Очередная волна новой городской застройки может зацепить сразу несколько объектов культурного наследия федерального значения. Даже не может, а обязательно зацепит. Об этом говорят все: власти, застройщики и разные обстоятельства.
Деловой квартал «Екатеринбург-Сити» уносит деревянную историю города
Тревогу по поводу грядущего сноса объекта культурного наследия высказал блоггер Алексей Меркулов. Деревянный дом с резными наличниками на улице Февральской Революции, 27 — один из последних памятников деревянного зодчества XIX века. Здание в стиле модерн и ограда палисадника находятся под охраной государства.
Впрочем, памятник не вписывается в мега-проект комплекса «Екатеринбург-Сити». Когда-то здесь был целый квартал старинных зданий. Сейчас дом и ограда палисадника — последний из могикан (так назвал его Алексей Меркулов). В отличие от большинства старинных зданий, оно в очень хорошем состоянии.
«На рубеже XIX-XX веков эта улица в центре города была довольно шумной,— рассказывает Алексей Меркулов.— Здесь находилась гостиница «Берлин», страховое общество «Саламандра» и множество одно- и двух этажных особнячков и деревянных домов. Первый серьезный удар по этому району был нанесен в 1970-е годы: тогда с улицы после реконструкции пропала большая часть построек. Финальная битва за разрушение исторического облика города происходит в наши дни на наших глазах».
Архитектурное бюро Valode&Pistre разрабатывало проект «Екатеринбург-Сити» под квадрат земли без каких-либо застроек.
Судьбу памятника традиционно решило министерство культуры Свердловской области — в официальном перечне объектов культурного наследия рядом с этим зданием стоит сноска «в решении 535 указано: перенос». Перенос — это значит, здание снесут, а где-нибудь на окраине города построят деревянный новодел, не имеющий ничего общего с историей. Хотя, скорее всего, памятник просто снесут, и восстанавливать не будут. Благо, есть
пример «Металлайна».
То, что за здание взялись вплотную, подтверждают строительные заборы, возведенные вокруг него. На заборе размещена картинка проекта застройки квартала «Екатеринбург-Сити». Деревянного дома на этой картинке нет.
Адвокатом делового квартала выступил сенатор Аркадий Чернецкий. В ходе XIII Национального конгресса по недвижимости он заявил, что «Екатеринбург-Сити» является приоритетным проектом общественной застройки.
Подготовка к ночному сносу
Еще один памятник архитектуры, которому подписан приговор, — Больничный комплекс и хозпостройки на улице Хохрякова, 1. Его пытаются снести в лучших традициях застройщиков-тихушников: ночью, якобы случайно. Как это было с Земской школой и домом Ярутина.
Подготовку к сносу обнаружил другой екатеринбургский активист, общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Олег Букин. Обнаружил совершенно случайно. Проходя по улице Хохрякова от проспекта Ленина, он заметил, что фон больничного комплекса как-то изменился. Олег сделал фотографию памятника архитектуры, а вернувшись домой, сравнил фотографию со снимком, сделанным месяц назад. Памятник как стоял, так и стоит. Зато изменился внешний вид остановочного комплекса. Киоск «Мороженое», располагавшийся на остановке прямо напротив больничного комплекса, передвинут на несколько метров.
«Киоск передвинут с очень большой долей вероятности для того, чтобы освободить дорогу для техники, с помощью которой будет осуществляться снос,—считает Олег.— Со стороны стройки этого делать не будут, чтобы не подставиться. Приехал, мол, какой-то бульдозер, снес памятник и уехал по своим делам. Бульдозер объявят в розыск… Ну, мы это уже проходили».
«Есть еще несколько доводов в пользу планируемого сноса,— рассказывает о своих наблюдениях Олег Букин.— Манипуляции с названием памятника, благодаря которым в новом названии не был указан один из объектов комплекса — «хозпостройки», длинное одноэтажное здание, то есть объект был как бы выведен из охраны. Гостиница, которую строят внутри квартала, не может быть изолирована зданиями. Она изначально могла строиться с прицелом на то, что одно из зданий-памятников, входящих в состав комплекса, будет разрушено. Арендаторов в здании нет, съехали, внутри — полный разгром. Ну, и киоск, который уже знак не просто сноса вообще, а скорого сноса».
Олег написал заявления в прокуратуру Свердловской области и в министерство культуры РФ, а также организовал ночное дежурство возле памятника архитектуры. Вообще, в Екатеринбурге это первый такой прецедент, когда жители заранее знают о преступлении, которое планирует застройщик, и пытаются ему помешать.
Хотя, конечно, если застройщик решил разрушить памятник, чтобы организовать подъезд к своему творению, он этого добьется. Слишком много примеров в новейшей истории Екатеринбурга. Да и в областном минкульте заявили, что охранные обязательства с объекта сняты.
Одного застройщики не могут понять: когда в Екатеринбурге закончатся памятники архитектуры, под снос пойдут «Высоцкие» и «Хайятты», чтобы очередной денежный мешок воткнул там ста-, двухсот- или миллионэтажную высотку.