17-метровые «гармошки» и утопание «рогатых» в лужах. Как работал свердловско-екатеринбургский троллейбус в 1990-2000-е годы в спецпроекте «Е-транспорт»

Расписание выхода «рогатых» на маршрут все еще делали вручную.

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

В Екатеринбурге в 1990-2000-е годы троллейбусники изо всех сил старались развиваться. Запускали новые линии, ввели в эксплуатацию вторую очередь Орджоникидзевского депо и старались держать «старичков» парка в строю, потому как новых машин в городе почти не поступало.

 

Об отказе от ручного составления расписания выхода машин на маршруты, 17-метровых «гармошках» и утопании «рогатых» в глубоких лужах, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

 

Несмотря множество современных троллейбусов в городе и большой пассажиропоток, конце 1980-х годах расписание выхода «рогатых» на маршруты по-прежнему составлялось вручную. По словам ветерана ТТУ Галины Дроздовой, это была очень кропотливая, сложная и трудоемкая работа. Отказаться от бумажного варианта решено было только в 1990-е года в связи с внедрением автоматизированной систему управления на предприятии. Расписание стали вносить в автоматическую систему для осуществления контроля за движением, оперативного руководства и составления нарядов работы водителей.

 

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

«Нас заинтересовал вопрос составления расписания на ЭВМ. Стали изучать опыт в других городах. Московская академия коммунального хозяйства предложила свою программу, но она оказалась не совсем удобной. Съездили в Минск, чтобы перенять опыт белорусских коллег в этом вопросе. Но уже при работе у нас возникли сложности. Тогда программисты службы автоматики решили написать свою программу. В 1995 году совместными усилиями инженеров отдела расписания и программистов родилась первая версия программы составлении расписания», - рассказывает Галина Дроздова на страницах книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

В конце 1980-х остро встал вопрос нехватки производственных площадей и мест для стоянки машин. К этому времени троллейбусный парк насчитывал 240 машин, поэтому троллейбусники снова подняли вопрос расширения действующего депо или строительстве нового. Первая идея была одобрена еще в 1976 году, но тогда дело ограничилось лишь отводом земельного участка. В итоге после длительных обсуждений в 1989 году было решено возводить вторую очередь Орджоникидзевского депо. Проектирование поручили институту «Промтрансиипроект», а генеральным подрядчиком стало СУ-23 треста «Уралмашстрой», которое в 1974 году возводило первую очередь объекта.

 

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

Вторая очередь депо рассчитана на 100 троллейбусов. Помимо служебных помещений и стоянки, были предусмотрены цех по ремонту и восстановлению машин со смотровыми канавами, который мог обслуживать до 200 машин, и также мойка для «рогатых». Размеры и оборудование последней позволяли мыть одновременно сразу три троллейбуса. Также проектом предусматривались электроцех и участки покраски и наладки транспорта после ремонта.

 

 

Именно на этом пустыре с проходной построили Орджоникидзевское депо

 

Несмотря на огромную потребность города в объекте и тому, что планом развития городского электрического транспорта преимущество отдавалось развитию сети троллейбусных маршрутов, вторую очередь депо начали строить только в 1993 году. Новый цех в Орджоникидзевском депо открылся в октябре 2001 года, хотя изначально планировалось это сделать еще 2000 году.

 

 

ФОТО: Музей ЕТТУ

 

Современная материально-техническая база очень пригодилась троллейбусникам. Новых машин, как и деталей, с 2001 года в город поступало мало, поэтому часто приходилось ремонтировать имеющиеся.

 

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

«Поскольку поставки в необходимых объемах новых троллейбусов на предприятие прекратились с 2001 года, а техническое состояние несущих элементов рамы кузова оставляло желать лучшего, руководство предприятия приняло решение осваивать капитально-восстановительный ремонт отслуживших свой срок троллейбусов своими силами. Базой для таких работ стал участок Орджоникидзевского депо. Для этой цели в депо был организован участок КВР, который был укомплектован ремонтным персоналом и необходимым оборудованием», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

Свердловск, 1977 год. Фото А.Фрейдберга. Издательство «Планета». Москва.

 

Некоторые новинки в Екатеринбурге все-таки приходили. Так, в 1994 году в столицу Урала поступили сочлененные ЗиУ-10 завода имени Урицкого, длина кузова которых составляла 17,5 метров. Машина могла развивать скорость до 70-и км в час и вмещала в себя до 164 человек. Основой для этой модели стал 18-метровый СВАРЗ-ТС, который мог перевозить одновременно более 300 человек.

 

 

Свердловск, 1977 год. Фото А.Фрейдберга. Издательство «Планета». Москва. 

 

В начале 1990-х много нареканий со стороны водителей вызывало неудовлетворительное состояние дорог: на отдельных участках после ливней канализация не справлялась с потоками воды и движение троллейбусов останавливалось.

 

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

«Администрация города в короткие сроки реконструировала троллейбусные магистрали на проспекте Космонавтов, Малышева, Белинского, Щербакова, Пархоменко. Решали вопросы повышения эффективности ливневых канализационных систем и в первую очередь под путепроводом. Уже в 1995 году от устранения ливневых озер простои троллейбусов на линии снизились на 35 %», - говорится в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет».

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

Продолжали троллейбусники прокладывать новые линии. В последних числах декабря 1994 году запустили маршрут до УНЦ, в 1995 году – по Крауля, в 1996-1997-м годах – на Ботанику.

 

 

Открытие новой троллейбусной линии в 1994 году

 

В августе 1998 года запущены кольцевые маршруты «А» и «Б», которые уже в следующем году переименовали в №18 и №19, которые пошли по Челюскинцев-Смазчиков-Сулимова-Комсомольская. Также 1998 году маршрут № 13 стал ходить по маршруту «Таганская – Коммунистическая».

 

 

ФОТО: Государственный архив Свердловской области

 

«При строительстве троллейбуса в Пионерском поселке трамвайные пути были переложены на новый мост, реконструированы трамвайные узлы на перекрестках: Луначарского-Челюскинцев, Смазчиков с переулком Трамвайный. Все работы были проведены в рекордно короткие сроки и с хорошим качеством. Большая часть контактной сети была смонтирована силами энергохозяйства.
 
 
Проспект Ленина, конец 1970-х годов. ФОТО: Павел Абакумов. Ностальгия по Свердловску-51, 1723.ru

 

В мае 2003 года открыт маршрут №15 гостиница «Свердловск» - Ботаническая, в декабре - №20 «Ботаническая-Академическая».

 

 

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского, историку трамвайного движения Алексею Медведеву и зав. отделом публикации и использования Государственного архива Свердловской области Ольге Никоян.

 

Просмотров: 13489

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости