Сообщить новость
8 августа в 13:59

Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт»

Многие люди работали 24 часа в сутки.

Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт»
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт»

В годы Великой Отечественной войны женщинам-трамвайщикам приходилось очень трудно. Они сутками ремонтировали вагоны, собирая по путям гайки и болты, таскали раненых и многотонные вагоны. Пассажирам было не легче. Транспорта катастрофически не хватало. Приходилось ездить на крыше, подножках или часами ждать на остановках.

 

О перегонке вагонов из блокадного Ленинграда, круглосуточной работе женщин-трамвайщиц, а также о том, как трамвай стал главным грузовиком Свердловска, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), в 1941 году на Урал эвакуированы свыше 10 млн человек, переброшены 1300 крупных, преимущественно военных, предприятий. Из них 677 в Свердловскую область. Население Свердловска с 1941 по 1943 года выросло с 494 до 650 тысяч человек. В связи с этим появились новые районы, поселки. Возникали проблемы с питанием, жильем, городским транспортом. В часы пик в вагон зайти было невозможно. Люди забирались на крышу, ездили на сцеплениях, висели в дверях. Бывало выйдет вагоновожатый перевести стрелку, а назад зайти не может.  

 

 

                                                                Поезд КМ-КМ, 1945 год

 

«По городу ходили всего 19 поездов, люди висели на подножках, забирались даже на крышу. Кабины у водителя не было, меня порой так вдавливали, хоть плачь. Если не было сменщика, то водитель не имел права заезжать в парк и продолжал работать. Зато в сильные морозы нам давали погреться в диспетчерской на площади 1905 года. Рабочие смены слесарей были по 10 часов и более. Очень тяжело было ремонтировать вагоны, но мы справились», - вспоминает на страницах книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет» Евдокия Кощеева, которая работала в годы войны сначала водителем, а потом слесарем трамвая.
 

 

Машины аварийно-ремонтной службы горэлектротранспорта

 

Осенью 1941 года на территории вагоноремонтных мастерских разместился эвакуированный из Москвы механический завод №2, который наладил производство противотанковых снарядов. В первые месяцы их производили за смену 20 штук, в конце 1943 – 2000 штук. Основную рабочую силу составляли женщины и подростки 13-17 лет.

 

 

     Вид на  проспект Ленина с Театра оперы и балета  ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

«Станков специальных для выпуска снарядов не было, использовали старые большие, на которых точили детали для трамвая. Работали по 12 часов в сутки, без выходных, в основном девочками. Сами обрезали, растачивали, снова загружали, затем везли наращивать и начинять взрывчаткой. Никакой спецодежды не выдавали, ни очков, ни перчаток. Горячая стружка летела в лицо, в глаза. Эмульсия, которой обрабатывали снаряды, разъедали руки, все были в фурункулах, боль была ужасная, но мы об этом не думали», - вспоминает школьница Анна Шимолина, которая пришла вагоно-ремонтную мастерскую в 1941 году.

 

 

                                             Дом юстиции. На дальнем плане жилой корпус
       Фото архитектора Стрекопытова Ю.А. Опубликованы: Ностальгия по Свердловску 15-1, 1723.ru

 

Жили работники завода на казарменном положении, в механическом цехе. Когда силы их покидали, они шли в отдельное помещение и там спали прямо на досках, а потом опять к станку. Немало людей в могилу унес голод. Норма питания была 600 граммов хлеба, если рабочий выполнял задание, если нет – 400-500.

 

 

                                                       Почтовый вагон во время войны
«К началу войны я уже год работала кондуктором в трампарке. Работа очень нравилась, но вдруг известие – война. На территории депо стали выпускать противотанковые снаряды. Заготовки для них весили по 70 килограммов. Целый день наша бригада трудилась не покладая рук. Ночью продукцию отправляли. А утром директор встречала: «Девочки, выручайте, состав раненных привезли». Повздорим, в слезу. «А куда деваться»? Едем переносить раненых. Однажды мы с напарницей Феней уронили носилки с одним из них – так спать хотелось. К тому же голодали, многие падали в обморок от истощения», - вспоминает в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» ветеран труда, трамвайщица, кавалер ордена Трудового Красного знамени А.Г Неугодникова.   

 

                                         ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

Тринадцатилетним встал за станок Михаил Кузоваткин. Отец трамвайщик ушел на фронт и погиб. Мать привела сына в цех. Худенький, молорослый, он не мог дотянутся до агрегата и подставлял под ноги деревянный ящик. Михаил Владимирович и сегодня трудится электрослесарем в Южном трамвайном депо.

 

В кризисном состоянии находилась ремонтная база Свердловской городской железной дороги. По словам начальника энергохозяйства СГЖД Бориса Зубрицкого, требовалось увеличить количество подвижного состава. Очень срочно «свободные вагоны» можно было найти в блокированном Ленинграде. Из почти 2000 вагонов можно было использовать лишь малую часть. Чтобы вывезти их в Ленинград отправили начальника технического отдела управления А.Н. Попова.

 

 

ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами, с помощь ленинградских рабочих и солдат ему удалось отгрузить столь нужные для Свердловска 60 вагонов. В северной столице России вражеские снаряды и осколки не пощадили вагоны, да и в пути им досталось. Но все же они были на хожу. Доставленные вагоны быстро восстановили и увеличили выпуск трамваев на свердловские маршруты.

 

 

 

«Монтер контактной сети, кроме физической силы, должен обладать способностью работать на высоте. Этим качеством женщины похвастаться не могли. Когда последний электромонтер контактной сети ушел на фронт, было принято решение укомплектовать бригады женщин-фонарщиц. Так называли тех, кто включал в контактную сеть по вечерам фонари, освещавшие трамвайные остановки, и утром отключал. Раньше не применяли лебедки. Вытягивание контактного провода производилось тремя мужчинами. Женщин для этих целей требовалось 6-7. Трудились они самоотверженно и удовлетворительно обеспечивали эксплуатацию контактной сети, если не считать появившихся чисто женских повреждений. Выпадал часто контактный провод, так как у женщин не хватало сил намертво зажать болты провододержателя. Да и сами женщины нередко сваливались с высоты», - вспоминает Борис Зубрицкий.

 

 

                                        Дома ГоспромУрала. Вид на южный фасад комплекса
Фото архитектора Стрекопытова Ю.А. Опубликованы: Ностальгия по Свердловску 15-1, 1723.ru

 

В 1941 были построены дополнительные тяговые подстанции. Трамвай стал главным грузовиком города. При службе движения действовал участок грузовых перевозок. Выделенные в его распоряжение трамваи перевозили муку с мельзаводов на пекарни, развозили военную продукцию с заводов, оборудование для эвакуированных заводов. Для этого были проложены около 20 тупиковых линий к заводам, товарному двору.

 

 

Перевозка хлеба во время войны

 

Кроме грузов к промышленным предприятиям, надо было подвозить рабочую женско-подростковую гвардию. Для этих целей в городе своими силами была построены новые линии трамваев на Сортировку, Эльмаш и мясокомбинат.

 

В вагонах мытищинского завода с торца были предусмотрены специальные двери, именно через них в санитарные вагоны вносили и выносили раненных, которых подвозили от тупика ВТУЗ-городка в военным госпиталям, в том числе на 8 Марта-Малышева.

 

Зимы в годы Великой Отечественной войны были суровыми: обильные снегопады, жестокие морозы. Часто с рельсов сходили трамваи. В этом случае женщины поднимали вагоны вручную. Из механических устройств только ручные домкраты и железные полоски, которые подкладывали под колеса вагонов и тянули. Выгружали женщины шпалы, рельсы, стрелочные переводы, тяжелейшие пересечения и крестовины. Единственная помощь: «Раз, два -взяли».

 

 

  Проспект Ленина. ФОТО: Ностальгия по Свердловску. Часть 16. Снимки из госархива Свердл. области. 
  Предоставил Олег из Нижнего Новгорода сайту 1723.ru

 

Отсутствие запчастей с заводов и переоборудование ВРМ в оборонное предприятие привело к резкому снижению объема ремонта вагонов. Так, если в 1941 году на линию выходили 122 вагона, то в 1943 всего 64.

 

«Вагоновожатой я работала с 1938 года. С 1942 года жесткая необходимость заставила перейти слесарем по ремонту подвижного состава. Работала без выходных. Смена длилась 12 часов. Остальные 12 часов восстанавливали списанные вагоны. Бывало присядешь на минутку и от слабости уснешь сидя. Особенно тяжело было с запасными частями. Выходили на линию и собирали по путям гайки, болты, куски железа. За смену надо было поставить под вагон около 100 чугунных колодок, сто раз слазить под вагон. Ватные брюки на коленях были сплошь в заплатках. Недоедали, недосыпали. От худосочия по телу пошли чирьи. Пришла к директору пивзавода попросила дрожжи, а он: «Вы не наша». «Непохоже, - говорю, - что я из-за границы приехала», - вспоминает на страницах газета «Электропуть» ветеран труда Лилия Позднякова.

 

 

Уралмаш, площадь Первой Пятилетки. На переднем плане "мавзолей" с захоронениями Банникова и 
Фидлера. Сейчас, примерно на этом месте, стоит памятник Орджоникидзе
ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 1723.ru  Автор снимков: Robert Byron

 

Только в 1944 году на территории депо был ликвидирован военный завод. К концу года здесь смогли отремонтировать 116 вагонов, в том числе ленинградских. Коллектив трамвайного депо стал пополняться за счет демобилизованных по ранению бойцов Красной Армии, выпускников ремесленных училищ. Увеличивался плановый ремонт вагонов.

 

 

                                                                     Городок чекистов
ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 1723.ru  Автор снимков: Robert Byron

 

Но запасных частей по-прежнему не хватало. Дело доходило до того, что вместо металлических тормозных колодок на прицепных вагонах ставили пластмассовые и даже деревянные. На помощь трамвайшикам пришли литейщики завода «Пластмасс» и завода им. М. Калинина. Они отливать тормозные колодки и другие детали, необходимые для ремонта.

 

Уже к концу войны трамваи почти вернулись к обычному графику работы.

 

 

                                                   Ветераны Великой Отчественной войны

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и музею ЕТТУ.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного –здесьздесьздесьздесь и здесь.

 

 

Просмотров: 7454

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также