Михаил Колонтай: «Так называемое «дно» кризиса мы пройдём летом 2015 года»

Известный бизнес-тренер рассказал о перспективах развития экономической ситуации в России и о том, как сохранить свой бизнес в сложных экономических условиях.

Михаил Колонтай: «Так называемое «дно» кризиса мы пройдём летом 2015 года» - Фото 1
Михаил Колонтай: «Так называемое «дно» кризиса мы пройдём летом 2015 года»

 

Этой весной Екатеринбург посетил известный российский бизнес-тренер Михаил Колонтай. Научный руководитель программ МВА Русской школы управления, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, аккредитованный тьютор Chartered Institute of Marketing (Великобритания) рассказал JustMedia.ru о том, какие сегменты бизнеса больше всего рискуют пострадать в кризис, какие шаги стоит предпринимать, чтобы сохранить свое дело в сложных экономических условиях и как будет меняться ситуация в России в ближайшее время.

 

- Михаил Михайлович, Вы занимаетесь вопросами эффективного управления бизнеса, в том числе и малого бизнеса. Этот сегмент находится в нестабильном положении в нынешней непростой экономической ситуации. Какие меры со стороны государства могут стабилизировать ситуацию? Насколько целесообразно усиливать налогообложение для малого бизнеса в данный период (такие варианты рассматриваются в данный момент региональными властями).

 

В настоящий момент на рынке самая неустойчивая ситуация наблюдается для малого и микробизнеса. Дело в том, что традиционно самый чувствительный к кризисам рынок - это потребительский, в отличие от промышленности, где драйвером роста являются государственные инвестиции в ВПК. Моё общение с топ-менеджерами крупных компаний показывает, что у них ситуация обстоит не так плохо, как у малого бизнеса.

 

По поводу усиления налогообложения мой ответ однозначен – делать этого категорически нельзя. Опыт других стран показывает, что малый и микробизнес является тем резервуаром, куда уходят люди в случае потери работы в крупных компаниях. Поэтому государство наоборот должно всячески поощрять и давать льготы частным предпринимателям и малому бизнесу. И судя по последним новостным сообщениям, правительство сейчас думает о том, как минимизировать налогообложение для малого бизнеса. Остаётся надеяться, что будут приняты конкретные меры, которые окажут практическое воздействие на ситуацию.

 

- Можно ли сказать на данный момент, что малый бизнес уже находится в кризисном периоде, или ухудшение ситуации еще не дошло до предпринимательского сектора?

 

Как уже говорилось выше, малый бизнес почувствовал кризис первым. Больше всего это отразилось на предприятиях общественного питания и разного рода торговых, например, на продаже одежды. По некоторым данным, в Москве уже закрылось до 10% таких бизнесов. Самым наглядным индикатором состояния дел в экономике является автомобильная отрасль. Так вот, в феврале рынок новых автомобилей упал на 37%, в марте на 42%. Полагаю, что на данный момент потребительский рынок в целом ещё не прошёл так называемого дна, и дальнейшее сокращение будет продолжаться.

 

- Какие сферы малого бизнеса наиболее уязвимы сейчас?

 

Статистика показывает, что больше всего потеряли производители и продавцы одежды. Мелкие магазины не могут конкурировать с крупными сетями и работают в среднем и нижнем ценовом сегменте, который в большей степени испытывает влияние кризиса. Также страдают все сферы, связанные с услугами: химчистки, парикмахерские, туризм, обучение. Однако, любое правило имеет исключения. Например, пока сокращается и закрывается «общепит» среднего сегмента, эконом-сегмент в этой и других сферах «правит бал». Это, кстати, ответ на вопрос, какие возможности и для кого даёт кризис.

 

- Правительство Свердловской области уже пару лет пытается изменить структуру малого и среднего бизнеса в регионе: сократить лидирующий сейчас сектор – торговлю и увеличить процент инновационных технологических производств. Но насколько такие инновационные проекты будут востребованы сейчас, когда многие внешние рынки закрыты?

 

Это серьезный вопрос, который связан со стратегией развития нашей страны. Эйфория развития инноваций в России, наблюдавшаяся с 2008 года, требует нового осмысления. К сожалению, мы должны признать, что вообще инновационное технологическое развитие - это очень трудоемкая и очень конкурентная отрасль. И большинство исследователей сходятся на том, что мы вряд ли сможем конкурировать на международных рынках. Хотя у некоторых остается ощущение, что у нас хорошие программисты, нам нужно научиться опыту тех, кто шёл по другому пути: Япония, Южная Корея, Гонконг, Таиланд, Сингапур. Нам нужно быть последователями, так называемыми «followers» – научиться копировать чужой опыт и применять уже готовые технологии в своей практике. Однако мы системно не умеем управлять процессами, доводить до совершенства детали, полагая, что нам это не нужно, так как  на этом специализируется Китай. Однако рынок инноваций закрыт для нас из-за – увы! – низкокачественного высшего образования и того, что принято называть «утечкой мозгов» – в такой ситуации трудно создавать инновационную экономику.

 

Поэтому ориентировать страну или регион только на эту сферу очень опасно. Конечно, в каких-то очень узких сферах наши программисты дают о себе знать, работая над отдельными проектами в кооперации  с международными компаниями(например, для мобильной связи, для интернета), но в целом инновационно-производственная экономика у нас вряд ли возможна в текущих условиях. Если же говорить о стартапах (масса молодых энергичных людей пробует себя в Екатеринбурге не только в торговле), я бы рекомендовал следовать апробированным в других странах решениям, которые еще «не пришли» в Россию, другими словами следовать за лидерами.

 

- По вашим прогнозам, насколько может сократиться сегмент малого бизнеса в стране из-за нынешнего ухудшения экономической ситуации?

