По мнению специалистов, это пример того, как реальные опасности теряются в пучине надуманных страхов.
В социальных сетях накануне прошла оживленная дискуссия на тему заклеивания камер на ноутбуках. В ходе обсуждения выяснилось, что большая часть людей решается на такой шаг, так как боится слежки. По этому поводу мы обратились к экспертам по безопасности Максиму и Анастасии Береновым, которые объяснили природу возникновения этого страха.
Мнение специалистов о борьбе с этой боязнью и о том, как защищать себя о своих детей в интернете – в рубрике ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ.
Заклеивание камеры – это скорее признак страха, подогретого идеей сверхзначимости, не иначе. Технически подсматривание за вами возможно, но это настолько сложно, что имеет смысл, только если вы публичная личность. Что же такого в этом страхе? Он играет на человеческих слабостях – «ты важен» и «ты в центре истории». Подумайте сами, ради чего нужна эта сложная система взлома, даже если она осуществима. Это как раз пример того, как мы теряем в пучине выдуманных или широко раскуроченных страхов реальные опасности. На самом деле ты можешь быть совершенно неважен и неинтересен внешнему наблюдателю, но, тем не менее, жизнь твоя важна, ценна и интересна.
![]() |
![]() |
Осознав это, уже не цепляешься за страшилки, и есть возможность оценить ситуацию здраво. НО! В любом возникающем страхе надо разбираться, какой за ним мотив, есть ли у него рациональное зерно, что я могу сделать конкретно, чтобы обезопасить себя и что изменится в моей жизни, если я буду руководствоваться этим страхом или наоборот не буду. В ответе на эти вопросы обычно лежат очень интересные открытия.
Можно, конечно, поставить родительский контроль, более того – этот совет популярен среди тех, кто пытается обезопасить ребенка.
Не спешите! Не читайте переписку ребенка! Вспомните свои чувства, когда мама находила ваш дневник с записями или письма? Рассказывали ли вы потом что-то родителям? Чужие письма читать нельзя, и это все еще актуально.
![]() |
Если ребенок проявил интерес к информации, которую вы считаете вредоносной, то поговорите с ним. Это означает, что он дорос, и важно донести ему вашу позицию. Важно уметь говорить о смерти, сексе и деньгах, и чем спокойнее вы об этом говорите, тем больше вероятность, что в минуту реальной опасности ребенок вам поверит. А вот смотреть саму страничку из искреннего интереса и даже добавиться в друзья при обоюдном согласии можно и нужно.
Сюда же и истории знакомств в интернете, который фактически заменил детям улицу. У них действительно там появляются реальные друзья. Но что делать, если виртуальный друг пригласил ребенка пойти погулять?
Первое и самое важное – ни в коем случае не запрещайте ребенку идти на встречу! Лучше вместе с ним решите, как это сделать безопасным способом. И тем более не обесценивайте его общение – вполне возможно, это для него очень важно и, проявляя сомнения в существовании его друзей, вы, прежде всего, делаете больно своему ребенку. Если он действительно хочет развиртуализироваться, этот вопрос решить очень легко – просто пойдите вместе с ним. Так вы не только покажете, что разбираетесь в принципах безопасности, но и проявите интерес к жизни ребенка, а это бесценно.
Нельзя приучать ребенка к тому, что его страничка всегда на виду у вас. Это размывает его чувство границ и его волю к отстаиванию интересов. Не почувствовав этой грани личного, он также уязвим перед умеющим выудить секреты незнакомцем. Поэтому формируем умение сказать «нет». Это важный навык безопасности в сети и реальности!
Как ни странно, интернет как среда для общения более безопасен, чем реальная жизнь. Избить, изнасиловать, убить по сети можно лишь на страницах фантастических книг. Да и умение общаться – залог жизненного успеха! Да, здесь возможны шантаж и травля. Поэтому обязательно расскажите своему ребенку, как отправлять собеседника в черный список, делать снимок экрана и отправлять жалобу администрации соцсети. В наиболее вопиющих случаях этот скрин может стать основанием для возбуждения уголовного дела. А вот удалять неприятные вам сообщения и смс не стоит. Они могут быть использованы как доказательства травли, клеветы, угроз.
![]() |
На что важно обратить внимание?
От брани и троллинга можно защитить себя баном или игнорированием. А вот на угрозы, тем более исполнимые, нужно реагировать! Следует также учесть, что часто кибербуллинг имеет корни в реальности – так продолжают общение после школы. Поэтому в профилактике и работе в случае кибербуллинга нужен комплексный подход, если это системная история. Обязательно следите за тем, что рассказывает ребенок о школе и с каким настроением туда ходит!
Есть одно важное правило – у вас должны быть выстроены доверительные отношения с подростком. Говорите с ним о ценности жизни, показывайте это на примере. Поделитесь своими переживаниями из подросткового периода, потому что мысли о жизни и смерти, опасности, риске – необходимый этап развития. Мысли не равны действию, это важно. Очень важно понимать, что ты не один. Ну и, конечно, психическое здоровье детей – зона ответственности семьи, а не интернета или школы. Расскажите своему ребенку о том, как вы сами решали эти вопросы, как справлялись с трудностями, как проживали личные кризисы.
![]() |
Не у всех интернет-пользователей есть зависимость, и характеризуется она не столько длительностью нахождения в сети, сколько двумя факторами — болезненной реакцией, когда доступа к вожделенному гаджету нет, и явным сбеганием из реальности в сеть.
Очень важно подчеркнуть эти два фактора. Ребенок получает что-то, чего не может получить иначе, и сбегает от чего-то, что невыносимо. Зачем и от чего?
Зависимость — это история про то, что подростку в интернете лучше, чем в реальности. Он туда идет получить что-то, чего иначе получить не может. Или он там супергерой и только так может прожить какую-то историю, или он просто не умеет в реальности жить и общаться. Если ребенку одинаково хорошо в онлайне и офлайне, если он понимает, зачем он ходит в сеть — это не является зависимостью. И тут важно оценивать не только количество, но и качество проведенного в сети времени. Что именно он там делает? Может проект готовит или музыку пишет, или у него друзья в Лондоне?
А вот если ему в сети лучше, чем в реальности, а тем более, если случилась дезадаптация — это уже дурная история. Но есть одно НО! Иногда ему и в интернете объективно может быть лучше. Не потому, что он в зависимости, а потому, что здесь и сейчас окружение не очень. И тогда вопрос не в плохом интернете, а в плохом окружении.
Если ребенок увлеченно играет в компьютерные игры, не спешите ему запрещать это делать. Лучше исследуйте, какой ресурс он получает там. Хватает ли ему этого в реальности? А чем можно помочь?
Поэтому важные принципы профилактики зависимостей – это повышение адаптации к реальности, умение выдерживать то, что происходит в жизни и умение реализовать себя.
Ну и напоследок несколько универсальных правил безопасного интернета:
![]() |
Просмотров: 9096
Автор: Редакция JustMedia.ru