В Свердловске в начале 1970-х годов троллейбус развивался быстрыми темпами: парк пополнялся современными машинами, строили новые линии и большое Орджоникидзевское депо в поселке Веер. 30-летний юбилей запуска рогатых отметили открытием двух новых маршрутов и миллиардным пассажиром. Однако, как и в предыдущие годы, все эти успехи давались троллейбусникам крайне тяжело.
О том, какие новые маршруты запустили к юбилею, что за новые троллейбусы поступали в город и почему прокладка новых линий по-прежнему не обходилась без тяжелого ручного труда, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».
У Театра музыкальной комедии, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил Андрей Цацуров |
В начале 1970-х параллельно с разработкой и строительством нового депо на Веере модернизировался и пополнялся новыми моделями автопарк СТТУ. Так, в 1972 году списанные МТБ-82 стали перестраивать под перевозку грузов. На смену старых троллейбусов приходили ЗИУ-5. Салон этих машин имел 38 сидячих мест. Всего же троллейбус мог перевозить до 120 пассажиров.
ЗиУ-5 ФОТО: с сайта fishki.net |
«На момент своего появления ЗиУ-5 был воплощением самых передовых идей в троллейбусостроении. Широкий кузов позволил разместить двухрядные сиденья по обоим бортам машины и оставить между ними достаточно широкий проход. Задняя накопительная площадка была очень просторной для размещения крупногабаритного багажа пассажиров. Широкие двери, по сравнению с очень узкими на МТБ-82, многократно ускорили процесс посадки-высадки. Большая площадь остекления позволяла наблюдать из пассажирского салона и кабины водителя за окружающей обстановкой», - пишет «Википедия».
ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html |
К 1971 году в нашем городе было уже 172 машины. Все они могли работать без билетных касс и были оснащены компостерами.
ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html |
1973 год был юбилейным для свердловского троллейбуса. 30 лет назад, 17 октября 1943 года, открылся первый маршрут «Свердловск-Нижнеисетск». С тех пор рогатые прочно вошли в жизнь города. По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год) в 1973 году за два дня троллейбусы перевозили столько же свердловчан, сколько и за весь 1944 год.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области. |
День рождения троллейбусники отметили открытием нового маршрута №8. Он кольцевой и его маршрут пролегал исключительно по Уралмашу – от площади Первой Пятилетки до Коммунистической. Его проложили недалеко от въездных ворот будущего Орджоникидзевского депо.
ФОТО: В.С. Тарасевича, 1958 год. «Уралмашзаводу» 25 лет. Взято с сайта "История России в фотографиях" |
«По случаю восьмерки на предзаводской площади Первой Пятилетки состоялся многотысячный митинг. Первый троллейбус доверили водителю-наставнику Леониду Ефимову. Протяженность маршрута - 8,3 км. Его обслуживали в рабочие дни 14 машин, в том числе три новеньких, комфортабельные трехдверных ЗиУ-9, только что появившиеся в городе. Маршрут обслуживали 44 водителя», - писала газета «Электропуть».
Ленина-Карла-Либкнехта, апрель 1974 год. ФОТО: Павла Михайловича Абакумова, 1723.ru |
29 мая 1974 года троллейбусники торжественно встретили миллиардного пассажира. Им оказался продавец магазина №33 горминпромторга Т. Федосеева. Ей вручили удостоверение, в котором было написано: «Миллиардный пассажир свердловского троллейбуса».
Малышева от "Американской гостиницы" в сторону Исети. ФОТО: из "Ностальгия по Свердловску 29" с сайта 1723.ru |
В 1974 года в эксплуатацию ввели еще одну троллейбусную линию №9 по улице Самолетной к Шинному заводу.
Якова Свердлова, иль 1958. Фото из архива Николаева А. Опубликовано ArtOleg на сайте 1723.ru |
«В 1968 году, завершив реконструкцию и решая вопросы социального развития, Шинный завод выступил инициатором строительства троллейбусной линии по Самолетной», - вспоминает на страницах газеты «Электропуть» о том, как строилась «девятка», заместитель начальника СТТУ Б.А. Козловский.
Кольцо на Репина у входа в Центральный стадион, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил Андрей Цацуров |
По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), в ходе ее строительства методом «прокола» были проложены кабельные линии под железнодорожными путями станции Уктус. Целый месяц пневмократ продавал стальные трубы, «прокатывая» насыпь железнодорожного полотна на длину 60 метров, затем в них зятянули кабель. Использовались и другие методы строительства: бурение котлованов под опоры контактной сети: ямобуром диаметров 800 миллиметров, рытье траншей под кабель канавокопателем.
Карла-Либкнехта у Дома пионеров, конец, 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил Андрей Цацуров |
Несмотря на шагнувший далеко технический прогресс, доля тяжелого ручного труда при прокладке новых линий по-прежнему была велика. Конечно, в 1970-е, как в годы войны во время запуска первого маршрута, людям не надо было рыть промерзлую землю под столбы и вместо 1-2 машин и лошадей им предоставляли современную для того времени технику, но все же приходилось крайне нелегко. Вся эта «тяжесть» легла на плечи трудящихся ремонтно-строительного участка СТТУ Чкаловского района, но все работы были выполнены в срок, и троллейбусы по Самолетной были запущены.
Дворец пионеров на Вознесенской горке, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил Андрей Цацуров |
С открытием «девятки» протяженность троллейбусных линий в Свердловске составила 90 км.
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, трамвайного – здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
Просмотров: 9568
Автор: Екатерина Турдакина