Первый цирк открыли в городе еще в 1883 году.
В сегодняшнем материале JustHistory мы начнем рассказывать о существовавших в столице Урала цирках, которые пользовались огромной популярностью у горожан. Даже в годы войны ведущих цирковых артистов не забирали на фронт, чтобы они помогали хоть немного расслабиться и отвлечься от тяжелого труда работающим в тылу людям. До строительства капитального здания с уникальным ажурным куполом на 8 Марта-Куйбышева все цирковые объекты Свердловска и Екатеринбурга были деревянными и работали за редким исключением только летом.
Цирковая история Екатеринбурга началась еще в XIX веке. Первый цирк, где было 900 зрительных мест, открыли 20 ноября 1883 года на Дровяной площади (ныне площадь Парижской Коммуны) около немецкой кирхи. Его владельцем был жонглер-итальянец Максимилиано Труцци.
Главный проспект. На заднем плане цирк Труцци, 1880е годы. ФОТО: ГАСО
«Цирк Труцци, как слышно, давал свои представления в лучших городах России: в Харькове, Киеве, Саратове, Казани, Москве. В Казани цирк удостоился двукратного посещения Его Высочества Великого князя Николая Николаевича старшего, что дает указанье на достоинство представлений. Во время посещений Великого князя цирк буквально ломился от массы народа. В настоящее время Труцци находится в Перми, откуда будет в Екатеринбург к 15 ноября, когда цирк будет выстроен. На постройку его ассигновано господином Труцци около 5 тысяч рублей. Это довольно хорошая сумма, также указывает на средства цирка и косвенным, вследствие того образом, на его качество. Костюмы, как говорят лица, бывшие в цирке, великолепны, лошадей больше 40, исполнение замечательное. Помещение будет отапливаться, как говорят, паром», — сообщается в заметке газеты «Екатеринбургская неделя» от 12.10 1983 года, подписанной Одинъ из публики.
В цирке Труцци выступали наездники, акробаты, борцы, артисты пантомимы и дрессировщица волков мисс Адель Ботъ. Деревянный цирк пользовался огромной популярностью у горожан. Тем более, что здесь показывали не только цирковые, но и театральные представления.
Пролетарский театр. ФОТО: Свердловский госархив
Также артисты цирка выступали в Народном доме-театре на 1100 зрителей, который открылся на пересечении Московской и Главного проспекта (сегодня на этом месте Дворец молодежи - прим. ред.) в октябре 1900 года. После революции объект переименовали в Пролетарский театр. Перед ним стоял памятник Уральским коммунарам, который прозвали Женщина на шаре, работы Степана Эрьзи. Последний также стал автором бюста Карла Маркса и «Памятника Освобожденному труду», который в народе прозвали Ванька Голый.
Женщина на шаре. ФОТО: ГАСО
Цирковые представления в Пролетарском театре проходили вплоть до 1925 года. Кроме того, в городе нередко с гастролями приезжали цирки-шапито.
Через два года Труцци продал объект на Дровяной площади Боровскому. В первую труппу, по сообщения газеты «Уральская жизнь», входили 40 первоклассных артистов, 26 дрессированных лошадей и дргуих животных. Впоследствии там проходили и соревнования по популярной в то время французской борьбе, в которых принимал участие знаменитый тогда атлет Иван Заикин. В 1896 году жители Екатеринбурга впервые смогли увидеть здесь кинематограф, который в то время называли живыми картинами.
После очередной перестройки здания здесь открылся «Большой Сибирский цирк» Эразма Стрепетова. В объекте проходили не только цирковые представления, но и выступали артисты оперетты, проходили показы кинокартин. В 1910 году цирк сгорел, а на его месте возвели Театр оперы и балета.
Оперный театр. ФОТО: Свердловский госархив
В конце 1910-х годов сын Рудольф Труцци (старший сын известного жонглера-итальянца Труцци – прим. ред.) открыл в Екатеринбурге свой цирк. Он располагался в районе перекрестка Московской и Всеобуча (ныне Попова). У здания последнего часто проходили парады Красной Армии.
