Сначала водители были удивлены тем, что для получения путевого листа, им надо пройти медтесты.
Автобус был запущен в Свердловске в феврале 1925 года. Для обеспечения безопасности пассажиров и других участников движения с того времени были разработаны ПДД, курсы для обучения водителей, станции техобслуживания машин. Однако о том, чтобы проверять состояние здоровья водителей, от которых зависела жизнь пассажиров, задумались только в конце 1960-х годов.
О создании службы предрейсовых осмотров водителей и классов по безопасности дорожного движения, читайте в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».
Безопасность пассажиров общественного транспорта напрямую зависела от опыта и состояния здоровья водителя. Именно поэтому руководство автобусного предприятия обращало особое внимание на эти два показателя. Но несмотря на, это ЧП все-таки случались. Так, после одного из таких в Свердловском автобусном парке №2 решили, что водителей перед выходом на рейс должны проверять медики.
Такие «Шкоды» обслуживали городские маршруты, 1964 год |
«Последним толчком стал случай с водителем Баталовым, который после сильного нервного потрясения на бытовой почве практически ослеп. Медики оценили потерю зрения на 0,7%. Боясь потерять работу, он никому об этом не сказал. В результате наехал на перила моста. Тогда решили в качестве эксперимента создать и опробовать систему контроля за состоянием водителей. В 24-й городской клинической больнице к этому предложению отнеслись с интересом и предложили опытных медиков», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
В стоматологическом кабинете одного из автобусных предприятий |
Вместе с медработниками автобусники разработали список противопоказаний, с которыми водитель не может выезжать на линию. Для проведения обследования выделили спецкомнату. В октябре 1968 года пришедшие на работу водители были удивлены тем, что диспетчер не выдает им путевой лист без специального талончика, подтверждающего прохождение медтестов.
«ЛаЗ-695-Б» на 24-м маршруте. 1963 год. |
Сначала обследования проводились выборочно. Однако уже с 1 января 1969 года впервые в истории транспорта на территории СССР в Свердловском автобусном парке №2 приказом директора Владимира Рогожина был введен обязательный предрейсовый медосмотр среди всех сотрудников предприятия. Данную инициативу высоко оценило руководство СПОПАТ №1, которое в скором времени ввело обязательный осмотр перед рейсом на всех автотранспортных предприятиях объединения города без исключения.
Кондукторы В.Ф. Локоткова и А.И. Абрамова, 1959 год |
«В 1969 году многие отнеслись к начинаю свердловских автобусников с недоверием. Однако уже в 1970 работа кабинета по предрейсовому осмотру водителей предприятия была приставлена на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства в Москве и получила диплом», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
В часы пик в шестидесятые годы было очень тяжело сесть попасть в автобус |
Медосмотры проводились на базе действующих здравпунктов. Каждый из них имел новейшую физиотерапевтическую аппаратуры, кварцевые облучатели, ингаляторы, приборы для магнитолазеротераии, современное стоматологическое оборудование. На договорных условиях с больницами города объединение стало проводить для десятков своих сотрудников курсы лечения в стационарах.
Зоя Кизнер проверяет водителей на линии |
Активное участие в создании и развитии службы по предрейсовому и послерейсовому обслуживанию водителей принимала Зоя Кизнер. Этой работе она отдала более тридцати лет. Именно она стала бессменным фельдшером первого в СССР передвижного пункта для контроля за состоянием здоровья водителей автобусов, который был создан в октябре 1985 года. С первых дней работы передвижной медпункт обрел популярность в городских подразделениях ГАИ. И стал использоваться для контроля за водителями не только автобусов, но и всего транспорта Свердловска.
Передвижной медицинский пункт |
«По собственной инициативе Зоя Кизнер закончила курсы наркологов при областном наркологическом центре, что значительно расширило ее полномочия, и добилась таких результатов, которые не прогнозировались даже оптимистами. За время работы пункта с 1985 года по 2000 Зоя Кизнер отстранила от работы транспортных средств 11286 водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
Автобусы построены для обслуживания всероссийского совещания |
Помимо здравпунктов, на каждом предприятии объединения были организованы и оборудованы классы по безопасности дорожного движения, в которых проводились инструктаж и занятия с водителями, разбор типичных аварийных ситуаций. Была создана своя фотолаборатория, классы оснащались киноустановками «Украина» для демонстрации фильмов по безопасности дорожного движения. С областной конторой кинопроката был заключен договор о предоставлении таких фильмов.
|
В 1981 году все классы автобусных предприятий оснастили автоматизированной системой подготовки и сдачи зачетов, разработанной и изготовленной Свердловским электромонтажным техникумом. Были разработаны и напечатаны билеты по основам безопасности дорожного движения и ПДД.
Икарус-180 - первый автобус особо большой вместительности. 1973 год |
Были в классах и совершенно уникальные приборы-тренажеры, которые изготовили наши умельцы-автобусники. Один из них изготовили водители-инструкторы предприятия №2 Евгений Азанов и Петр Арефьев. Этот прибор определял время зрительной реакции водителя и его способность быстро переключать внимание при управлении автобусом.
Тест для опеределения координации движения водителя |
«Должность водителя-инструктора была введена в структуре безопасности дорожного движения каждой колонны в 1984 году. На нее традиционно подбирали водителей, имеющих стаж безаварийной работы на автобусе. По совместительству с ГАИ города плану мероприятий по обеспечению безопасности перевозки пассажиров был установлен единый порядок разбора непосредственно в коллективе допущенных водителями объединения нарушений. Он действует и по сей день, несмотря на изменения в структуре ГИБДД», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
На конкурсе профессионального мастерства водителей |
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, трамвайного – здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
Просмотров: 7036
Автор: Екатерина Турдакина