Самым тяжелым временем для уральских храмов стал 1937 год.
История с протестами вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге заставила многих задаться вопросом: как относится епархия к своему хозяйству в отдаленных районах области. JustMedia.ru совместно с сообществом «Ural Travellers. Уральские покатушки» подготовил спецпроект о заброшенных храмах Свердловской области, которые еще сто лет назад были символом не только силы веры, но и богатства екатеринбургских деревень. В каком состоянии сейчас православные святыни, читайте в JUSTTRIP.
Этим летом участники «Уральских покатушек» планировали совершить четырехдневный трип по 11 заброшенным церквям Свердловской области, но по факту удалось посетить больше храмов за меньший промежуток времени.
«Мысль об этой поездке появилась после прочтения книги Надежды Бурлаковой «Забытые храмы Свердловской области». За два выходных дня мы проехали почти 500 километров, пересекли три района нашей области и увидели более 20 заброшенных храмов. У всех очень схожая история – жизнь их покинула в начале прошлого века, после революции, когда храмы либо перестали выполнять свое истинное предназначение и стали складами, хлевами и прочим, либо и вовсе были объявлены «запретной территорией». Во время поездки мы делали аэросъемку. Посмотрели, что называется, «с ракурса для Бога». Ведь храмовая архитектура – это не просто функциональное распределение, каждый элемент имеет свое значение и зафиксированное место в этом ансамбле. Когда-то в этих местах кипела жизнь, и храмы были центром этой жизни, наравне с ярмаркой. И что показательно, и сегодня людям, там, вдали от крупных городов эти церкви и храмы нужны», - рассказал один из создателей сообщества «Ural Travellers. Уральские покатушки» Вячеслав Пестриков.
Заброшенный Крестовоздвиженский храм находится в селе Леневское Режевского района. По сведениям справочника 1902 года «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», каменный храм был заложен в 1800 году, а 1811 году освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 1833 году был устроен в нем придел в честь Пресвятой Богородицы и в 1834 году был также освящен, а в 1888 году был приложен новый придел в честь Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освященный в 1893 году. В начале XX века для священнослужителей церкви имелись два дома.
Службы в церкви перестали проводиться в 1937 году, когда в СССР начался «большой террор» и были расстреляны несколько влиятельных митрополитов, в том числе митрополит Петр Полянский, чей приговор привели в исполнение в соседней Челябинской области, в Магнитогорске.
В 2000-х годах в селе создан новый православный приход. В 2007 году эпизодические службы в разрушающемся храме проводил настоятель прихода соседнего села Арамашка Кирилл Любомудров. Сейчас некогда величественный храм с двумя колокольнями не функционирует и быстро разрушается.
Заброшенная Свято-Троицкая церковь расположена в селе Антоново Артемовского района.
Церковь была каменная, трехпрестольная. Заложена в 1876 году. Главный храм освящен в честь Святой Живоначальной Троицы в 1889 году. Правый придел во имя праведника Прокопия Устюжского освящен в 1888 г. Левый придел во имя преподобного Антония Леохновского.
В 1930 году храм закрыли и частично разрушили. До наших дней дожила только величественная колокольня, лишенная купола и постепенно разрушающаяся.
Еще одна заброшенная Свято-Троицкая церковь находится в селе Стриганское Свердловской области.
Село возникло, как Рождественский погост Белослудской слободы. В 1710 году в нем располагались Рождественская церковь и четыре церковных двора – попа Никиты Иванова, дьячка Климентея Топоркова, пономаря и трапезника.
В 1773 году поп Андрей Топорков заложил новую деревянную Христорождественскую церковь с приделом в честь святого Николая Чудотворца. От этой церкви остался памятник. На кладбище существовала полукаменная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунскаго; около 1868 года ее выкупило село Квашнинское.
В 1797 году была заложена Свято-Троицкая церковь, каменная, трехпрестольная, до 1870 года двухэтажная. В 1870 году верхний этаж уничтожили и взамен его построили два придела: северный был в честь святого великомученика Димитрия Солунскаго и южный – в честь Рождества Христова, освященный в 1878 году. А средний главный храм был переименован в честь Святой Живоначальной Троицы и освящен в 1878 году.
Храм был закрыт в 1930 году и почти полностью разобран. Из кирпича от церкви был сделан пристрой к школе. Церковь так и стоит в центре села, без куполов, крыши и стремительно разрушается.
Заброшенная Церковь Николая Чудотворца в селе Чернорицкое Свердловской области была построена в начале ХХ столетия.
Село Чернорицкое расположилось по обоим берегам реки Чернушки, отчего и получило свое название. Издавна здесь сеяли коноплю, а затем плели из нее веревки и канаты. Они славились по всей округе и даже были представлены на Уральско-Сибирской выставке 1887 года, где получили высокую оценку за отменную прочность.
Жители Чернорицкой не бедствовали, поэтому и поставили в своем селе добротный каменный храм в стиле эклектики. Имя автора проекта, по которому он возводился, неизвестно. Судя по сохранившимся строениям, проект не был типовым, а значит – стоил дорого. 20 мая 1905 года сельскую церковь освятили во имя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
В 1930 году церковь в Чернорицком закрыли, а колокола и кресты с нее сбросили. В целом церковное здание сохранилось неплохо, целы даже кровля и купола, а некоторые окна закрыты ставнями. Внутри помещения практически полностью разрушены и разграблены.
Церкви Николая Чудотворца в селе Шогринском Артемовского района повезло больше. Епархия занялась его восстановлением.
До постройки каменного храма в Шогрыше была деревянная церковь, которая существовала до 20-х годов XIX столетия, когда был освящен один из приделов новой церкви. На месте престола старой церкви, находящейся в церковной ограде, был устроен каменный памятник с крестом наверху.
В 1804 году был заложен трехпрестольный каменный храм и в 1830 году был построен на средства прихожан. Основной алтарь был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, боковые приделы: правый в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, и левый в честь Святых Флора и Лавра. В 1871—1878 годах колокольня и храм были перестроены, а в 1887—1888 годах к колокольне была приделана паперть. В состав Свято-Никольского прихода входили деревни Налимова, Хайдук и Сарафанова. В Налимовой и Сарафановой и в самом селе были построены деревянные часовни. Из предметов церковной утвари при храме находились оловянная дарохранительница и святой Евангелие, изданное в царствование императрицы Елизаветы Петровны.
18 августа 1936 года храм закрыли. Многие иконы были сожжены, колокола сброшены, а имущество вывезено и растащено. В советское время были разобраны боковые приделы. Здание храма служило клубом, складом, гаражом. Часовни в Шогринском и деревне Налимовой также разрушили.
В 1992 году храм во имя Святителя Николая был возвращен Екатеринбургской епархии в полуразрушенном состоянии. Сейчас ведется его восстановление. Частично восстановлена крыша, установлены пять куполов. На фасадах частично сохранился богатый декор, но внутри храма росписи утеряны.
Богослужения сейчас проходят в приспособленном молитвенном доме.
Еще больше заброшенных и восстанавливаемых церквей – в следующей части JUSTTRIP в пятницу, 30 августа.
Просмотров: 11906
Автор: Евгений Катыхин
Фотограф: Вячеслав Пестриков