Уральские эксперты выяснили, что мешает девелоперам создавать парки

В городе 132 территории парков, скверов, аллей.

Качество жилых проектов в Екатеринбурге продолжает расти. Однако зачастую девелоперы, помимо квадратных метров, предлагают своим покупателям лишь небольшие под копирку благоустроенные дворы, тогда как екатеринбуржцы хотят большего. Им нужно не просто детская и спортивная площадки, а полноценная «зеленая» зона для отдыха.

 

Девелоперы и власти Екатеринбурга на Рождественском саммите ГУД обсудили вопрос того, что сегодня мешает городу и застройщикам создать парковые проекты и как решить эту проблему.   

 

—Андрей Бриль, полномочный представитель НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» в Екатеринбурге и Свердловской области:

 

—Проблема благоустройства стоит и перед городом, и перед девелоперами. Сегодня основной фокус проблемы – на парках. Дело не только в том, что девелоперы в силу нормативов не имеют интереса заниматься пространствами. С нашей точки зрения, деньги, которые затрачиваются на благоустройство дворов, используются крайне неэффективно. Соотношение средств, которые вкладываются в дворовые пространства, с количеством людей, которые ими пользуются, с видами функциональных активностей, которые там происходят, абсолютно неудовлетворительно. Вынос части общественных активностей из дворов в парки стало бы разумным решением. Встает вопрос не только о нормативах, финансировании и кто чем занимается, ключевым становится вопрос эксплуатации. Если мы говорим о концессии, то нужен поиск конкретных решений, как технически организовать взаимодействие частного бизнеса, муниципалитетов и федеральных властей.

 

 

 

Надежда Абакумова, руководитель направления стратегического развития АО «Атомстройкомплекс»:

 

—В Екатеринбурге 60 официальных парков и скверов, поставленных на баланс и имеющих управляющую организацию. По исследованиям N1.ru, 49% респондентов заявили, что хотели бы жить рядом с парком или сквером, 10% - в пешей доступности к набережной. В чем ошибка в исследовании? Люди хотят жить вблизи благоустроенных, а неосвещенных и небезопасных парков. В программах развития и благоустройства, которые появились в последние два года, всего 4-5 финансируются за счет муниципалитета. С такими темпами по развитию парков мы лет за 20 их благоустроим. Мы даже не начинаем говорить о создании новых общественных пространств и парковых зон.

 

В то же время, многие аналитики девелоперов говорят о все большей доле затрат на благоустройство дворов и территорий. Сегодня из бюджета проекта на эти цели выделяется от 0,5 до 2%. Мы знаем много примеров невероятных дворов, которые проектируют дизайнеры мирового уровня – ландшафты, ручьи и т.д. Это все у нас во дворах происходит. Но когда человек выходит из двора, картина мира меняется. Девелоперы спорят и соревнуются, у кого двор будет краше, симпатичней, благоустроеннее. До 2% бюджета девелоперов уходит во дворы. Можно ли часть этих бюджетов перенести в парки?

 

Городу ничего не остается, кроме как мотивировать девелопера обращать внимание на парки, – прежде всего, деньгами и архитектурными решениями. Мы рассматриваем тему парков, мы используем в рекламе соседство с парками. Мы рассматривали различные подходы, как нам поучаствовать в благоустройстве соседних территорий.

 

Что именно сегодня мешает девелоперу «идти в парки»? Во-первых, устаревшие «дворо-центристские» нормативы проектирования, которые не рассматривают досуг жителей, кроме занятий спортом в масштабах района, микрорайона и квартала.

 

Во-вторых, отсутствие стандартов, правил и минимальных параметров благоустройства парков, скверов и других общественных пространств, а также дворов. Какими должны быть парки? Что там должно быть расположено? Досуг для детей? Досуг для взрослых? Спорт? Ни один из нормативных документов не содержит информацию о том, что должно быть в парке.

 

В-третьих, экономия из бездействия. В Екатеринбурге за счет средств бюджета города сегодня содержится 16,7 млн кв. метров придорожных газонов, 3,67 млн кв. метров газонов и тропиночной сети в парках и скверах, более 51 тысячи кв. метров цветников, более 12 тысяч урн и 800 скамеек. Любое новое благоустроенное пространство – это дополнительные расходы на эксплуатацию и содержание этого объекта.

 

 

 

При отсутствии нормативного регулирования рынок перекосился в минимальное благоустройство парков и дворов. При росте благоустроенных дворов у нас хиреют и хиреют парки, полностью запущенные всеми участниками этих отношений.

 

При застройке квартала, по квадратным метрам, согласно нормативам, вырастают гигантские дворы. Сумма этих дворов в периметре квартала дает хороший, приличный парк, если не городского, то районного значения. Если же мы распилим эту территорию между домами, то получим 4 забора с нулевой проницаемостью, и никакого общественного парка не будет. В нормативах Екатеринбурга такие слова как «проницаемость среды», «общественные зоны» отсутствуют как факт.

 

Девелоперу было бы интересно, например, сделать единую спортивную зону, досуговое место, плейхаб для детей.

 

План по озеленению города у нас перевыполнен в 3 раза. У нас 16,5 млн квадратных метров придорожных газонов в Екатеринбурге. Почему они появились – возникает вопрос. Потому, что у нас нормативами предписано озеленять город. Но не написано, что на каждого человека должен быть один тополь или одна липа, например. Озеленение у нас идет через газоны, в том числе придорожные, технические. Убирать и эксплуатировать миллионы квадратных метров газонов? У города нет таких ресурсов.

 

Нужно возвращаться к вопросу нормативов. Они еще советские и в части озеленения не изменялись. Интерес у девелоперов есть. Осталось только наши интересы согласовать.

 

 

 

Тамара Благодаткова, председатель комитета благоустройства администрации Екатеринбурга:

 

—Важно понимать социальное назначение парка. В городе 132 территории парков, скверов, аллей. Признаю, Екатеринбург развивается, в том числе и по генплану, так что мы вытесняем зеленые насаждения, мы подменяем их так называемыми зелеными зонами. Нужны небольшие парки, районные, в которых можно погулять, отдохнуть, подышать воздухом. Необходимы и лесные парки, в которых можно кататься на лыжах и проводить весь день. Сегодня мы видим, как меняется ситуация: уменьшается количество лесных парков, особо охраняемых природных территорий. За последние годы они намного уменьшились. Застройка и инфраструктура наступают на эти зеленые территории. Мы пытаемся увеличивать межквартальные зеленые зоны, чтобы человек там мог отдыхать. Но здесь вмешиваются и другие подводные течения, стратегии и конечные цели при застройке.

 

Тем не менее, в микрорайоне Солнечный создан изумительный парк. Мы абсолютно готовы принимать такие объекты у застройщика в муниципальную собственность, как только будет завершено его строительство. Мы уверены, что задача муниципалитета его содержать, чтобы обеспечивать отдых жителям конкретного микрорайона. Активно возводится Преображенский парк в микрорайоне Академический, под организацию которого отведены 90 га земли.

 

Было бы хорошо, если бы мы с застройщиками работали над этой темой и понимали, что они хотят построить и как из этого извлечь пользу.

 

 

 

Феликс Блинов, председатель комитета РГУД по инвестициям, генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» (Москва):

 

—В концессии важно, что либо власть знает, что хочет сделать, либо есть бизнес, который говорит: я это готов сделать, только разрешите и не мешайте. Кто-то должен быть инициативной стороной. В какой-то момент развития нашего общества мы дойдем до того, что это будут не власть и не бизнес, а инициативный гражданин, комьюнити».

 

Тимур Абдуллаев, руководитель «Архитектурной группы «Ин.Форм»:

 

-Я бы разделил проблему и выделил систему общественных пространств внутри города и плотность застройки. Что касается парков: длительно существовала система таких объектов, которая была спланирована по давно действующим нормативам и генплану. Сейчас развиваются новые огромные пространства, которые на генпланах в таком виде, конечно, не присутствовали. Они нуждаются в парковой составляющей. Крупные компании-застройщики так или иначе этот вопрос сейчас рассматривают. Есть пример компании РСГ-Академическое, которая строит парк в 90 гектар, эти земли, которые в дальнейшем передаются в управление городу. Это маркетинговая история, которая влияет на качество жизни в районе, на продажную историю. И это прямая заинтересованность.

 

Вопрос о межквартальных скверах – вопрос среднего масштаба девелоперских проектов, когда на уровне работы с жилой единицей в современных урбанистических трендах требуется разделение систем частных и дворовых пространств. Не нужно впихивать во дворы спортивные площадки и прочее. Но нужно понимать, что все эти территории попадают в границы землеотвода девелоперской компании, и они посчитаны в плотности застройки по нормативам на то количество жителей, которым они будут принадлежать.

 

 

 

Про нормативы. Я, как практикующий архитектор, как специалист, который сейчас работает с огромными проектами комплексного развития, могу вам сказать, что наши нормативы проектирования позволяют достигать очень высокой плотности. У нас бытует мнение, что наши города крайне низкоплотные и, соответственно, их нужно уплотнять, уплотнять и уплотнять. Если посмотреть на город в целом – город низкоплотен в силу исторического развития. В нем есть много срединных зон, где дистрофирована застройка. Но если вы посмотрите на новые городские районы, которые развиваются по современным проектам, то плотность их многократно превышает плотность их европейских аналогов. Все эти вопросы нужно разделить, и тогда станет проще на них отвечать.

 

Наталья Трунова, вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок:

 

 

—Чтобы сложилось правильное впечатление, нужно сказать, что не девелоперы являются основными концессионерами по отношению к паркам, не строители жилья. Скоро этого не будет! Если мы будем продолжать строить эти прекрасные жилые массивы – весь народ будет бежать. Почему они должны жить в этих высокоплотных и не всегда интересных районах? Ключевыми инвесторами в парки являются не концессионеры, а те, кто связан с бизнесом в сфере здоровья, индустрии спорта, с гостиничным бизнесом, индустрии развлечений. Если мы говорим про комплексную ситуацию в Екатеринбурге, то нужно смотреть, какие функции городу нужны, и где искать тех девелоперов- развивателей, которые сюда придут с проектами, в том числе и парковыми.

 

 

 

Почитать другие материалы с саммита можно здесь, здесь, и здесь, посмотреть ФОТОРЕПОРТАЖ - здесь

 

Просмотров: 6820

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости