Объект построил в 1880-1883 года построил племянник художника Ивана Шишкина.
В Екатеринбурге на Успенской, 10 (ныне Вайнера, 10) по соседству с доходным домом Ижболдиных располагался один из магазинов Николая Стахеева - племянника художника Шишкина и прототипа Кисы Воробьянинова из «12 стульев». Акциями торгового дома этого купца-миллионера владел даже император Николай II. В магазине был широкий ассортимент товаров. Здесь можно было купить и хлеб, и металлы, и лес. Затем здание занял мега-популярный у дам того времени второвский пассаж. В нем торговали тканями из Парижа, готовыми платьями и парфюмерией. По оформлению он ничуть не уступал люксовым магазинам Москвы и Санкт-Петербурга. После революции и национализации здания здесь тоже был магазин, который закрыли после сильного пожара. Несколько лет здание пустовало, а после перестройки его хотели превратить в кинотеатр, но в итоге в объекте разместился Свердловский драматический театр. На этом месте он проработал целых 60 лет. В 1995 году тут снова произошел пожар. Сегодня на этом участке располагается шестиэтажный торговый центр.
Одноэтажное каменное здание на Успенской, 10 в 1880-1883 года построил елабужский купец-золотопромышленник и племянник художника Ивана Шишкина (мать купца Александра Ивановна была сестрой Шишкина – прим. ред.) Николай Стахеев. Для этого он арендовал часть усадьбы графа Строганова. В здании Стахеев открыл один из своих крупных магазинов. Последние располагались по всей нашей стране. В них реализовывали широкий ассортимент товаров: хлеб, сахар, чай из Китая, промтовары, бакалею, драгоценные металлы и даже лес. Через год в магазине был надстроен второй этаж.
Магазин Стахеева на Успенской (на заднем плане) ФОТО: Государственный архив Свердловской области.
Помимо торгового дома, акциями которого владел даже император Николая II, и флота для отгрузки товаров по регионам, в собственности купца-миллионера были золотые прииски, нефтяные месторождения и элитная недвижимость по всей стране, в том числе особняки в Москве и Сочи. Стоит отметить, что именно Стахеев — прототип Ипполита Матвеевича Воробьянинова из произведения Ильфа и Петрова «12 стульев».
За несколько лет до начала революции Стахеев уехал за границы, где проиграл большую часть состояния. Чтобы пополнить финансовые запасы, в 1918 году он решил вернуться домой и забрать деньги и драгоценности из тайника в особняке на Новой Басманной в Москве. Тут-то его и задержали чекисты. Но ему удалось договориться с Дзержинским. Его отпустили в обмен на содержимое в тайниках. По легенде часть экспроприированных капиталов Стахеева пошла на возведение Центрального дома культуры железнодорожников в Москве. Об этой истории узнали журналисты московской газеты «Гудок» Ильф и Петров и взяли ее за основу своего литературного произведения.
Магазин Второва на Успенской, 10. ФОТО: Государственный архив Свердловской области
В 1903-1910 годы здание на Успенской, 10 в Екатеринбурге покупает крупнейший продавец текстильных товаров в Сибири — купец из Иркутска Александр Второв. Изначально он занимался оптовой торговлей, но затем понял, что розница тоже нужна и начал открывать по стране двухэтажные магазины, которые за их «шик и блеск» называли второвские пассажи. В них был вышколенный персонал, множество зеркал, пуфов. Кроме того, в объектах были панорамные окна. Пассажи ничуть не уступали самым люксовым магазинам того времени, расположенным в Москве и Санкт-Петербурге.
В магазинах Второва, кроме мануфактуры, торговали обувью, галантереей, готовыми платьями, коврами, столовым бельем, меховыми горжетками, парфюмерными товарами, боа, шапками, а также тканями и фурнитурой из Парижа.
Все пассажи имели одинаковые планы, поэтому сразу после покупки здания в Екатеринбурге, владелец «Товарищество А.Ф. Второв с С-ми» перестраивает объект Успенской, 10 и только в 1911 году открывает здесь один из своих магазинов.