 

Оптимистичный вариант прогноза – сокращение малого бизнеса на 30% к концу 2015 года. О пессимистичном говорить не хочу, но он может быть много хуже.

 

- Среди ваших клиентов есть крупные российские и транснациональные компании. Какие проблемы испытывает сегмент крупного бизнеса на российском рынке сейчас?

 

Сегмент крупного бизнеса испытывает разные проблемы, в зависимости от того, какую отрасль он представляет. Во-первых, это ограниченный доступ к дешевым финансовым ресурсам, попросту говоря, кредиты, необходимые для развития, стали слишком дороги. Во-вторых, ограниченный доступ к современным технологиям и оборудованию (в том числе, из-за девальвации рубля). В-третьих, падение цен на сырье,  одного из основных источников дохода государства и многих компаний, так как деньги, полученные от экспорта, естественным образом переливались в другие отрасли. И четвёртая проблема -  это кадры. Крупные компании остро нуждаются в инженерном персонале, а этот пласт людей все последние годы резко сокращался и физически старел. Молодых инженерных кадров остро не хватает, а уровень подготовки имеющихся оставляет желать лучшего.

 

 

- Какие меры вы можете рекомендовать руководителям для сохранения бизнеса сейчас? Целесообразно ли кардинально урезать штат, заработные платы?

 

Известный бизнесмен-эмигрант Евгений Чичваркин однажды привёл такую метафору. Положите на траву тяжелый лист металла, а через некоторое время поднимите этот лист. Вы обнаружите, что под ним сохранилась жизнь, но другая – растений стало меньше, оставшиеся не выросли, пожелтели, но остались живы. Кризис для нашей экономики – это тот самый лист металла, который «лежит» на экономике страны. Конечно, какой-то бизнес выживет, но очень многие погибнут. Страна выйдет из кризиса другой и окружать нас будут другие экономические реалии. Тот, кто хочет остаться в живых, должен как можно раньше подумать о конкурентной стратегии: выработать иное понимание своего рынка, понимание потребностей своих клиентов, научиться сокращать затраты.

 

Например, во время моего недавнего визита в Екатеринбурга один из предпринимателей  рассказал мне такую историю. Когда доллар резко подорожал, его сотрудники стали намекать, что им пора поднимать зарплату, так как цены выросли. Но прошло 2,5 месяца, и они пришли всем коллективом с предложением уменьшить зарплаты, только бы избежать сокращения штата.

 

Исходя из этого, мой совет для руководителей – любыми путями старайтесь сохранить людей, которых считаете квалифицированными и на которых опираетесь в повседневной работе и в стратегических решениях. В России уже апробированы четыре основных способа, как сократить затраты, не сокращая персонал: 1)просто урезать зарплату, 2)отправить людей в неоплачиваемый отпуск на период низких объемов продаж, 3)перевести на сокращенную рабочую неделю или 4)сокращенный рабочий день. Все эти способы доказали свою эффективность в 2009 году, во время прошлого кризиса. Хочу отметить, что в западных странах людей бы сократили, не раздумывая, как это сделали некоторые автомобильные концерны, работавшие в России. Однако у нас силен опыт коллективизма, поэтому описанные выше способы хорошо работают, когда нужно сохранить ценные кадры.

 

- Какие меры стоит предпринять работнику в кризис, чтобы не потерять рабочее место?

 

Каждый должен осознать для себя, что попал в ситуацию, наступление которой не зависело от него, но успешный выход из личного кризиса – зависит от него напрямую. Нужно немного уменьшить амбиции, работать чуть-чуть больше и чуть-чуть лучше. Понимать проблемы, с которыми сталкивается компания или собственник, и осознавать, что выжить надо вместе. Не смотреть на собственника, как на человека, который кому-то что-то должен. Безответственность и безучастность, которые мы часто видим у людей, оскорбительно именуемых «офисный планктон», надо постараться оставить в прошлом.

 

И самый главный совет для каждого – попытайтесь удержаться на своем рабочем месте, потому что искать новую работу в нынешних условиях гораздо сложнее. Однако, если это не удалось, это не повод отчаиваться. Ищите новые способы приложения своих знаний и навыков. Возможно, вы найдёте другие способы зарабатывать, о которых раньше не думали, делая ставку на профессиональное развитие. Больше интересуйтесь тем, как работают и зарабатывают другие люди, ищите истории успеха, пробуйте «примерить» их на себя. И главное, не теоретизируйте, а пробуйте, действуйте, старайтесь. Другого способа проверить, получится ли что-то на практике, у вас нет.

 

- Каковы ваши прогнозы относительно развития экономической ситуации до конца 2015 года?

 

Некоторые министры рассчитывают на стабилизацию экономики уже в этом году, хотя Всемирный банк относится к этому критически. Мой прогноз, что так называемое «дно» мы пройдём летом 2015 года. Затем последует адаптация к новым условиям. 2016-й также не будет годом роста. Он закрепит стагнацию, которая наступит после падения. Динамика ВВП в 2016 скорее всего будет отрицательной, но в небольших пределах – до 1%. Однако эта цифра ничего не скажет нам о состоянии каждой конкретной отрасли. Кто-то в условиях кризиса даже вырастет, но однозначно «потеряют» такие отрасли как автомобилестроение, недвижимость, производство и ритейл бытовой техники и электроники, туристический бизнес и в целом малый бизнес, особенно торговля.

 

 

Просмотров: 5835

Автор:

Фотограф: страница М. Колонтая в соцсетях

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Осенний Дендропарк:

«Приходи гулять, у меня тут хорошо: золотая листва и уточки».

понедельник, 25 ноября

Сегодня

-4
-4
0
0
Днем
-4
-4
Вечером