Экскурсию по микрорайону специально для JustMedia.ru провел известный уральский исследователь Дмитрий Москвин.
Трудно поверить, но полномасштабная застройка одного из центральных микрорайонов Екатеринбурга — Втузгородка — началась только в середине прошлого столетия. До 1950-х даже на проспекте Ленина от Восточной до УПИ был пустырь с несколькими учебными заведениями, одним жилым домом и одинокой трамвайной колеей, вокруг которой грунт, трава и сорняки. Известный исследователь города и разработчик авторских экскурсий Дмитрий Москвин прогулялся с журналистом JustMedia.ru по улочкам его самого любимого микрорайона столицы Урала и рассказал историю его превращения из густого соснового леса в респектабельные «восточные ворота» Екатеринбурга.
Еще сто лет назад, когда в Екатеринбурге уже была советская власть и разрабатывались масштабные проекты, сегодняшний перекресток Восточной-Ленина был границей города. Это хорошо видно на цветном снимке Прокудина-Горского. За этой линией поля, а на холме, где сегодня кампус УрФУ, густой лес. Последний был местом для отдыха. Через него ходили на Шарташ, каменный граничный карьер.
Проект Горного института. ФОТО: Свердловский госархив
Освоение этой территории началось лишь в 1914 году с возведения на склоне холма, где сегодня площадь Кирова, Горного института. Предполагалось, что первое высшее учебное заведение Урала будет возвышаться над городом. Его будет видно из центра, потому как железнодорожного моста в то время здесь не было. Трёхэтажный объект в палладианском стиле был построен по проекту братьев Бернардацци. Сложно понять, насколько оно был большим. Но, думаю, что примерно таких же размеров, что и политехнический колледж на Ленина, 98. Осенью 1917 года объект сдали и здесь начался образовательный процесс, а дальше из-за революции все пошло не так как задумывалось.
Горный институт. ФОТО: Свердловский госархив
Летом 1919 года институт эвакуировали. В 1929 году его пытались приспособить под уральский политехнический институт, но из-за того, что здание сильно пострадало в годы Гражданской войны, сделать этого не удалось. Перед началом Великой Отечественной войны его пытались взорвать, но снести окончательно удалось лишь в 1956 году. Никаких упоминаний о том, что в нем что-то размещалось за эти 37 лет, нет. Получается, что это красивейшее здание все это время пустовало.
ФОТО: Свердловский госархив
Однако благодаря главному корпусу УПИ мы получили уникальную историю. Екатеринбург один из немногих городов, где главная улица упирается в здание. Из-за этого на Восток до конца XX века город почти не рос. Только с появлением МЖК и современной застройки он активно перешагнул за УрФУ. А до этого за ним были заводы, промзоны и небольшая малоэтажная сталинская застройка.
ФОТО: Свердловский госархив
Идея нового микрорайона простая — создать полноценный кампус для высших технических учебных заведений. Слово кампус не использовалось. Были понятия соцгородок, городок и отсюда появилось название Втузгородок. На картах территорию микрорайона иногда обозначали как научный городок. По общепринятым международным стандартам это полноценный англо-саксонский кампус, какие есть в Великобритании, США, Канаде. Университетский комплекс вынесен за рамки города и создается как отдельное городское поселение, а затем в процессе развития окончательно сливается с ним.
Стоительство УПИ. ФОТО: Свердловский госархив
Очень многие считают, что Втузгородок возник вокруг УПИ. Но на самом деле этот микрорайон — это конгломерат различных учебных и научных учреждений. И логика его развития до 1990-х годов была именно по этому принципу. Здесь располагается УрФУ, часть Юридического и Гуманитарного университетов, институт металлургии УрО РАН, Уральский филиал академии наук. До середины 2010 года тут находилась Академия современного искусства. К высшим учебным заведениям примыкают среднеспециальные: политех, автодор, колледж транспортного строительства. Долгое время был «Рифей».
