«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт»

Десять лет свердловским рогатым пришлось ждать нового дома, чтобы наконец перестать ютиться под крышей Октябрьского депо.

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 1

Десять лет свердловским рогатым пришлось ждать нового дома, чтобы наконец перестать ютиться под крышей Октябрьского депо. Проект на Веере был разработан еще в 1965 году, однако его реализация началась лишь спустя 8 лет. Зато потом Орджоникидзевское депо строили в таком авральном порядке, что акт сдачи объекта не подписали пожарные и санврачи. К запуску депо не была готова и контактная сеть, поэтому по части маршрута на Уралмаше троллейбусы буксировались тягачами.

 

О трудностях строительства и запуска Орджоникидзевского депо в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

Троллейбусный парк постоянно пополнялся, и уже в середине 1960-х годов количество машин было почти на 60% больше, чем могло вместить себя Октябрьское депо. Вопрос строительства нового обсуждался на уровне Москвы годами. Институт «Свердловскгражданпроект» в 1965 году разработан проект северного троллейбусного депо, однако его согласование длилось почти 5 лет.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 2
 Уралмаш. Улица Машиностроителей, 1932 год. ФОТО: музея ГЭТ Екатеринбурга. Взято с сайта 1723.ru 
                               опубликовано пользователем по имени Александр

 

Лишь 11 августа 1970 года на заседании исполнительного комитета Свердловского городского Совета депутатов трудящихся был подписал документ №368 «О завершении согласования проекта строительства северного депо на улице Бакинских Комиссаров». Однако и это не сдвинуло замысел с мертвой точки. Строительство Орджоникидзевского депо в поселке Веер началось только в 1973 году.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 3
ФОТО из архива ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), задачу скорейшего возведения и ввода нового объекта в эксплуатацию поручили опытному производственнику Геннадию Сычеву. Он родился в 1937 году, закончил Свердловский электромеханический техникум железнодорожного транспорта и долго работал на дороге. В 1974 году он возглавил строительство, а затем и само новое Орджоникидзевское депо.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 4
                    Именно на этом пустыре с проходной построили Орджоникидзевское депо
 
«Впервые я увидел строительную площадку весной 1973 года. Это был пустырь с одиноко торчащим зданием – проходной. На предложение курировать стройку, а потом возглавить депо, согласился почти без колебаний. Я был принят в ТТУ в феврале 1974 года. Сразу начал знакомиться с вопросом содержания, эксплуатации и ремонта подвижного состава в Октябрьском троллейбусном депо, а также изучать проектную документацию на новое депо. Почти сразу стало ясно, что типовой проект 1965 года существенно устарел и требует значительных изменений. А стройка уже шла полным ходом», - вспоминает Геннадий Сычев.

 

 

                        «Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 5
  Уралмаш начала 1960-х годов, детский сад № 127 Уралмашзавода. ФОТО с сайта 1723.ru опубликовано пользователем Nath
 

Помог Сычеву решить эту проблему пришедший с железной дороги на работу в ТТУ инженер Сергей Хруслов. Он в сжатые сроки при участии техотдела управления конструкторской группы ВРМ (Вагоноремонтная мастерская – прим. ред.) внес серьезные изменения в проект, которые предусматривали в том числе переделку уже выполненных работ.

 

  «Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 6
    Строительство депо на Веере, ФОТО с сайта 1723.ru, опубликовано пользователем Александр
 

Так, на месте гальванического отделения, для которого уже частично были выложены кирпичные перегородки, построили механический цех и агрегатный участок. Вместо стоянки аварийных машин контактной сети возвели электроцех. На освободившихся площадях предусмотрели дополнительно четыре машино-места для плановых ремонтов и ТО.

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 7
                           А.А. Косыгин и директор завода Малофеев П.Р. на Уралмаше. 1966 год. 
ФОТО из архива ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Смотровые канавы сделали на 100 миллиметров шире. Это позволило использовать передвижные домкраты при работе в них. Полностью было перепланировано моечно-уборочное и аккумуляторное отделения.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 8
                                            Геннадий Сычев
 
«Каждый, кто хоть раз касался стройки, знает, что такое изменить проектную документацию, уже принятую к производству и переданную всем субподрядчикам. Но надо отметить желание генподрядчика – работников стройуправления №23 треста «Уралмашстрой» - нам помочь. Они согласились с изменениями в планах строительства. Удалось не все, но многие было сделано», - отмечал Геннадий Сычев.

 

 

                   «Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 9
 Новое здание «Унипромедь» на Куйбышева – Белинского. ФОТО из книги «Свердловск» Путеводитель справочник, 1963 год
 

Плановые сроки сдачи безжалостно поджимали, поэтому Сычев начал готовить депо к пуску в эксплуатацию в самый разгар строительства. Еще велись работы в ремонтном цехе, не были построены самые необходимые для нормальной работы шиномонтажное и столярные отделения, мойка, не была оборудована диспетчерская связь.

 

                             «Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 10
Игра в баскетбол на стадионе Уралмашзавода. ФОТО: из фондов Музея современной истории России. 
                                    Опубликовано пользователем Nath на сайте 1723.ru
«Такая спешка обусловлена еще одним важным обстоятельством: площадку отстоя Октябрьского депо по Белинского срочно требовалось освободить под строительство дома для ветеранов войны. Объект необходимо было сдать к 30-летию Победы. Это было делом чести для руководства города», - сообщается в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 11

 

Акт готовности нового депо на Веере был подписан 31 декабря 1974 года. Однако в документе техиспектор обкома профсоюза прописал ряд серьезных замечаний. Представители пожарной охраны и санэпидемстанции вообще не подписали его.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 12
        Белая башня. ФОТО: с сайта iq.hse.ru. Опубликовано пользователем Rovesnik на сайте 1723.ru
 

Тем не менее, депо было решено запустить до конца зимы. На помощь из Октябрьского депо откомандировали два десятка ремонтников и другой обслуживающий персонал. Прибыли старые машины. Всего в Орджоникидзевское депо перевели около 100 водителей и 83 ремонтника.

 

«Было невероятно тяжело. Накануне пуска я и руководитель Октябрьского депо Владимир Толыпин не спали всю ночь. Масса организационных и технических вопросов решалась на ходу», - вспоминает Геннадий Сычев.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 13
         Улица Я. Свердлова, 1965 год. ФОТО с сайта 1723.ru, опубликовано пользователем Александр
 

 

Но, несмотря на все сложности, утром 27 февраля 1975 года из депо вышли первые троллейбусы, которые отправились по маршрутам: №5, №8 №5А (сейчас №13). Свежевыкрашенные машины были украшены флажками.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 14

 

Правда, в тот период троллейбусная линия, соединяющая депо через поселок Веер с контактной сетью города, еще не была готова, поэтому рогатые буксировались через площадь Первой пятилетки тягачами.

 

 

«Начали строить и поняли, что проект серьезно устарел». О том, как возводили троллейбусное депо в поселке Веер в спецпроекте «Е-транспорт» - Фото 15
                                                    В музее ЕТТУ с Алексеем Медведевым 

 

Два дня февраля и весь март новое депо считалось филиалом Октябрьского. Только с 1 апреля по приказу по Обкомхоза оно получило статус самостоятельного. Эта дата и стала официальным днем рождения Орджоникидзевского троллейбусного депо.

 

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесь и здесь

 


 

Просмотров: 7309

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости