Зимой неизменно разгораются споры по поводу методов борьбы с зимней скользкостью в городах. При этом в Екатеринбурге не первый раз пробуют современные многокомпонентные реагенты. Используют такие и в Санкт-Петербурге, где прошел круглый стол «Накануне гололеда: готов ли Петербург к зиме 2024-2025?».
В числе прочего обсудили минусы механической уборки и песко-соляных смесей - эксперты полагают, что это актуально для любого крупного города. А современные реагенты в Северной столице закупают который год не только коммунальные службы, но даже Государственный Эрмитаж - скользить и падать у крупнейшего музея страны не пристало.
Экспертами на мероприятии выступили представители Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта, «Экологического союза», производители зимней спецтехники и противогололедных материалов, представители власти.
В качестве основного метода борьбы с зимней скользкостью и снежными накатами в Северной столице, как и во многих российских городах, до сих пор применяют песко-соляную смесь – этому методу, к слову, около 100 лет.
Однако даже к выбору такого привычного материала необходимо подходить тщательно. Например, некачественный песок с глиной, который часто применяется на дорогах, смешиваясь со снегом, приводит к образованию неприятной рыже-коричневой каши, которую так не любят жители города. Если использовать только фрикционные материалы (песок, отсевы дробления) без химической части, которая плавит снег, то его объем будет расти. А это требует постоянного вывоза снежных масс на снегоплавильные комплексы, что серьезно увеличивает затраты бюджета.
Применяемая в больших объемах техническая соль вредит почве, из-за чего ее верхний слой затем необходимо снимать и вывозить. Если же отказаться от использования соли, то город рискует быть заваленным снегом (в пример опыт Петербурга 2016 года) – коммунальщики не будут успевать его убирать при обильных снегопадах, а увеличение числа дворников и закупка техники также повлечет дополнительные существенные расходы.
Обеспокоенность массовым применением песко-соляной смеси выразил и старший научный сотрудник Лаборатории методов реабилитации техногенных ландшафтов СПб ФИЦ РАН Александр Герасимов, подчеркнув, что растопленный снег, смешанный с технической солью, попадает в воду и на газоны, а это приводит в свою очередь к нарушению природного баланса и негативно влияет на здоровье горожан.
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова отметила, что в обществе сложилось предвзятое отношение к реагентам и часто звучат призывы отказаться от их использования в пользу ручного труда и механизированной уборки.
«Однако в российских городах, особенно миллионниках, очень интенсивное движение и большой поток пешеходов. Поэтому даже при действующих нормативах и принципах зимнего содержания дорог не хватает людей и малометражной техники», – отметила эксперт.
Многие считают, что инновационные ПГМ не лучше привычной технической соли, потому что содержат хлорид натрия и хлорид кальция, делится советник гендиректора по развитию Уральского завода противогололедных материалов Евгений Немировский. Однако в них также содержатся ингибиторы, снижающие коррозийность и воздействие на окружающую среду.
«Более того, на сегодняшний момент все это объединено в единую гранулу. Ранее, когда противогололедная смесь вылетала из машины, было непонятно, куда упал кальций, куда натрий, на каком участке произошло то или иное воздействие и т.д. Теперь одна гранула содержит в себе и ингибиторы, и хлорид натрия с хлоридом кальция. И мы четко понимаем, какое она оказала воздействие, упав на конкретный квадратный метр, - добавил он».
Представитель производителя подчеркнул, что экономию может дать превентивный подход к зимней уборке дорог. Использование современных ПГМ до и во время выпадения осадков позволяет сократить их применение почти втрое.
По словам участников круглого стола, безопасность автомобилистов и пешеходов – приоритетная задача, которая стоит перед городскими службами. Узкие улицы и небольшие дворы-колодцы, где не может проехать техника, убираются хуже всего. А это становится причиной зимнего травматизма. В Екатеринбурге как в любом другом крупном городе количество обращений в травмпункты увеличивается с первыми же обледенениями. Чаще всего люди падают и получают травмы утром по пути на работу, говорит статистика.
«Тем временем нормативы, по которым составляются бюджеты городов на содержание дорог сейчас – от 1987 года. Самые свежие – за 2012-2013 гг., - напомнила Юлия Антонова. – В них зачастую не входят ни новые материалы, ни современная техника».
Чтобы отказаться от привычных методов в пользу современных материалов нужны решимость и финансирование закупок. Однако в конечном итоге это будет выгоднее за счет меньшего объема используемых ПГМ и в результате сниженного влияния на экологию, отсутствия необходимости в постоянном вывозе снега на снегоплавильные комплексы и мойки дорог от песка после зимы. Поэтому современные реагенты все чаще находят свои строчки в бюджете города и районов.
Просмотров: 258
Автор: Редакция JustMedia