Начинается Втузгородок со стороны центра города со здания Свердловского политехнического колледжа. Изначально, с 1942 года, он «квартировался» на базе УПИ. На момент принятие решения о возведении для него отдельного кампуса, он был самым крупных среднеспециальным учебным заведением города. Когда студенты других образовательных учреждений ушли на фронт, здесь обучались 1000 человек. Именно поэтому было решено строить для него большое помпезное 5-этажное здание и такой же этажности общежитие и дом для преподавателей. Последние должны были размещаться по краям учебного корпуса. Во внутреннем дворе объекта предполагались спортплощадки, медпункт и другие объекты соцбыта.
Уральский политехнический техникум. ФОТО: с сайта urpc.ru
Полноценный кампус политеха возводили 6 лет — до 1962 года. Это совпало с запретом на украшательства в архитектуре, поэтому объект попал под жёсткую критику и его сильно упростили. Так, не был построен пятый этаж, не появился фронтон над портиками с колоннами, сами колонны остались без ажурной лепнины. Но тем не менее у здания был сохранен классический дворцовый фасад. Такая архитектура подразумевает, что перед ней должна быть небольшая площадь, откуда ее можно созерцать. Изначально она здесь планировалась. На пустыре напротив политеха хотели построить Дворец молодежи, что для «образовательного», а, значит, молодежного микрорайона вполне логично. Между этими объектами бы как раз образовалась площадь. Но в итоге ни дворец, ни площадь здесь так и не появились.
Важно отметить, что до 1950-х годов ширина проспекта Ленина была в два раза больше и составляла 300 метров. Его красная линия проходила там, где размещается Автодорожный колледж, Суворовское училище, третий корпус УПИ. Сегодня эти объекты скрыты от глаз и находятся на второй линии проспекта.
Как я уже говорил ранее, эта территория осваивалась очень медленно. По карте 1932 года хорошо видно, что от Восточной до УрФУ все еще сохраняется гигантская эспланада. К середине-концу 1930-х на этом пустыре всего несколько зданий: первая трехэтажная часть Автодорожного колледжа (вторую возведут только к 1960-м годам), здание Уральского института металлов на Ленина, 101/2, третий корпус УПИ и Суворовское училище. Первый жилой дом на Генеральской-Ленина постоят здесь только после войны. На фото 1950-х годов видно, что на этом участке проспекта даже не было асфальта. Только трамвайная колея, вокруг которой грунт, трава и сорняки. Гагарина также пустовала.
В 1950-е году главный архитектор города Владимир Смирнов решает сузить проспект Ленина, уровняв его с той частью, которая проходит в центре города. Также было принято решение окончательно дооформить архитектурный ансамбль улицы. Появляется привычная нам панорама Ленина.
Владимир Смирнов решает сделать эту часть Ленина «восточными воротами» в город по аналогии с «северными» в районе ж/д вокзала. Именно поэтому этот отрезок главного проспекта почти сиамский близнец Свердлова.
ФОТО: Свердловский госархив
Смирнову до сих пор говорят спасибо за то, что он не допустил строительства хрущевок и панелек на всем протяжении главного проспекта. Во многих других городах России на центральной улице этого избежать не удалось.
ФОТО: Свердловский госархив
Над проектами домов, которые возводили от Восточной до Гагарина работали лучшие архитекторы того времени. Реализованы они были уже до начала 1960-х годов. Все дома были разные. Одни богато декорированы, вторые — средне, третьи — совсем просто. Но объединяет все постройки несколько базовых принципов: 5 этажей, функциональный первый этаж и в ряде домов наверху еще есть арочные окна. На Свердлова мы видим тоже самое. Задается эталон по качеству жилья и как могут выглядеть современные свердловские улицы для послевоенного времени.
Есть здесь и необычные для того времени постройки. Например, Ленина, 62, где два боковых стеклянных пристроя, которые диссонируют с общей логикой, но являются отсылкой к советскому модернизму. Это был брендовый узнаваемый дом в Свердловске с четким гендерным распределением (улыбается). В стеклянном пристрое слева располагался магазин «Фотолюбитель» для мужчин, справа — ювелирный магазин «Кристалл» для женщин. Горожане приезжали сюда семьями.
