Таскали трамваи танками и превращали водителей в «медведей». О том, как строили и развивали Северное депо, в спецпроекте «Е-транспорт»

Первую очередь объекта ввели в эксплуатацию 29 декабря 1959 года.

Спецвагон №915 на базе МТВ-82. Построен в 1978 году

В 1950-е годы Свердловск продолжал активно прирастать новыми районами и населением. Это требовало новых транспортных линий и увеличения количества трамваев. Последние в город регулярно поступали, однако Южное депо уже не могло вмещать в себя такое большое число вагонов. Тогда было принято решение возводить второе депо. В годы его запуска и становления были лютые 43-градусные морозы, поэтому трамваи из депо вытягивали танками, а кондукторы носили двойные валенки. В депо, помимо основных рабочих помещений, было общежитие для работников и буфет.

 

О народном возведении Северного депо, превращении кондукторов и водителей в «медведей» и пирожках от дяди Миши-милиционера, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

 

С 1950 года в Свердловск стали поступать новые вагоны МТВ-82 – за 9 лет их число увеличилось до 62-х вагонов, в 1958 года в город доставили 13 чешских вагонов Т-2. Территория Южного депо уже не могла вместить весь новый подвижной состав. Решено было возводить новый дом для электротранспорта.

 

 

Поливочный вагон. Появился в 1970-е годы.

 

«Надо строить в прямо противоположном Южному депо месте. Предлагаю в новом районе – в северной части города. Там еще просторно, можно выделить большой землеотвод, чтобы вагоны не теснились и не мешали друг другу», - именно это неоднократно говорил на совещаниях в горисполкоме начальник СТТУ Михаил Кирильцев.
 

 

                                                              ФОТО: Свердловский госархив

 

Был разработан типовой проект депо на 100 вагономест. Для этого отвели на проспекте Космонавтов огромную по тем временам территорию. Строительство велось методом народной стройки. Название депо получило по географическому признаку – Северное. По данным книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, депо было запущено 29 декабря 1959 года. По этому случаю традиционно состоялся митинг. Красную ленточку перерезала опытный водитель трамвая Валентина Жданкина, которая начала работать в Южном трамвайном депо в 1956 году. За четыре первых дня января 1960 года более 90 вагонов перегнали из Южного парка в новый. Полный плановый выпуск вагонов из Северного депо состоялся 6 января. Всего за депо были закреплены 98 вагонов, 60 из которых серии «Х».

 

 

ФОТО: ГКУСО «ГАСО»

 

На территории депо располагались цех осмотра и ремонта подвижного состава, административное трехэтажное здание (ныне здание УПЦ), а также котельная, которая отапливала все помещения. На первом этаже административного здания находились диспетчерская, кассы, коммутатор, отдел главного механика. На втором – кабинет начальника депо Афанасия Белькова, главного инженера, бухгалтерия, отдел эксплуатации и комната для приема пищи, а на третьем – общежитие для водителей.

 

 

Ветеран СТТУ Валентина Жданкина

 

«В те годы питание водителей не было организовано, поэтому на линии мы постоянно чувствовали голод. На регулировочном камне на площади 1905 года дежурил милиционер, который был женат на диспетчере СТТУ Анне Исаковой и всегда помогал трамвайщикам. Водители, когда переводили стрелки или при задержке движения на этом участке, часто просили его: «Дядя Миша, купи пирожок». Еще хорошо помню, как в здании нового депо на втором этаже окрыли буфет. Мы всегда пили там чай с булочками. На третьем этаже было общежитие, ходили туда в гости», - говорит Валентина Жданкина, которая водила вагоны серии «Х», работала на тройке и трехосном поезде.

 

Вагон №941 для контактной сварки рельсов

 

Ветераны вспоминают, что в годы запуска и развития депо были очень суровые зимы. Столбики термометров опускались до -43 градусов. Нередко трамваи на линию приходилось вытягивать танками.

 

 

Трамвай на улице 8 Марта, 1976 год 

«Благо недалеко Уралмаш. Просили у заводчан танк. Им и вытягивали трамваи на линию. И развозили вагоны уралмашевцев на работу, в школы, институты, почти не нарушив расписания», - говорится на сайте e-tram.narod.ru

 

                                                          Фото: Свердловский госархив

 

При сильных морозах на остановке «Площадь» 1905 года» производилась пересменка водителей и кондукторов, чтобы замерзшие могли отогреться в диспетчерской, которая располагалась в небольшом деревянном здании на углу Ленина-8 Марта, где сейчас гимназия №9. Помимо диспетчеров, в этом объекте ютились еще путейцы и стрелочники.

 

 

ФОТО: ГКУСО «ГАСО»

 

«Многое забылось, а вот как зимой приходилось трудно, помню. Сначала надевала дамские валеночки, а потом мужские. Только так можно было спастись от холода в 40-градусные морозы. Поверх куртки надевала пальто. Как медведь передвигалась», - говорит Валентина Жданкина.