Магазин Второва. ФОТО: Государственный архив Свердловской области
«Главный фасад здания был решен в стиле модерн. Примыкавший к этому магазину одноэтажный объем лавок оставался без изменений», — отмечается на сайте управления госохраны ОКН региона.
Второвские пассажи всегда располагались в центре городов, и помимо торговой части, имели гостиницу под названием «Европа» с электрическим лифтом, зимним садом, а также душем и электричеством в каждом номере. Была ли в нашем городе в магазине Второва такая, неизвестно. Для хранения товаров иркутский купец строил склады. Один из таких располагался на периферии столицы Урала.
После революции здание на Вайнера, 10 национализировали, но продолжили использовать как магазин. В 1926 году в объекте произошел крупный пожар. После этого несколько лет здание пустовало. Затем здесь решили открыть кинотеатр. Инженер Шейман подготовил соответствующий проект. После того, как его согласовали, решено было что тут будут показывать не только кино, но и спектакли. Шейман доработал проект. Фасад здания прикрыли конструктивистской стеной, внутри спланировали сценическую коробку и фойе.
«В это время по стране кочевал созданный в Одессе театр «Красный факел». Осенью 1929 года он оказался в Свердловске и начал давать спектакли в только что отстроенном помещении. Но в мае следующего года «Красный факел» уехал. А в Свердловске была набрана новая драматическая труппа», — говорится во втором издании книги «Город в двух измерениях» журналиста Николая Бердникова.
Второвский пассаж - слева. ФОТО: Государственный архив Свердловской области
2 октября 1930 года на Успенской, 10 открылся Свердловский драматический театр. «Первая конная» по пьесе Всеволода Вишневского в постановке заслуженного режиссера Павла Рудина стала первым спектаклем здесь.
Выбор был не случайным. Зрителям хотели показать, что в стенах театра готовы обсуждать со зрителем злободневные темы, причем в приоритете — современные сюжеты и герои. Предисловие к постановке, по данным Официального портала Екатеринбурга, написал Маршал Советского Союза Семен Буденный:
«Никто из читателей и зрителей этой пьесы не сможет остаться спокойным. Старого бойца она заставит вновь вспомнить незабываемые переживания великих боев и походов гражданской войны. Молодому красноармейцу покажет подлинное, неприукрашенное лицо дней, событий и людей, выковавших мощную Красную армию. Комсомолец и пионер найдут в ней «роман приключений».
Театр драмы (левый верхний угол) ФОТО: Государственный архив Свердловской области.
В трупе тетра были заслуженные артисты РСФСР, популярные как в столице, так и на периферии: Всеволод Ордынский и Михаил Бецкий. Первый режиссер — заслуженный деятель искусств РСФСР Иван Ефремов.
В годы Великой Отечественной войны театр ставил спектакли для воинских частей, уходящих на фронт, а также передавал деньги в фонды обороны и помощи детям фронтовиков. В первый было направлено 824 тысячи рублей, во второй — около 90 тысяч рублей.
В 1946-1948 годах после постановления ЦК ВКП(б) о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению Свердловский драмтеатр обвинили в постановке «безыдейных зарубежных пьес и пренебрежении к современной теме». После этого на сцену стали выпускать только «благонамеренные», одобренные цензурой работы.
В 1977 году театр получил звание академического, а 2 октября 1980 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1990 году театр Драмы переехал в новое здание на Октябрьской площади, 2, где располагается по сей день.
В 1990 году театр переехал в новое здание. ФОТО: Государственный архив Свердловской области
Здание старого театре после пожара в 1995 году реконструировали и превратили в шестиэтажный торговый центр.
В нашем следующем материале мы расскажем про доверенного елабужского купца Дмитрия Стахеева — Владимира Атаманова, который открыл в центре Екатеринбурга две гостиницы. В одной из них временно разместили после ареста императорскую семью Романовых.
Просмотров: 2754
Автор: Екатерина Турдакина