Дом строится для Союза советских художников, поэтому наверху размещаются мастерские с большими окнами-башенками. Здесь жил Геннадий Мосин, Анатолий Калашников и другие известные уральские художники.
В квартале домов по Генеральской, 6 «а», Ленина, 62/5 и 6 скрыт небольшой благоустроенный сквер с правильными посадками деревьев. Многие жители Втузгородка даже не подозревают о его существовании, а он сложился здесь еще в 1960-е годы. По одной из версий, на появление сквера повлиял тогдашний директор Дендропарка Дмитрий Филиппов, который жил в одном из прилегающих к нему домов. Он же обеспечил озеленение территории.
Сквер появился здесь не случайно. Это видно по необычной застройке хрущевками. Их разместили так не потому, что хотели сделать зеленую зону в центре, а, по всей видимости, из-за того, что место это было заболоченным. Осушать долго, поэтому директор парка предложил засадить этот участок липами. Последние хорошо «забирают» воду, тем самым высушивая местность. Этот сквер до сих пор не имеет названия и для меня он такой вход в Нарнию в центре Екатеринбурга.
Втузгородок в целом — это такой город-сад. Здесь Дендропарк, огромная озелененная площадь Кирова, бульвар на Мира, вдоль Ленина на тротуарах предусмотрено место для деревьев, почти во всех дворах зелень.
Мне кажется, что жилая застройка Втузгородка сильно недооценена. Здесь мы видим сочетание, наслоение и сохранение некоторой ансамблевости. До совсем недавнего времени 5 этажей — предельная высота застройки. Много кварталов с двухэтажными зданиями. Они являются важнейшей частью идентичности этого микрорайона.
Говоря о культовых постройках Втузгородка, нельзя не сказать о бане. Скоро она закроется на реконструкцию и, в каком виде откроется, мы не знаем. Это легендарный объект, который подарили городу за победу в Великой Отечественной войне. Логика этого мне не понятна, тем более, что Нижнему Тагилу по этому поводу подарили театр. Значит ли это, что жителям Нижнего Тагила надо было окультуриться, а Свердловска — помыться.
Баня на Первомайской. ФОТО: Свердловский госархив
Возводили объект по проекту Петра Лантратова, который в последствии работал над проектом кинотеатра в ЦПКиО им. Маяковского. Баню сдали в 1951 году. Получилось очень ироничное здание. На центральном фасаде всего три колонны, тогда как классицизм предусматривает симметрию, а значит, их как на фасаде УрФУ на Ленина, должно быть четыре. Считается, что таким количеством колон он подчеркнул несерьезность объекта, потому что нельзя строить баню как дворец.
Но легендарным этот объект стал не из-за количества колонн, а благодаря Никите Хрущеву, который в 1954 году посетил наш город. Ему показывали лучшие здания города, в том числе и баню, и тогда он сказал: «В Свердловске театр стоят как баню, а баню как театр». В чем-то Никита Сергеевич был прав. Если смотреть на объект со стороны, то глубина здания действительно напоминает большую театральную классическую постройку: вход, холл, зал и возвышение, как над сценой.
ФОТО: Свердловский госархив
Поэтому у Хрущева все логично упаковалось, тем более, что существующий тогда Драмтеатр (сегодня на его месте ТЦ «Успенский») был в выполнен в стилистике сурового конструктивизма. Обычно в таких же «строгих» зданиях в довоенное время как раз размещали бани.
Баня пользовалась огромным спросом в 1950-1960-е годы. Сюда ходили Борис Ельцин и стройные ряды суворовцев в черных шинелях с тазиками в руках. Последнее даже запечатлено на картине художника Алексея Рыжкова.
Ходил еще такой слух, что что на самом деле строили не баню, а крематорий. Тем более, что объект примыкает к кладбищу, есть труба. Но это байка. Единственное, что ее укрепило это то, что в конце советской эпохи здание покрасили в черно-красный цвет, что выглядело очень траурно. К слову сказать, на Михайловском кладбище, которое первоначально было для иноверцев, то есть лютеран, католиков и иудеев, расположена самая старая постройка Втузгородка — церковь Всех Святых. Объект возведен еще в 1886 году.
Если говорить про конструктивизм, то в этом микрорайоне он представлен не очень широко. Наибольшую ценность представляло здание бывшего техникума «Рифей» на Блюхера, 5 «а». Сегодня оно заброшено. Боюсь, что самая важная часть объекта — спортивный зал, своды которого сложены из деревянных ферм, может не пережить эту зиму.
ФОТО: Свердловский госархив
Еще один пример конструктивизма — здание Свердловского колледжа транспортного строительства на Первомайской, 73 1933 года постройки. Когда смотришь на центральный фасад специфической расцветки, то кажется, что это типовая постройка брежневского периода. Однако вертикальное остекление и выступающий с торца здания цилиндрический эркер с круглыми окнами, внутри которого лестница, говорят о том, что это конструктивизм.
К этому же стилю относятся два корпуса УрФУ с общежитиями, здание Института металлов во дворах на Ленина-Гагарина, а также водонапорная башня на Софьи Ковалевской.
Интересно то, что несмотря на то, что это очень молодежный микрорайон, где много образовательных учреждений, в нем нет ни Дворца молодежи, ни Дворца культуры. Первый кинотеатр «Искра» появился здесь только в 1958 году. Первый театр — в 2014 году, когда в помещение бывшей «Искры» переехал «Коляда-театр». Затем от последнего отпочковался ЦСД. Это стало первой попыткой перезагрузки микрорайона в культурном плане.
В 2019 году здесь планировали обновить библиотеку №17, сделав ее ультрасовременной и инновационной. Над проектом работали архитекторы из Голландии и России, но он так и не был реализован.
В микрорайоне всего один не ведомственный музей. Он открылся на Ленина, 101 летом 2016 года и посвящён жителю Втузгородка, одному из ключевых правоведов страны Сергею Алексееву. Это очень яркий человек, гений места. Он является одним из создателей Конституции РФ 1992 года.
Г
лавным ужасом Втузгородка, на мой взгляд, является 17-этажная новостройка, возведённая по старой красной линии рядом с Уралэнергостроем. За предыдущие 70 лет ни одной главархитектуре не пришло в голову разрешить строительство какого-то высотного объекта, который бы торчал среди пятиэтажек. Да, новый корпус Уральского института металлов, построенный в 1980-е, имеет 12 этажей и выглядит отвратительно, но он не торчит, а, значит, не схлопывает эффект от единого ансамбля.
По соседству с ним, на склоне холма, где стоял Горный университет, в середине 1950-х главный архитектор города Владимир Смирнов решил разместить фестивальную площадь. Разработать этот проект он поручил Гуго Шауфлеру. С задачей он справился отлично. Сегодня мы имеем самую большую озелененную площадь города с умным пространством. Единственный момент, который невозможно было предугадать в те годы, это то, что на Мира со временем будет огромное количество машин и просто так перейти через нее будет уже невозможно.
ФОТО: Свердловский госархив
В советские годы площадь активно использовалась. Здесь собирались колонны на митинги и все основные праздники: 1, 9 мая, 7 ноября, проходила весна УПИ. А последние десятилетия здесь почти ничего не проходит. Исключение — Венский кинофестиваль. Раз в год тут отмечают выпускной УрФУ, но больше используется часть площади перед университетом.
ФОТО: Свердловский госархив
Вот мы и плавно подошли к самому крупному вузу Втузгородка, который изначально назывался Уральский индустриальный институт. Возведение этого сложного архитектурного ансамбля растянулось почти на 30 лет — с 1929 по 1956-е годы. Два корпуса — чистый конструктивизм, еще один — обогащенный. Есть сталинский неоклассицизм. Создателем концепции зданий института был яркий для советской архитектуры человек — Сергей Чернышев. В 1929 он выигрывает конкурс по застройке УПИ, а уже в 1935 он занимается разработкой сталинского плана перестройки Москвы. После войны он будет одним из разработчиков МГУ на Воробьевых горах.
