За свою историю она трижды меняла название.
Малышева — это одна из старейших улиц Екатеринбурга. Ее часть от современных Вайнера и Карла Либкнехта являлась границей крепости-завода, основанного в 1723 году. За свою историю она трижды меняла название. В сегодняшнем материале рассказываем семь интересных фактов об одной из главных магистралей города.
—В 1755 году на перекрестке Малышева (Магистрацкойпервое название улицы — прим. ред.) - 8 Марта (Уктусской першпективной дороги) был заложен первый в городе каменный Свято-Духовский храм, который получил неофициальное имя Малый Златоуст. 1839 году в результате сильного пожара он лишился куполов и колокольни. Изначально объект хотели реконструировать, но в итоге напротив него появился Большой Злотоуст — одноэтажная каменная церковь во имя св. Великомученика Максимилиана. В 1928 году под предлогом «ветхости» Малый Златоуст закрыли и снесли.
ФОТО: Свердловский госархив
—В 1876 году в Екатеринбурге был основан католический приход. В 1884 на пересечении Вознесенского и Покровского проспектов (Карла Либкнехта и Малышева) построен и освещен костел во имя святой Анны. После революции он был разорен, снесли верхнюю часть объекта. В его стенах размещались различные учреждения от детского сада до автовокзала. В начале 1960-х его объект снесли.
ФОТО: предоставлены библиотекой им. Белинского
—От Восточной (Бульварной ранее — прим. ред.) до Екатеринбургского завода в Историческом сквере по Покровскому проспекту ходили поезда. Запустили эту ветку еще в конце XIX века, примерно в середине 80-х годов. Останавливающийся в «Американской гостинице» писатель Антон Чехов отмечал, что ему мешали спать поезда. Эта ветка просуществовала в городе довольно долго. По ней подвозили стройматериалы при возведения Центральной гостиницы, которую сдали в 1928 году. В годы Великой Отечественной войны поезда этой линии доставляли раненых в госпиталь №414, расположенный на 7-м этаже Дома промышленности.
ФОТО: с сайта управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области
—Во второй половине XIX веке на месте площади Малышева располагался Зеленый или Старый толкучий рынок. Торговые ряды размещались между Покровским проспектом (Малышева), Уктусской (8 Марта), зданием Александровской богадельни на Воеводина, 5 (ныне Музей ИЗО) и территорией Горного управления (ныне консерватория им. Мусорского). Здесь из мелких палаток, деревянных лавок и с телег торговали овощами и бакалеей, хлебом, мясом и рыбой, а также изготовленной крестьянами одеждой и обувью. По Покровскому проспекту от Большого Златоуста до Александровской богадельни шел посудный ряд, где можно было приобрести глиняную, стеклянную и железную посуду, кадушки, чугунки и прочую кухонную утварь. Был здесь и обжорный ряд, где за медный грош (2 копейки) можно было получить тарелку щей и фунт (410 гр.) хлеба, горячий рубец, пельмени, копчености или шаньги с чаем. Рынок просуществовал здесь до 1930-х годов.
ФОТО: Свердловский госархив
—В 1964 году на месте Малого Злотоуста на Малышева, 44 ввели в эксплуатацию первую городскую высотку — легендарный комбинат бытового обслуживания «Рубин». Здесь располагались парикмахерские, ателье по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, обуви, часов, а также химчистки и фотоателье. Кроме того, в объекте находились одноименные буфет и кафе с демократичной обстановкой, музыкой и выставками фотографий.
ФОТО: Свердловский госархив
—Перекресток 8 Марта – Малышева долгие годы пересекал трамвай. Трамвайные рельсы через него проложили еще в 1929 году. Именно здесь пролегала первый в нашем городе трамвайный маршрут: вокзал - Цыганская площадь (Свердлова-набережная Труда-Толмачева-Ленина-Троцкого (8 марта)-2-я загородная). Изначально по этой линии ходили десять двухосных вагонов серии Х Мытищинского завода, в которых не было отопления. Несмотря на это стоимость проезда в них была значительно дороже, чем в автобусе. Так, чтобы проехать одну остановку в трамвае необходимо было заплатить 15 копеек, тогда как в автобусе всего 2 копейки. Линия, пересекавшая Малышева – 8 Марта была закрыта лишь в 1987 году. В марте 2014 года из-под асфальта стали видны трамвайные рельсы в районе данного перекрестка.
8 Марта на отрезке от Радищева до Малышева, 1976 год. ФОТО: Музея ЕТТУ
—Дома по Малышева от Вайнера до 8 Марта изначально были двухэтажными. Затем их надстроили. Так, изначально объект на Малышева, 29 принадлежал наследникам купца Андрея Федорова. Здесь были 5 магазинов и портерная лавка. В начале XX века объект приобрели и перестроили братья-купцы Агафуровы. Главным украшением объекта стали огромные орлы с расправленными крыльями. Здесь открылся «Проводникъ», а затем помещения в объекте арендовали другие предприятия. В 1930-е годы в здании надстроили еще два этаж. В 1990-е объект снова реконструировали. Авторы проекта попытались вернуть зданию хотя бы часть былой помпезности. В итоге объект стал пятиэтажным.
ФОТО: В.Л. Метенкова на открытке Всемирного почтового союза России
Здание напротив — по Малышева, 31 — также было изначально двухэтажным. Здесь располагались «Самовары Соколова» и магазин нижнего белья «Парижский шик», предлагавший заграничную продукцию. Затем здесь долгие годы был магазин «Молоко и мясо». После надстройки объекта первый этаж занял магазин бытовой электроники.
Малышева-Вайнера, 1950-е годы. ФОТО: Свердловский госархив
Покровский проспект от переулка Банковский в сторону ВИЗа, 1930 годы. ФОТО: ГАСО
Два этажа имели изначально здания на Малышева, 31 «а» и «б». На противоположной стороне улицы дома также имели всего по два этажа. Среди них: дом купца Ермолаева на Малышева, 34 с многочисленными магазинами и различными заведениями, три двухэтажные усадьбы под номерами 36, 40, 42 купца Черемухина (в 40й он жил сам, а в двух остальных торговал бакалеей и вином), двухэтажный дом мещанина Поповичева на Малышева, 38.
Просмотров: 7117
Автор: Екатерина Турдакина