Парад Красной Армии у цирка Труцци, 1919 год. Фото: ГАСО
По данным библиотеки В.Г. Белинского, летом 1928 года управление сибирскими цирками решило возвести в Свердловске новый деревянный цирк, но власти города отказались, потому как хотели, что такой объект был каменным.
В заметке: «Цирк в Свердловске» в газете «На смену!» от 28 апреля 1930 года сообщалось о том, что горсовет решил разместить временный цирк на площади Народной мести (ныне Вознесенская горка), а капитальный — на Хлебной площади (ныне Дендропарк на 8 Марта).
«С мая управление Госцирками приступает к постройке временного летнего цирка «Шапито». Место для временного цирка выбрано в районе площади Народной Мести, возле сада им. Уралпрофсовета (ныне Харитоновский парк). Постройка займет примерно полтора месяца, и цирк предположено открыть к 1 июля. Этот временный цирк будет работать два летних сезона 1930 и 1931 года. В будущем году в районе Хлебной площади начинает строиться первый в СССР шлакобетонный цирк, оборудованный по последнему слову техники. Постройка этого цирка обойдется в 400 000 рублей. Средства отпускают Центральное управление Госцирками и Городской совет. Постоянный цирк намечено открыть в сентябре 1931 года. В текущем летнем сезоне ЦУГЦ посылает в Свердловск лучших русских и иностранных артистов. Организуется большая конюшня. Предполагается выступление группы слонов и тигров с иностранными укротителями», — говорилось в заметке газеты «На смену!».
Площадь Народной Мести. ФОТО: Свердловский госархив
Однако после того, как руководство сада им. Уралпрофсовета попросило не размещать на площади Народной месте шапито, власти решили отказаться от это идеи. Редакция газеты «На смену!» в заметке: «Цирк должен быть» от 9 мая 1930 года потребовала пересмотреть это решение и не отказываться от первоначальной задумки.
В материале отмечалось, что зам. начальника Центрального управления госцирками тов. Вальдман, «слезно просил» у Городского совета разрешить построить на собственные средства временный цирк на площади Народной Мести по типу московского на 3000 мест к июлю 1930 года. Горсовет «милостиво разрешил».
Привокзальная площадь. ФОТО: Свердловский госархив
Бывшая Сенная площадь (В 1930-е - площадь Первого Мая). ФОТО: ГАСО
«Уже вызвали строителей, в печати появились заметки о начале постройки цирка. Но... Уралпрофсовет запротестовал. По существу, говоря, Уралпрофсовет узрел в постройке цирка конкуренцию для своего сада (?!)…и предложил перенести цирк к вокзалу, например. ЦУГЦ соглашался перенести место постройки на Хлебную площадь, Лузинскую площадь, Сенную, в районе ВИЗа возле бывшего Пролетарского театра, но Горсовет не предоставил ни одного из этих мест и предложил 28 апреля ЦУГЦу обосноваться около вокзала. В результате этой путаницы и бесконечных перемен представитель Госцирка, прямо говоря, плюнул и уехал «пытать счастье» в других городах, которые, кстати, сами просят строить цирк. Дело замерзло. Из-за нелепых притязаний Уралпрофсовета, в погоне за прибылью забывшего о культурных нуждах, из-за бесконечной карусели противоречивых решений Горсовета постройка цирка в Свердловске сорвана…Мы требуем пересмотра решения», — говорилось в заметке.
Во втором материале мы расскажем о том, чем закончилась история со строительством временного и капитального цирковых объектов. Также вы узнаете историю цирка на Уралмаше и его директора-борца, который в годе войны отдал свой пояс с драгоценными камнями на покупку танка для фронта.
Просмотров: 3896
Автор: Екатерина Турдакина