ФОТО: Свердловский госархив
И вот здесь прослеживается важная параллель. Чернышев ставит УПИ на холме. Для ранней советской архитектуры это важная история. Раньше на возвышенностях были храмы. В 1929-м их начали сносить. Встал вопрос, что ставить на этих знаковых местах? Не дома же. И вот Сергей Чернышев предлагает возвести на холме главный корпус высшего учебного заведения.
ФОТО: Свердловский госархив
Стоит отметить, что максимальная высота холма не там, где УрФУ, а в районе республики Лодыгина. Но и там на возвышенности не жилые дома, а два детских сада. На Московской горке, в Городке юстиции за водонапорной башней тоже детский сад. В итоге «вершины» передали детям. Получается, что в Свердловске Чернышев опробовал реализацию проекта университета на холме, а в Москве закрепил строительством МГУ на Воробьёвых горах.
ФОТО: Свердловский госархив
С 1937 по 1951 год директором УПИ был Аркадий Качко. К 1939 года вуз строили уже 10 лет, а главного корпуса еще не было. Он исправил эту ситуацию. Изначально объект планировали построить в стилистике конструктивизма, но в итоге победил ампирный вариант с помпезным центральным фасадом с могучей колоннадой и восьмиколонным портиком. Внутри паркет, анфилада, фрески и барельефы.
ФОТО: Свердловский госархив
В годы войны эту часть университета называли Музеем изящных искусств. Московские эвакуированные интеллигенты не могли поверить, что такую красоту стоят для индустриального института, который у них ассоциировался с грязными рабочими и металлургией.
Корпус Физтеха начали возводить одним из самых последних в 1949 году. И с ним интересная история. С одной стороны, это был очень важный для страны проект, надо было «убиться», но разработать атомную бомбу, а с другой — на строительство здания, где могли вести научные исследования, не было денег. Поэтому этот корпус строили целых семь лет. Первоначально здесь создается совершенно новый, засекреченный факультет с особым порядком доступа в здание. Даже общежитие, где жили его студенты, находилось намного дальше, чем другие — на Ленина, 66. Сделано это было для того, что студенты-ядерщики держались на расстоянии от основного потока.
ФОТО: Свердловский госархив
Ради Физтеха в начале 1950-х годов окончательно вырубили остатки существовавшего здесь соснового леса. По словам тех, кто в то время жил в профессорских домах, в нем в конце лета можно было собирать грибы. И речь не про шампиньоны, а обычные лесные грибы: синявки, маслята, подосиновики.
Рассказывая о Втузгородке, нельзя не упомянуть, водонапорную башню из красного кирпича на Софьи Ковалевской. Это единственное здание в этом микрорайоне, историю которого я не знаю. Неизвестно, как она работала, кого снабжала водой. Но ее постройка здесь вполне логична. Рядом котельная и баня.
Главная особенность объекта — это ее форма. Мы привыкли, что в довоенное время были цилиндрические башни. А эта кубической формы. Внутри лестница, наверху — цилиндрический бак. Такую же я видел в Калининграде, но, когда ее возводили, это был еще Кёнигсберг Восточной Пруссии. Это не значит, что был какой-то общий архитектор, общая история. Нет, просто это не какой-то единичный объект, как наша Белая башня, а возможно, даже типовой для эпохи авангарда.
ФОТО: Свердловский госархив
Сегодня в башне располагается кафедра теплофака УрФУ. По словам одного из ее сотрудников, в объекте 8 этажей, то есть на каждом пролете есть помещение. Верхушка башни, где был бак, не эксплуатируется. Окна в здании заменили, однако капитальная реставрация ни разу не проводилась.
Конечно, было бы очень замечательно превратить эту башню в центр идентичности Втузгородка со смотровой площадкой на верхнем этаже. Внутри можно было бы сделать современную экспозицию о микрорайоне, который совершенно уникален с точки зрения многосоставности. Здесь очень много сюжетов, все вращается на разных орбитах, в том время, как например, на Уралмаше одна ключевая история — соцгород при заводе.
Просмотров: 10947
Автор: Екатерина Турдакина