 

 

                                                 Фото: Свердловский госархив

 

Условия работы в Северном депо были очень сложными. Объект располагся в новом районе без жилого массива и социнфраструктуры. Подвижной состав выходил на линию в три смены. Кроме того, были дополнительные поезда, которые перевозили водителей ночью. Смотровые ямы были неудобными. В цехе в холодное время постоянно завывал ветер.

 

 

Рижский трамвай РВЗ-6, 1962 год

 

Не хватало слесарей и водителей, поэтому последние нередко после второй смены работали еще и в первую. Особенно часто это делали те, кто жил в общежитии депо. Их даже стали называть «палочками-выручалочками».

 

 

 

Слесарям из-за дефицита кадров также приходилось работать по несколько смен подряд. Осмотр вагонов производился с вечера и до утра. Ремонтировали трамваи вручную.  

 

 

«В 1961 году подвижной состав пополнился четырехосными одиночными вагонами МТВ-82. На радость водителям они были с теплыми кабинами, слесарям – удобными в ремонте. К концу года подвижной состав Северного депо увеличился до 120 единиц. На линию выпускали 104. С годами численность вагонов продолжала расти. Вагоны серии «Х» заменяли на МТВ-82 и рижские РВЗ-6», - говорится в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

 

В конце 1960 решено было стоить вторую очередь Северного депо, которую назвали цех №2. Возводить его начали в 1968 году. Сдали объект в конце 1970 года. Депо получило новый корпус площадью 3857 кв. метров, в нем располагались 4 смотровые канавы длиной по 90 метров для осмотра и ремонта вагонов. На втором этаже была администрация, отделы, красный уголок и буфет.

 

 

 

К сожалению, передвижение вагонов из старого депо в новое и наоборот предусмотрено не было. При утреннем выпуске, в случае обнаружения неисправности в вагоне, для постановки на канаву или другой путь его приходилось перегонять через кольцо «Оперный театр». Не была готова смазочная, доделывали трубопровод. После сдачи пришлось дооборудовать радиомастерскую, аккумуляторную, проводить телефонные линии, устанавливать станки в механическом цехе. Проводились большие работы по благоустройству территории.

 

 

Проспект Ленина, 1970-е годы

 

«По поручению общества ВОИР для изучения опыта коллег в московское депо им. Апакова были командированы лучшие работники Северного депо. Особое внимание привлекли механизированная мойка вагонов, подача песка и смазки к вагонам. Эта поездка вдохновила свердловских трамвайщиков. Слесарь по ремонту пневматического оборудования Степан Котов занялся усовершенствованием и облегчением ручного труда в депо», - сообщается в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

 

Проспект Ленина, 1980-е годы. «Ностальгия по Свердловску. Часть 21». 1723.ru

 

С 1972 по 1976 депо возглавлял Валентин Пугачев. При нем в депо стали производить текущий ремонт вагонов МТВ-82 и Т-3. В цехе были установлены две кран-балки грузоподъемностью 3,2 и 5 тонн. Заново оборудованы смотровые канавы. Была ликвидирована котельная и в депо проведена теплотрасса линии СУГРЭС.

 

                 Источник: МАММ/МДФ. Взято: russiainphoto.ru

 

«Силами свердловчан была проложена теплотрасса протяженностью 120 метров, проведены монтажные работы внутри здания. Это позволило существенно сэкономить деньги. Так, в год кочегарка расходовала 1140 тонн каменного угля, что обходилось государству в 227400 рублей. Освободившееся здание котельной было переведено под механические мастерские», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

Макаровский мост. «Ностальгия по Свердловску. Часть 24». 1723.ru

 

В 1977 году начальником депо стал Владимир Мачульский. При нем появились автоматизированные подъемники для монтажа и ремонта оборудования. При механическом цехе организовалась экспериментальная группа. Ее специалисты установили электрические ножницы для резки металла, сетевое табло, которое информировало о размещении вагонов на путях депо, а также изготовили электропресс для штамповки деталей.

 

 

Спецвагон №942

 

В 1990-е участились случаи воровства с территории Северного депо. Для того, чтобы сохранить свои имущество, предприятие огородили бетонным забором и посадили охранников. Для удобства водителей кабины вагонов оборудовали сейфами, где можно хранить детали для вагона. Раньше водителям, среди которых в основном женщины, приходилось таскать с собой тяжелые чемоданы с фарами, зеркалами и предохранителями. Также в вагонах появились отдельные ячейки для личных вещей кондуктора.

 

 

Снегоочиститель Северного депо

 

«Северное депо первым в ТТУ в трудные 1990-е взяло на баланс столовую. Там существовало двойное меню. Своих работников там обслуживали по более низким ценам. Сейчас помещение столовой расширено, сделан капитальный ремонт, есть буфет. Кондитеры работают здесь ночью, чтобы обеспечить утром свежую выпечку. Ежедневно горячее питание доставляется на конечные станции», - говорится в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.
 

 

По данным Гортранса, на сегодняшний день площадь территории Северного депо 66000 квадратных метров. Средний возраст работников предприятия - 44 года. Депо обслуживает 11 маршрутов города. К нему приписаны 164 вагона.

 

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично историку трамвайного движения Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь, здесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь

 

 

Просмотров: 10817

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости