В городе появлялись новые линии, шла масштабная реконструкция Южного депо.
Вторая половина 1970-х годов была для свердловского трамвая почти «золотым» временем. В городе появлялись новые линии, шла масштабная реконструкция Южного депо, трамвайщики научились экономить электроэнергию и одновременно с этим увеличили провозную способность машин. Были, конечно, и тяжелые моменты, например, лютые «минус» 44,6 градуса и дикие метели, но и с этим выносливые свердловчане справились на ура.
О том, как изменилось самое старое депо в городе, жгучем морозе в новогоднюю ночь 1979-го года и первом демонтаже рельсов, читайте в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».
В 1970-1980-е годы стали новым периодом для Южного депо. За 10 лет объект кардинально модернизировали: перестроили старые здания, чтобы увеличить производственные площади и освободить места для размещения вагонов на территории депо. Все работы производили на собственные средства Южного депо.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
Так, в ходе реконструкции были заменены перекрытия в вагонно-ремонтных мастерских, полностью переставили все оборудование. Перестроили механический цех, выстроили три помещения под склады. Одноэтажное здание бывшей столовой перестроили в двухэтажный бытовой корпус с двумя саунами, оборудовали мужскую раздевалку с сауной в цехе ТОПС. Пристроили к зданию цеха эксплуатации второй этаж, появилось отдельное помещение под диспетчерскую.
Южное трамвайное депо. ФОТО: А.В. Колесов, transphoto.ru |
«Парк вагонов почти в три раза превышал нормы, что создавало необычайную стесненность в производственных и служебных помещениях. По этой причине было перестроено здание цеха эксплуатации. Одновременно велось строительство новой столовой, работы по бетонированию полов, реконструкции канав в цехе-профилактории. В 1984 году появилась возможность перестроить механический цех. На территории возвели второй гараж, затем построили и установили моечную машину для вагонов, пескосклад и маслосклад. Был оборудован красный уголок», -вспоминает на страницах книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет» возглавлявший Южное депо в период реконструкции Юрий Шипицын.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
Параллельно с реконструкцией самого старого в городе депо в Свердловске прокладывали новые линии. Так, в 1973 год открыли трамвайный маршрут №26 «УПИ-Волгоградская». В 1977 году трамвайные пути дошли до Керамического завода. По ним был проложен самый протяженный - 44 км в оба конца - в городе маршрут №25» «Керамический завод-Фрезеровщиков».
Трамвайное кольцо на Волгоградской, 1973 год. ФОТО: Музея ЕТТУ. |
В 1976 году в Свердловске трамвайщики решили увеличить провозную способность машин и при этом существенно сэкономить на потребляемой электроэнергии. Стали выпускать на линию поезда из трех вагонов Т-3. К 1980-му году на линию ежедневны стали выпускать по шесть «тройников».
ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
«Экономия электроэнергии стала возможной за счет уменьшения числа включений в сеть, а также за счет того, что свердловские трамвайщики впервые в СССР при эксплуатации вагонов Т-3 попробовали заставить «сплотки» работать от одного токоприемника. Эксперимент оказался очень удачным: уменьшилось количество поломок токоприемников, износа контактного провода, сократилось число аварий на контактной сети», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
Проспект Ленина, 1925 год. ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
Ценный опыт свердловчан взял на вооружение завод-изготовитель. Обобщив опыт СТТУ, в нескольких городах стали выпускать вагоны Т-3 с оборудованием, позволяющим использовать много единиц от пантографа (токприемника).
Перекресток Шевченко-Луначарского, 1960-е годы. ФОТО: Госархив Свердловской области |
1979 год надолго запомнился трамвайщикам лютыми морозами. Так, по данным книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», в новогоднюю ночь и 1 января свердловские термометры показали -44,6 градуса. Это было рекордом за прошедшие 170 лет. Этот факт был занесен в книгу рекордов и достижений Свердловска-Екатеринбурга.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
«Свердловск, покрытый бахромой куржака и морозной дымкой, выглядел вымершим городом. Не было на улице ни одного человека, ни машины. Лишь одинокий трамвай, оказавшийся самым жизнестойким из всех видов городского транспорта, несмотря на трескучий мороз, с трудом шел по маршруту, свидетельствуя о том, что город живет», - говорится в книге рекордов.
Белинского-Энгельса. ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
Трамвайщики знали, что будет понижение температур, но не ожидали, что до такого уровня. Чтобы не заморозить машины, водители решили развозить пассажиров в течение всей новогодней ночи. Их смена начиналась в полночь, но они пришли задолго до положенного времени, чтобы сдвинуть с места замерзшие трамваи. Жгучий мороз обжигал лицо, коченели руки, но люди без устали буквально выталкивали машины на линию. Когда вагоны удалось завести, то их уже не выключали, а гоняли по территории депо и улицам города. В депо было организовано круглосуточное дежурство водителей, ремонтников, слесарей и перегонщиков.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
«Многие водители-перегонщики, слесари-ремонтники встретили Новый год за рулем или в депо. Те троллейбусы и трамваи, что работали всю ночь, не замерзли и вышли на линию в первый январский день. Остальные пришлось «размораживать», - говорится в книге «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет».
ФОТО: из книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет» |
От жесткого мороза трескалась и вздувалась краска на бортах вагонов. Не выдерживали низкой температуры контактные провода. Люди, работавшие на высоте, мужественно восстанавливали порывы. Так, на Эльмаше из-за обрыва контактной сети застыли без движения двадцать трамваев. Но водители не бросили вагоны, потому что пеклись о сохранности подвижного состава.
Свердловск, 1984 год. ФОТО: Музея ЕТТУ. |
2 января 1979 года почти на сутки поднялась сильная метель. Без устали работали снегоочистители, все путейцы трудились на линиях. На сложных участках люди в желтых жилетах прочищали стрелки щетками, кайлами и ломами. Они не только отбивали лед, но и отогревали стрелки кострами.
Свердловск. Фабрика-кухня ЦРК на улице Свердлова. ФОТО: smakhleb.ru |
Запомнился 1979 год не только морозами, но и первым за всю историю развития трамвая в Свердловске сокращением общей протяженности линий. Так, в конце года были демонтированы рельсы на Толмачева – от проспекта Ленина до «Космоса» - по Дзержинского, где сейчас располагается парк, и по Свердлова до железнодорожного вокзала.
Карла-Либкнехта-Свердлова-Шевченко. ФОТО: Государственный архив Свердловской области |
Протяженность этой линии составляла 2 км. На этом отрезке было 4 остановки: «Толмачева», «Дзержинского», «Кинотеатр «Урал» и «Дом культуры железнодорожников». По этой линии перед ее ликвидацией в оба направления ходили трамваи № 2,5, 16, в сторону вокзала – №2,23, 26 и в сторону проспекта Ленина – №6, 21.
ФОТО: Государственный архив Свердловской области (ГКУСО «ГАСО») |
Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, трамвайного – здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь, троллейбусного – здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
Просмотров: 11678
Автор: Екатерина Турдакина