин заключили «неравный брак» — первое время питомцы ссорились, но потом притерлись друг к другу.

 

Татьяна Суркова вручает корреспонденту JustMedia уникальное перо, чтобы ручку себе смастерил

Татьяна Суркова с осторожностью осматривает Жаклин, которую в зоопарке величают по-простому — Жужа. Ее нареченный Жак, тот самый, что пережил анафилактический шок, забрался на самый верх вольера и смотрит на корреспондента сверху. Такое чувство, что сейчас подлетит и клюнет в темечко. Однако сотрудники зоопарка настороже, поэтому встреча JustMedia и пернатых хищников проходит мирно. Татьяна дарит JustMedia потерянное птицей перо: «Сделаете из него ручку».

 

Спускаемся в операционный блок, где хозяйничает хирург Никита Мельников. На кушетке лежит варан, только что перенесший операцию на прямой кишке. Питомец зоопарка отходит от наркоза. Татьяна Суркова надевает перчатки и садится рядом с больным.

 

«Моргательный рефлекс появился, сейчас придет в чувства и может цапнуть. Меня как-то игуана до кости укусила. Мало приятного»,— говорит Татьяна.

 

На вопрос JustMedia о том, кто идет работать в зоопарк, ветврач тут же отвечает:

«Энтузиасты. Труд здесь тяжелый, зарплаты небольшие. Штаны мы не протираем. Иногда говорят, что нас в кабинете не застать. Конечно, ведь мы не сидим на месте. Животное к нам на осмотр не придет, это тот случай, когда гора ходит к Магомету. Вы не найдете в зоопарке ни одного полного сотрудника, новички у нас худеют от беготни. Все сбрасывают жирок и наращивают мускулы. Нужно держать себя в форме, а иначе будет тяжело. Люди, которые привыкли сидеть за компьютером и не покидать рабочее место, — не наш вариант».

 

ФОТОрепортаж о работе главного врача Екатеринбургского зоопарка смотрите здесь

 

Предыдущие материалы спецпроекта о редких профессиях читайте здесь, здесь и здесь

 

Просмотров: 11035

Автор: Татьяна Рябова

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости