Сообщить новость
25 мая в 13:03

«Стояли на задней стенке троллейбуса и сидели по 5 человек на крыше». О работе свердловского троллейбуса в конце 1950-х в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Основой троллейбусного парка Свердловска в 1950-1960 и позднее был МТБ-82.

Водитель троллейбуса на фоне МТБ-82, конец 1950-х годов.
Водитель троллейбуса на фоне МТБ-82, конец 1950-х годов.

В середине 1950-х годов в Свердловске катастрофически не хватало троллейбусов. Людям в часы-пик приходилось подолгу ждать на остановках в ожидании транспорта, а если он и приезжал, то просто штурмом брать входную дверь рогатого. Однако не всегда и не всем хватало места в салоне. Некоторым приходилось лезть на крышу или цепляться на троллейбус сзади. Более-менее ситуация выправилась только к концу 1950-х годов. Тогда в наш город начали приходить новые машины, в том числе современные по тем временам ЗИУ-5.

 

О строительстве новых маршрутов, дефиците троллейбусов и конкуренции рогатых с «полуустарелыми» трамваями в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

 

 

 

В Свердловске после запуска троллейбусного маршрута №3 «Центральная гостиница – стадион «Металлург Востока» в 1953 году строительство новых линий замедлилось на 6. Связано это было, прежде всего, с прекращение поставок новых рогатых. Между тем, наш город продолжал расти. Так, 1950 в Свердловске проживали 556 тысяч человек, в 1959 – 778 тысяч человек. Транспортное строительство серьезно отставало от потребностей в перевозке пассажиров.

 

 

                                              Обычный двор в Свердловске, 1962 год

 

«Линия на вокзал с Химмаша утром переполнена, 5-6 машин подряд идут и не берут людей. Идут с интервалом 5 минут. Люди стоят на задней стенке троллейбуса, сидят по 5 человек на крыше», - процитировал «Уральский рабочий» в номере от 15 декабря 1956 года жителя Свердловска К. Петрова.

 

 

                Перекресток Вайнера и Малышева 1958 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Заявки Свердловска на троллейбусы руководством страны не удовлетворялись, поэтому местные власти пытались удлинить некоторые существующие маршруты. Так, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), летом 1956 года горсовет запланировал строительство троллейбусного кольца в районе Уктуса, чтобы дотянуть туда троллейбусный маршрут от Центрального стадиона. Кольцо удалось построить только в 1959 году.

 

 

 

В 1957 году из Энгельса, куда на завод имени Урицкого перенесли производство троллейбусов МТБ-82, стали поступать новые машины. И сразу троллейбусная сеть в Свердловске получила толчок для своего развития.

 

 

 ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

В газете» Вечерний Свердловск» от 24 марта 1959 года главный инженер СТТУ А.Н. Попов писал о необходимости проложить три новых троллейбусных маршрута: первый - по Малышева на ВТУЗ-городок, который потом можно продлить на запад от Центрального стадиона до Московского тракта. Вторую ветку планировалось пустить по до ЦПКиО им. Маяковского, по Щорса, а оттуда на Амундсена в Юго-Западный микрорайон. Также в планах было сделать линию по Шейнкмана в поселок на Московской горке.

 

 

                                                 ЦПКиО им. Маяковского, 1957 год

 

Обычно в те годы техническую документацию по проектированию новых трамвайных и троллейбусных трасс составляли проектные институты столицы. Всю страну они обслуживать одновременно не могли, и города стояли долгими годами в очереди на свою линию. Попов в статье отметил, что эту практику пора менять. По его словам, в нашем городе есть свои проектные институты, в частности Свердловскпроект, которому вполне по силам создать проектное обеспечение планов строительства горэлектротранспорта, отмечают в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

 

После этого началось, хоть и медленными темпами, проектирование новых маршрутов общественного транспорта в городе.

 

«Еще в 1957 году должно было вступить в строй разворотное кольцо у остановки Гончарный переулок в поселок Нижнеисетск. В октябре полностью была заасфальтирована площадка, установлены опоры. Оставалось навесить растяжки и провода. Планировалось сделать это к 7 ноября, но только в феврале 1958 года принялись за эти работы. Что еще беспокоит транспортников? Троллейбусный парк растет. Депо рассчитано на 25 машин, а там сейчас скопилось 72», - написал «Вечерний Свердловск» в передовице от 28 марта 1958 года. 

 

 

                                    Двор на улице Гоголя в Свердловске, начало 1960-х годов. 

 

Стремительно росли новые жилые кварталы, но не всегда удавалось проложить к ним хорошие дороги, не хватало средств и рабочей силы. И тем не менее, в 1959 году построили линию по Щорса на ЦПКиО, и стал по ней ходить троллейбус №2 по маршруту: «ЦПКиО - Центральный стадион». Со сдачей 110 метрового кольца организовали новый маршрут №4 «Уктус – проспект Ленина».

 

 

               Малышева — Добролюбова. Около - 30º. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Основой троллейбусного парка Свердловска в 1950-1960 и позднее был МТБ-82 - очень надежная, долговечная и простая по конструкции машина. Стоит отметить, что первое десятилетие после Великой Отечественной войны было отмечено бурным созданием и развитием троллейбусных систем в Советском Союзе. Они рассматривались как продвинутое решение транспортных проблем по сравнению с «полуустарелыми» трамваями.

 

 

                                        Водитель троллейбуса, начало 1960-х

 

«Но эти троллейбусы относились к среднему классу и не отличались ни комфортом для пассажиров, ни удобством работы для водителя и кондуктора. Главными недостатками МТБ-82 сочли тяжелую рамную конструкцию корпуса, непропорционально большую кабину водителя, узкие двери, неудовлетворительный обзор из пассажирского салона, неоптимальную с точки зрения экономии электроэнергии косвенную неавтоматическую систему управления током через тяговый электродвигатель», - сообщает Википедия.
 
 
                                                             В Екатеринбургском музее ТТУ

 

По данным «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), с 1960 до 1970 число троллейбусов в Свердловске выросло почти вдвое - с 89 до 162. Появились машины модификации ЗИУ-5, выпускаемые заводом Энгельса Саратовской области. Новые троллейбусы были с полуавтомотической системой управления, просторные и более комфортабельные, по сравнению с МТБ-82.

 

 

                                                 МТБ-82 на выставке в Нижнем Новгороде

 

За 10 лет увеличилась протяженность маршрутов - с 44 до 78 км. Выросло и число пассажиров. Так, если в 1960 году троллейбусы перевезли 38 млн человек, то в 1970 – уже 63 млн. человек.

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесь и здесь

 

Материалы из музея ТТУ, книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга».

 

Просмотров: 8302

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также