Решение об эвакуации в Свердловск в случае войны приняли еще в 1939 году.
В годы Великой Отечественной войны в Свердловске смогли сохранить уникальные коллекции Эрмитажа, Национальной библиотеки и Геологического музея Ленинграда. Четыре года под круглосуточным надзором милиции и пожарных в столице Урала находились 1,2 млн экспонатов, среди которых: рукописи Александра Пушкина, переписка Екатерины II с Вольтером, золотые самородки и «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
О том, когда было принято решение об эвакуации ценностей в Свердловск, где хранились шедевры, а также о том, какое участие в этом принял известный уральский художник Виталий Волович, читайте в очередной материале JUSTHISTORY.
Стратегическое решение о том, куда будут эвакуирована музейная коллекция Эрмитажа в случае наступления войны, а ее начало уже тогда было очевидно, приняли еще в 1939 году. Тогда же была разработана стратегия и план действий по отправке произведений искусств в Свердловск. Столица Урала находилась в глубине страны и туда была прямая железная дорога, поэтому было решено, что это самое надежное место для эвакуации.
Приказ №1 от 21 июля 1941 года. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Уже в 1939 году, по словам заместителя директора музея изобразительных искусств Юлии Сириной, в Ленинграде были закуплены материалы для упаковки произведений: доски, пакля, вата, гвозди. Все было готово для изготовления ящиков.
Владимир Левинсон-Лессинг, Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
15 июля 1941 года Комитет по делам искусств при СНК СССР подписывает приказ №377, согласно которому в Свердловске создается филиал государственного Эрмитажа со штатом 18 человек. Руководителем филиала был назначен профессор Владимир Левинсон-Лессинг.
Упаковка экспонатов Эрмитажа. Фото: из каталога к выставке «Эрмитаж спасенный», СП,1995 год. |
«23 июня 1941 было объявлено рабочим днем в Эрмитаже. Началась подготовка к эвакуации. Первый военный эшелон из 22 багажных вагонов с экспонатами Эрмитажа прибыл в Свердловск уже 6 июля. Куда направлялся состав, знал только начальник поезда. Для всех остальных, включая работников музея это была секретная информация. Люди понимали, что едут вглубь страны, но могли только предполагать, куда именно. Затем в воспоминаниях работники Эрмитажа писали, что одни думали, что их везут в Сибирь: в Омск или Томск, другие – в Новосибирск», - рассказывает JustMedia.ru Юлия Сирина.
Приказ по Государственному Эрмитажу. Фото: из каталога к выставке «Эрмитаж спасенный», СП, 1995 г. |
Второй эшелон прибыл в Свердловске 30 июля 1941 года. Началась подготовка третьего, но его не было возможности отправить. Кольцо блокады сомкнулось, и ящики с экспонатами так и остались в Эрмитаже.
Экспозиционные залы Эрмитажа в годы войны. Фото: из каталога к выставке «Эрмитаж спасенный». |
В Свердловск привезли 1 млн 200 тысяч экспонатов. В основном это были коллекции Эрмитажа. Прежде всего, живопись, а также нумизматика и археологические экспонаты. Во втором эшелоне также пришли особо ценные материалы из Национальной библиотеки М. Е. Салтыкова-Щедрина, среди которых рукописи Александра Пушкина, переписка Екатерины II с Вольтером и другие важные архивные оригинальные документы. Из Геологического музея в Свердловск прибыли золотые самородки.
Сотрудники Эрмитажа А.А. Иессен и А.А. Передольская в филиале. Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставлено: Свердловский госархив |
«На случай чрезвычайных ситуаций в каждом музее утверждена стратегия и очередность эвакуации экспонатов. Вопрос сохранения культурного наследия – в приоритете, и считается практически равносильным с вопросом сохранения человеческих ресурсов. В Эрмитаже основной частью государственного музейного фонда, подлежащего эвакуации, является живопись. Именно поэтому в Свердловск были отправлены лучшие произведения из коллекции, в том числе «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Картины вынимали из рам, а некоторые снимали с подрамников, и упаковывали по 100 и больше в огромные ящики», - отмечает Юлия Сирина.
Т.Л. Карякина, З.В. Зарецкая, М.И. Торнеус. Свердловск. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Детский праздник, Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
По словам замдиректора Музея ИЗО, не успели вывезти из Эрмитажа в третьем эшелоне многие произведения искусства из фарфора. Часть из них, к сожалению, пострадала. Также в Ленинграде остались многие камнерезные предметы, а также тяжелые экспонаты, например, Большая Колыванская ваза, Последнюю физически невозможно было эвакуировать.
К.Ф. Асаевич, Р.С. Соловейчик, Л.А. Ерохова, А.А. Передольская. Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставлено: Свердловский госархив |
Изначально планировалось разместить прибывшие из Ленинграда экспонаты в Свердловской картинной галерее по адресу Вайнера, 11, так как это было музейное пространство, в котором был необходимый температурный и влажностный режимы для хранения музейных предметов. В здании были железобетонные перекрытия, которые способны выдержать большой груз. На втором этаже музея разместили ящики с живописью, на первом и в подвале – ящики со скульптурой. Ящики с произведениями искусства ставили друг на друга. Однако, даже при таком размещении, стало понятно, что этого пространства недостаточно.
Хранение Эрмитажа в Свердловске. Фотограф А.П. Исаков. Гос. Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Тогда было решено задействовать для хранения еще два объекта: дом инженера Ипатьева и костел святой Анны. В обоих зданиях было только печное отопление, и туда были отправлены ящики с произведениями, которые в меньшей степени поддаются воздействию температурно-влажностным перепадам, например, камень и фарфор.
Постановление суженого исполкома Свердловского городского Совета № 182 «Об освобождении |
помещения бывшего польского костела для размещения Эрмитажа». 3 августа 1941 г. ГКУСО «ГАСО» |
«Суженое заседание Горисполкома постановляет: предоставить временно здание бывшего польского костела на Малышева Эрмитажу, а также обязать Октябрьский Райисполком расселить всех жильцов, живущих в бывшем костеле, по квартирам своего района», - говорится в секретном постановлении №182 суженного заседания исполкома Свердловского Горсовета депутатов трудящихся от 3 августа 1941 года, которое хранится в Свердловском госархиве.
Д.М. Ефимова в фондах филиала. Контрольное вскрытие ящиков. Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставил Свердловский госархив |
В 1943 году под хранение коллекции Эрмитажа по решению исполнительного комитета Свердловского городского совета депутатов трудящихся было выделено еще одно здание – клуб имени Горького на Первомайской общей полезной площадью 2315 кв. метров.
Решение исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся «О предоставлении |
помещения для хранения музейных ценностей Государственного Эрмитажа». Июнь 1943 г. ГКУСО «ГАСО» |
«В целях создания более комфортных условий для хранения музейных ценностей Госэрмитажа исполком горсовета решил: во-первых, предоставить в пользование музею площади здания клуба имени Горького. Во-вторых, предложить директору филиала Гос. Эрмитажа товарищу Левинсон-Лессингу при занятии под хранение ценностей здания клуба освободить верхний этаж Антирелигиозного музея по улице Карла-Либкнехта, 49 площадью 300 кв. метров. В-третьих, обязать начальника КЭЧ Гарнизона полковника товарища Морева в пятидневный срок перевести общежитие военнослужащих из здания клуба и разместить его в имеющихся в пользовании КЭЧ Гарнизона зданиях. Передать во временное пользование последнему физкультурный корпус клуба имени Андреева со всеми вспомогательными помещениями в нем, с полезной площадью 712 кв. метров», - говорится в июньском решении исполнительного комитета Свердловского городского совета депутатов трудящихся от 1943 года, которое хранится в Свердловском госархиве.
К.М. Скалон и В.Ф. Левинсон-Лессинг, Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставлено: Свердловским госархивом |
По словам Юлии Сириной, самый подходящий климат для живописи: 18-20 градусов и 45-55% влажности. Также для отдельных произведений искусства важно соблюдать ограничение светового воздействия. Так, экспонаты из органических материалов, типа кости, а также где основой является бумага, не любят свет. Самое главное, чтобы климат в помещениях где находятся музейные экспонаты был стабильный. Перепады даже хуже, чем неидеальный климат.
Охрана в помещении хранений Государственного Эрмитажа. Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставил: Свердловский госархив |
«Во всех четырех зданиях на протяжении четырех лет круглосуточно дежурили милиционеры и были организованы пожарные посты. Сотрудники Эрмитажа также следили за сохранностью коллекции. Они по графику вскрывали ящики и проверяли сохранность произведений искусства, но никогда не доставали для экспонирования», - говорит Юлия Сирина.
По словам Юлии Сириной, для сотрудников филиала Эрмитажа был организован рабочий кабинет в мансарде здания Свердловской картинной галереи на Вайнера, 11, в котором они проводили довольно много времени. Там они занимались научно-исследовательской работой.
Сотрудник Государственного Эрмитажа К.Ф. Асаевич в госпитале. Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставил: Свердловский госархив |
Также они читали лекции в госпиталях, преподавали в в УрГУ имени А.М. Горького в здании на Ленина,13 «б». Вот некоторые из тем: «Борьба итальянского народа против немецкой агрессии в средние века», «Рембрандт и Рубенс», «Искусство античного мира». Все лекции, по данным афиши, хранящейся в Свердловском госархиве, сопровождались демонстрацией картин и диапозитивов.
Афиша “Воскресный университет при Свердловском государственном университете им. А.М. Горького”. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставил: Свердловский госархив. |
Также эксперты из Эрмитажа проводили научно-консультативную работу с региональными музеями. Так, при их содействии в 1943 году был открыт Нижнетагильский художественный музей.
Контрольное вскрытие ящиков, Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
«Результаты деятельности специалистов из Эрмитажа в годы эвакуации стали настоящим прорывом в музейном деле Урала. Сотрудники Эрмитажа во многом определили стилистику развития музейного дела в Свердловской области и образовалась преемственность» Юлия Сирина.
Ф.И. Каликин, реставратор, Свердловск. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. |
В августе 1945 года поступило распоряжение о том, что коллекция из эвакуации, должна быть возвращена в Ленинград. С 3 по 6 октября 1945 года велась погрузка ящиков с экспонатами, а 10 октября груз уже прибыл в Эрмитаж.
Реэвакуация экспонатов Государственного Эрмитажа из Свердловска. Погрузка ящиков. Фотограф: А.П. Исаков. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставило: ГКУСО «ГАСО» |
Известный уральский художник Виталий Волович, который принимал участие в погрузке ящиков с коллекциями Эрмитажа, будучи студентом Свердловского художественного училища, рассказывал, о том, что, когда они с одногруппниками несли один из ящиков, научный сотрудник Эрмитажа сказала им: «Мальчики, только аккуратней несите. Это – «Возвращение блудного сына» Рембранта».
Машины с экспонатами перед музеем в Свердловске. Реэвакуация. Фотограф А.П. Исаков. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Предоставил: Свердловский госархив |
«Эрмитаж передал в коллекцию Свердловской картинной галереи 260 произведений искусства. Среди них: живопись, графика, мебель, фарфор. Это: «Мелеагр и Аталанта» известного фламандского художника Якоба Йорданса, «Каин и Авель» Лука Джордано, «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем», «Поклонение младенцу» Майнарди Себастьяно, «Воскресший Христос» Марко Базаити. Можно сказать существенная часть западно-европейской экспозиции нашего музея - это дар Эрмитажа», - говорит Юлия Сирина.
Выставка экспонатов Государственного Эрмитажа. "Великое прошлое русского народа" в Свердловской галере. ФОТО: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
ФОТО: Свердловский госархив, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, а также из каталога к выставке «Эрмитаж спасенный», Санкт Петербург, 1995 год (Отдел рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа).
Просмотров: 13214
Автор: Екатерина Турдакина